Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Медицинское и психологическое исследование













Медицинское и психологическое исследование

Медицинское и психологическое исследование студентов

Автор: Янушаускас А.

Для оценки состояния общественного здоровья Всемирная организация здравоохранения применяет конкретные статистические показатели. Эксперты указывают, что для более полной оценки состояния общественного здоровья необходимы дополнительные показатели, отражающие субъективные явления - оценка состояния своего здоровья, особенности личности и темперамента. Они указывает не только на физическое состояние человека, но и на общее самочувствие, эмоциональное напряжение, усталость и на другие проявления психологического стресса. Проблема личности занимает исключительное место в психологии. Любые крайности в личностной сфере могут создавать большие трудности для человека, и они могут свидетельствует о разбалансированности психики. Существует мнение, что каждой профессии свойствены свои особенности личности и темперамента.

Цель исследования состояла в изучении студентов факультета общественной безопасности Университета Миколаса Ромериса в медикопсихологи-ческом плане.

В анкетировании принимало участие 1100 студентов (540 юношей и 560 девушек), поступивших в факультет в 1998–2007 годах. Для анкетирования использовали стандартизированную опросную анкету, при помощи которой исследовали взгляды студентов на состояние своего здоровья, анализировали распространение вредных привычек и желание изменить привычный образ жизни на здоровый. Для психологического исследования по установлению темперамента студентов использовались стандартные методики и тесты К. Леонгарда и Г.Айзенка (K. Leonhard, H. Eysenck).

Результаты исследования обрабатывались статистическими методами, подготовленными специалистами по информатике факультета в системе Microsoft Access 7.0 for Windows. Для проверки гипотезы равенства средних значений применялся критерий Стьюдента t. Результаты считались статистически достоверными при p<0.05.

Исследование состояния здоровья студентов начали с субъективного аспекта, т.е. проанализировали, как сами студенты оценивают состояние своего здоровья. На вопрос: “Как вы оцениваете соcтояние своего здоровья?” -было предложено пять ответов: 1) отличное; 2) хорошее; 3) среднее; 4) плохое; 5) очень плохое. Полученные результаты опроса показывают, что только каждый третий студент оценил состояние своего здоровья как “отличное”, а две третьих оценили как “хорошее”, несколько студентов оценили как “среднее” и ни один не оценил как “плохое” и “очень плохое”. Статистически достоверной связи между оценкой состояния своего здоровья и половым признаком не установлено. Результаты субъективной оценки состояния своего здоровья не противоречат данным других исследотелей, полученным по подобной методике [2,6,7,8].

При опросе студентов поинтересовались, есть ли у них жалобы на здоровье. Больше чем треть нами опрошенных (34,4%, р<0,001) были неудовлетворенны состоянием своего здоровья, т.е. каждая вторая девушка (49,5%, р<0,001) и каждый третий юноша (29,2, р<0,001) не считали себя полностью здоровыми. Студенты жаловались на нарушения в системе дыхания (юноши в 3 раза чаще, чем девушки, соответственно 24,1% и 8,7%, p<0,05), пищеварительную систему (девушки в 2 раза чаще, чем юноши, соответственно 44,3% и 17,2%, p<0,05). Это можно объяснить тем, что большее количество юношей курят, а девушки придерживаются диет. Частота жалоб на другие системы организма среди студентов статистически не отличалась.

Для выяснения, как студенты следят за своим здоровьем, был задан вопрос “Достаточно ли вы заботитесь о состоянии своего здоровье”. Большая часть студентов ответила “да” (44,0%) и “хотели бы больше внимания уделять своему здоровью” (42,2%). Только 4% студентов ответили, что “им еще рано заботиться о своем здоровье” и 9,8% опрошенных ответили “не знаю”. Достоверной разницы между полами не установленно. Следовательно, большая часть студентов серьезно заботятся о своем здоровье.

Какие факторы, по мнению студентов, наиболее вредят здоровью? Стремясь к максимальной объективности, студентам не были перечисленны ни один из известных факторов риска (ФР), а в анкете было оставленно много места, чтобы каждый мог записать свое мнение. Чаще всего студенты указывали следующие факторы риска: курение, нерациональное питание, употребление алкоголя, недостаточная физическая активность, стрессы и повышенное нервное напряжение и некоторые другие.

В среднем студенты указали по 3,0 ФР (соответственно 3,1 ФР девушки и 2,9 ФР юноши, р<0,05), которые по их мнению наиболее вредят здоровью. Только малая часть (26,9%) не знали и не указали ни одного ФР. Другая малая часть (2,5%) напротив указали по 5 и более ФР.

На вопрос “Какие ФР вы можете причислить себе?” больше чем третья часть студентов (38,2%) ответила, что не имеют ни одного ФР. Напрашивается вывод о том, что наши студенты “идеальны” или не достаточно самокритично ответили на этот вопрос.

Были проанализированы стремление и решимость студентов отказатся от вредных для здоровья привычек. Приятно, что большая часть студентов (77,6%, при р<0,001) указала, что это “реально сделать”. Только малая часть (4,8%) ответила, что это “не реально” и 17,6% опрошенных указали, что об этом “еще не думали”. При выборе соответствующего варианта ответа достоверной разницы между полом отвечающего не установленно.

