Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Педагогика arrow Формирования познавательного интереса





Формирования познавательного интереса

Проблема формирования познавательного интереса у учащихся при изучении курса физики в современных социально -экономических условиях

Автор: Бобырев А.В.

Познавательный интерес — важнейшее качество личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим   человеку от рождения.

Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни. Интерес является одним из важнейших стимулов к учению. Под его влиянием развивается интеллектуальная активность, совершенствуется память, восприятие, повышается внимание, сосредоточенность.

Характерная особенность познавательного интереса состоит в том, что он носит интеллектуальный характер: направлен на выявление в интересующем предмете новых сторон, раскрытие сущности наблюдаемых явлений, установление причинно-следственных связей и зависимостей между ними.

Познавательный интерес определяет положительное отношение ученика к учению в целом и к изучению отдельных предметов. Если учителю удается пробудить интерес к предмету, то создаются предпосылки для самостоятельной творческой работы учащихся. Если интереса нет, информация проходит через мозг бесследно, не вызывая положительных эмоций, при полном безразличии учащихся.

Сущность познавательного интереса заключается в стремлении школьника проникнуть в познаваемую область более глубоко, основательно, в постоянном побуждении заниматься предметом своего интереса. Познавательный интерес может быть средством обучения, выступать в качестве мотива, а на более высоком уровне он становится свойством личности, т.е. переходит в эмоционально-познавательную направленность личности.

Интересы имеют индивидуальный характер. Учащиеся различаются как по качеству интересов, так и по их характеру (по степени выраженности, устойчивости, глубины и т.п.).
В процессе развития познавательного интереса можно выделить три основных этапа. Первым этапом является возникновение любопытства, являющегося естественной физиологической реакцией на все новое. На втором этапе при создании определенных условий любопытство может переходить в любознательность. По своему психологическому содержанию любознательность близка к интересу. Отличается она от интереса неустойчивостью, слабой направленностью, диффузностью. Однако пробуждение любознательности является одним из наиболее значимых результатов педагогического воздействия, способствующего формированию устойчивого интереса, который появляется на третьем этапе.

Таким образом, существует два вида интереса, связанные между собой: эпизодический, или ситуативный, и стойкий, переходящий при благоприятных условиях в личностную направленность обучаемого. Эпизодический интерес, как правило, обусловливается методами преподавания нового материала, а также и его содержанием. В отличие от эпизодического интереса устойчивый интерес, ставший направленностью личности, существенным образом не зависит от методов преподавания материала, а целиком определяется его содержанием.
Познавательный интерес развивается наиболее эффективно в том случае, если он проходит последовательно выделенные этапы: любопытство - любознательность - эпизодический интерес - устойчивый познавательный интерес - направленность личности.

На всех этапах своего развития познавательный интерес характеризуется тремя чертами:

1)    положительным эмоциональным отношением к деятельности;
2)    наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познания;
3)    наличием мотива, непосредственно идущего от самой деятельности, другими словами, это означает, что деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься независимо от других мотивов (долга, необходимости и пр.), которые могут помочь возникновению интереса, но сами по себе в отдельности не определяют его сущности.

Интерес, возникающий к предмету познавательной деятельности (под предметом познавательной деятельности в данном случае понимается как объект изучения, так и сама деятельность, связанная с его изучением), может быть поддержан различными путями. Для возникновения познавательного интереса наиболее существенно:

-создание внешних условий, позволяющих получить большое количество впечатлений и информации;
-накопление минимума знаний и некоторого опыта, дающего возможность начать соответствующую деятельность.

Для успешного формирования устойчивого интереса предмет познавательной деятельности должен быть выбран таким образом, чтобы процесс овладения им вызывал потребность в получении новой информации.

Само содержание школьного курса физики является одним из источников формирования познавательных интересов. Этому способствуют такие особенности учебного предмета физики, как логическая стройность и красота физических теорий, возможность экспериментальной проверки основных теоретических положений, парадоксальность физических знаний, красота и лаконичность физического «языка», возможность прогнозирования физических явлений и опытов.

К особенностям учебного предмета «физика» можно отнести и его социально-практическую значимость; элементы новизны при получении новых знаний путем логического анализа изученных явлений и законов; жизненную значимость содержания учебного материала; возможность применения полученных знаний на практике и при изучении других предметов; неожиданность (для учащихся) многих выводов из изученных закономерностей, результатов решения задач, данных, полученных при выполнении лабораторных работ; возникновение эстетических переживаний при демонстрации физических опытов и явлений.

