Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Педагогика arrow Проектная деятельность школьников













Проектная деятельность школьников

Проектная деятельность школьников как одна из форм экологического образования во время внеклассной работы

Автор: Бойченко Ю.А.

Экологическое воспитание обучающихся сегодня является одной из важнейших задач общества, а значит, и образования. Залог эффективности решения этой задачи заключается в тесном взаимодействии урочной и внеклассной работы. Если на уроках биологии, экологии, географии учащиеся получают основы знаний о родном крае, то во внеурочное время - в своей школе или в учреждении дополнительного образования - они могут углубить и расширить полученные знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить первые навыки исследователя.

Необходимым условием экологического воспитания является взаимодействие человека с природой. В этом отношении внеклассная работа имеет большие возможности. Во время внеклассной работы существенно расширяются возможности выбора направлений деятельности школьника, и, значит, расширяется воспитательное и культурное пространство для самореализации, саморазвития личности.

В связи с этим многие специалисты выделяют следующие основные принципы экологического образования и воспитания:

-    возможность лично участвовать в выявлении экологических проблем, принятии и реализации решений в отношении качества окружающей среды;
-    обеспечение мотивации, заинтересованности, значимости деятельности ребенка для него самого и для окружающих;
-    теоретические знания должны находить применение в практической, исследовательской и общественной деятельности;
-    отказ от сложных, претендующих на научный результат, методов исследования в работе с детьми.

Эффективность экологического образования определяется, в первую очередь, задачей современной школы – воспитывать и формировать универсальные знания, умения и навыки, которые помогут ученикам в дальнейшей жизни. Для достижения этой цели современная педагогическая наука имеет множество инновационных технологий и методик. К ним можно отнести экскурсии и экологические экспедиции, игры и тренинги, - именно эти вилы деятельности формируют экологическую культуру и являются необходимым компонентом всех основ воспитания.
Все эти активные методы экологического образования можно положить в основу технологии проектной деятельности школьников.

Проектная технология – один из успешных способов социализации и адаптации подрастающего поколения к условиям современной общественной жизни, реальная помощь в нахождении своего места в структуре общества и природы.

Сегодня эта технология активно используется в учебной и внеклассной (воспитательной) работе. Участие ребенка в проектной деятельности играет роль «катализатора» самостоятельного формирования системы ценностного отношения к миру. Активизация деятельности учащихся через учебные деловые игры, дискуссии, обучение поиску необходимой информации и ее анализ, моделирование природных процессов в игре являются практикумом в получении знаний о природе и способах гармоничного сосуществования общества и природы. Каждый участник проекта имеет свое мнение и возможность выбрать траекторию поведения.

Внедрение в практику конкретного учебного заведения применения технологии проектной деятельности в рамках экологического образования имеет свои трудности. Это связано с тем, что среди многих педагогов бытует мнение и о том, что технология проектной деятельности слишком трудна для школьников и что в школе не может быть самостоятельного исследования.

Кроме того, применение технологии проектной деятельности занимает достаточно большое количество времени и требует определенных финансовых затрат, что, в свою очередь, затрудняет работу педагогов.


Тем не менее, существует и ряд положительных моментов в организации проектной деятельности обучающихся. В процессе выполнения исследовательской работы в рамках проекта у обучающихся возникает интерес к изучению современных проблем окружающей нас действительности. Проектная деятельность позволяет обучающимся более детально подойти к вопросу о профессиональной деятельности в области экологии и охраны природы и позволяет сформировать у учащихся чувство патриотизма.

Результаты проведенного опроса педагогов г. Курска и Курской области позволяют сделать вывод о том, что исследовательская работа школьников в рамках проектной деятельности позволяет им видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Хотелось бы отметить, что многими педагогами в рамках внеклассного экологического образования сделана огромная работа по внедрению данной технологии в образовательный процесс многих школ и учреждений дополнительного образования г. Курска и Курской области. При этом проводимая работа имеет своеобразный межпредметный характер.

Это объясняется тем, что главными условиями для продуктивной работы над проектами являются следующие умения и навыки школьников: - видения проблемы, ее значимости и актуальности;

- нахождения оптимальных способов ее решения, не противоречащих существующим социальным нормам;
- освоения позитивных способов общения и взаимопомощи; -объективной оценки своего личного вклада в коллективное дело; - понимания значимости и взаимодополняемости каждого участника проекта; - осознания социальной значимости реализации проекта, его конечного продукта для общества и природы.

Обобщая опыт своей работы в данном направлении, в качестве примера приведем работу школьников в рамках областного эколого-образовательного проекта «Роль человека в сохранении устойчивости городских и сельских поселений» [1,2] на базе Тёткинской средней общеобразовательной школы №1 «Геоэкология родного поселка». Целью данного проекта является изучение природы посёлка Тёткино Глушковского района Курской области.

Основными задачами при выполнении проекта послужили:

- усвоение знаний об основных геоэкологических понятиях и особенностях природы родного поселка во всем его географическом разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
- овладение умениями применять геоэкологические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения геоэкологических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
- воспитание любви к своей местности, своей стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;
- применение геоэкологических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

При этом немаловажную роль составляет совместное решение социальных и экологических проблем промышленных и жилых зон поселка; изучение видового разнообразия животных, свойств почвенного и растительного покрова; фенологические наблюдения за состоянием погоды и т.д.

В рамках проекта были выполнены следующие виды исследований: маршрутные метеорологические наблюдения; исследования химического состава воздуха в помещениях и на территории посёлка; оценка экологического состояния древесно-кустарниковой флоры; изучение свойств воды реки Сейм и грунтовых вод на территории посёлка Тёткино; исследование снежного покрова; изучение биологического разнообразия на территории поселка в зимний период; изучение отношения населения к состоянию природы поселка Тёткино.

Итогом работы учащихся школы в рамках данного проекта послужила подготовка листовок для ознакомления школьников своей школы с разнообразной информацией, полученной в ходе выполнения исследований.

Кроме того, многие материалы были представлены в виде докладов для выступления на общешкольных, районных и даже областных конференциях, посвященных экологическим проблемам нашего региона.

По завершении выполнения проекта всем его участникам был предложен ряд вопросов анкеты, анализ которых позволил сделать вывод о том, что у многих обучающихся изменилось отношение к окружающему нас миру -появилось желание изменить окружающую среду в лучшую сторону.

Таким образом, можно сказать, что технология проектной деятельности школьников является одной из наиболее деятельностных в экологическом образовании. Участие школьников в проектной деятельности помогает решить многие психологические проблемы становления личности подростка, присвоения правил и норм поведения взрослого полноправного субъекта общества, своевременно сформировать у них экологическую компетентность.

Литература

1.    Лукашова О.П. Школьный экологический проект //География и экология в школе 21 века, 2005. – № 8. - С. 68 – 73.
2.    Лукашова О.П. Школьный экологический проект: подготовка и проведение. – Курск: Изд-во КГУ. – 44 с.

 
< Предыдущая   Слудующая >