Результаты исследования состояния здоровья молодежи показывают, что сформировавшиеся негативные факторы, отражающие неправильный образ жизни, увеличивают риск как заболевания и возможности умереть от хронических заболеваний [2,8]. Образ жизни со временем может изменяться, но сформировавшиеся в детстве и юношестве взгляды на свое здоровье и приобретенные привычки наиболее устойчивы и сохраняются надолго.

Данные опроса показали, что наши студенты знают основные ФР и чаще всего этими ФР называли курение, употребление алкоголя и наркотиков, нерациональное питание, стрессы, нервное напряжение и недостаток сна. Около половины опрошенных девушек и треть юношей указали, что не связаны ни с какими ФР. По всей видимости, эти студенты не поняли вопроса по существу.

Состояние здоровья студентов зависит от комплекса биологических, социальных и гигиенических факторов, поэтому очень важно создать здоровую среду обитания, предоставить достаточно знаний о здоровье, своевременно формировать соответствующую установку на здоровый образ жизни.

Применяя общепринятые методики, мы определии распространенность экстраверсии и интраверсии у наших студентов. Полученные данные показали, что независимо от пола, экстраверты статистически значимо превалировали (р<0,001) в исследованном контингенте (60,6 проц. среди девушек и 64,0 проц. среди юношей), по сравнению с интравертами - соответственно 39,4 проц. среди девушек и 36,0 проц. среди юношей. Но из этого отнюдь не следует, что каждый из студентов непременно является либо экстравертом, либо интравертом. Напротив, этот термин как раз указывает на то, что между двумя крайними полюсами имеется целый континуум промежуточных состояний и что большинство людей тяготеет к центру, а не к полюсам. На самом деле, нами исследованные студенты распределяются между этими полюсами точно так же, как они распределяются по росту или умственным способностям, - лишь немногие обладают очень высоким ростом или выдающимися умственными способностями.

В своем исследовании мы также определии и тип темперамента у студентов. Темперамент - это совокупность психических свойств человека, имеющих физиологической основой тип высшей нервной деятельности и проявляющихся в поведении, в силе чувств, в отношении к окружающей действительности. Со времен древнегреческого врача Гиппократа мы знаем четыре типа темперамента: меланхолик, холерик, флегматик и сангвиник. Каждый тип темперамента имеет свои положительные и отрицательные черты. Значение темперамента особенно выявляется при изменения жизненных условий, а в экстремальных ситуациях выигрывает тот, кто способен более сосредоточиться, включить и управлять как физическими, так и психическими резервами организма [1,3,5].

Распределение студентов по темпераменту показало, что среди студентов большую часть составляют сангвиники (64,0 проц. среди юношей и 52,4 проц. среди девушек) и флегматики (33,7 проц. среди юношей и 33,5 проц. среди девушек). Холериков определено 2,2 проц. среди юношей и 8,2 проц. среди девушек и меланхоликов 2,5 проц. среди юношей и 6,7 проц. среди девушек. Не установлены статистические различия между девушками и юношами и распределению по темпераменту. Установлены статистические различия между сангвиниками и студентами с другим типом темперамента (p<0,001), независимо от пола.

В поисках различных связей между лицами с отдельным типом темперамента мы сопоставили такие их данные, как степень успеваемости, результаты стрельбы, стремление к професиональной карьере. Можем констатировать следующее: мы не установили статистически значимых связей, но определили только некоторые тенденции: независимо от пола, успеваемость среди сангвиников более высокая, по сравнению с лицами с другим типом темперамента; независимо от пола, меланхолики чаще жаловались на состояние здоровья, по сравнению с лицами с другим типом темперамента; независимо от пола, лица с темпераментом холерика стреляют более точно, по сравнению с лицами иного темперамента.
Свое исследование мы намерены продолжить. Более полный анализ по всем поставленным вопросам можно будет провести, получив данные нескольких лет.

Литература

1.    Francis L.J., Quigley C.F., Robbins M., Lewis C .A. The General Health Questionnaire and Eysenck's three-dimensional model of personality. Psychological Reports. 2005 Aug;97(1):288-90.
2.    King A., Wold B., Tudor-Smith C. The Health of Youth. 1996.-p.17-18.
3.    Leonhard K. Definition of the terms extroverted and introverted Psychiatrie, Neurologie, und medizinische Psychologie (Leipzig) 1970 Jul;22(7):241-3.
4.    Opt S.K., Loffredo D.A. Communicator image and Myers-Briggs Type Indicator extraversion-introversion. The Journal of psychology. 2003 Nov; 137(6): 560-8.
5.    Sato T. The Eysenck Personality Questionnaire Brief Version: factor structure and reliability. The Journal of psychology. 2005 Nov;139(6):545-52.
6.    Аршинова И.С. Социально гигеническое условия формирования здоровья студентов и их медицинское обеспечение. Дисс. канд. мед. наук. - Москва, 1985.
7.    Варатинскене Р. Особенности образа жизни и здоровье студентов Каунасских высших школ. Дисс. канд. мед. наук. - Каунас, 1993.
8.    Шурова Т.Ю. Методические и организационные основы совершенствования диспансеризации студентов. Дисс. канд. мед. наук. - Астрахань, 1989.

 
< Предыдущая   Слудующая >