Занимательность при изучении физического материала может быть реализована через создание особых ситуаций, подбор содержания изучаемого материала и форм его изложения. Я.И.Перельман (автор «Занимательной физики») выделил следующие приемы, способствующие формированию познавательного интереса:

1)    иллюстрация положений науки событиями современности;
2)    привлечение примеров из техники;
3)    использование художественной литературы, легенд, сказаний;
4)    рассмотрение различных фантастических ситуаций;
5)    использование софизмов и парадоксов;
6)    анализ бытующих предрассудков;
7)    неожиданные сопоставления;
8)    рассмотрение примеров, взятых из повседневной жизни;
9)    анализ математических «фокусов», использование подвижных и настольных игр;
10)    обсуждение примеров использования физических закономерностей на сцене, на эстраде, в цирке и кино;
11)    экскурсы в историю науки.

Формирование мотивов учения и развитие познавательных интересов способствуют решению других задач обучения физике - формированию глубоких и прочных знаний, мировоззрения, развитию мышления.

Физика - наука интересная, но далеко не легкая. В связи с этим и возникает проблема формирования познавательного интереса у учащихся при ее изучении в современных социально - экономических условиях.

Современные социально-экономические и политические процессы в стране продолжают существенно влиять на образование. Как известно, это влияние не всегда созидательное. Так, если говорить о школьном курсе физики, то негативных последствий от проводимых реформ больше, чем положительных. Современный процесс информатизации не оставил курс физики в стороне. Понятно, что именно физика является тем учебным предметом, в котором наиболее ярко и полно могут реализовываться компьютерные технологии (аналогии, модели, наблюдения, эксперимент, исходные данные и т.д.), и это будет способствовать повышению интереса учащихся к физике. Но огорчают те обстоятельства, что, во-первых, компьютерной и другой электронной техники не достает, а во-вторых, специалисты, разрабатывающие пути использования информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе, большее внимание уделяют элементам пользовательской техники (правила пользования компьютером, способы поиска информации в Интернете), а не методике использования в учебно-воспитательном процессе.

Очевидно, что основа школьной физики — эксперимент. Определяющей ролю в возникновении интереса к физике является применение на уроках наглядности, самостоятельное выполнение опытов. Изучение этого предмета без наблюдений, измерений и опытов многократно обеднено и, по существу, нелепо. Но, к сожалению, в большинстве школ (особенно сельских) состояние кабинетов физики подталкивает именно к такому изучению предмета. Производимое физическое оборудование продается по высоким ценам. Школы не могут себе позволить приобрести его. Вместе с тем его качество с позиций безопасности, прочности, наглядности получаемых результатов и т.п. не всегда отвечает современным требованиям. И наглядное преподавание физики ограничивается однообразными демонстрационными опытами (опыты с шарами и тележками) или вообще отсутствием их. Замена же живого, натурного эксперимента, видеозаписями и мультимедийными средствами не дает живого общения учащихся с физическими явлениями.

Безусловно, серьезной проблемой в современных условиях являются учительские кадры. Большое значение в развитии познавательного интереса учащихся имеет руководящая роль учителя, характер его общения с учениками, уровень знаний, мастерства, умение интересно преподнести новый материал, опыта, а также владение педагогической техникой, то есть преподавателю должны быть присущи так называемые личностные качества учителя, но к сожалению, у большинства учителей на данный момент они отсутствуют. В связи с низкой заработной платой у преподавателей наблюдается отсутствие всякого стремления интересно преподавать физику. Проведение урока ограничивается сухим изложением теоретического материала и решением задач.

Одной из основных проблем формирования познавательного интереса у учащихся при изучении курса физики является отсутствие у них понимания логики этого предмета. А интерес подкрепляется также в тех случаях, когда учащиеся четко понимают практическую необходимость получаемых знаний для дальнейшей жизни, для использования их в науке и практике. К сожалению, это является проблемой и для многих учителей физики. Логика построения курса физики обычно объясняется тем, что так ее видит автор учебника или, в лучшем случае, так эта наука исторически развивалась (хотя понятно, что этапы истории физики, их последовательность далеко не совпадают со структурой учебника того или иного автора). Сокращение числа часов (2 часа в неделю по 7 – 11 классам) на преподавание основ естественнонаучных дисциплин привело к тому, что оказалось практически невозможным на базовом уровне должным образом изложить ряд тем учебных программ курса физики. В результате чего физика воспринимается учащимися как очень сложный школьный предмет. В результате чего интерес к физике у школьников понижается.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >