Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Педагогика arrow Формирование ключевых компетенций













Формирование ключевых компетенций

К формированию ключевых компетенций в образовании

Автор: Бологова О.А.

Введение компететнтностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.

Во-первых, целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются также и подходы к оценке: в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.

Во-вторых, меняются формы и методы организации занятий: обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.

Поэтому измениться должны и механизмы доставки знаний от преподавателя к обучающемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение. Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том и в другом. Это поможет ему затем самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни.

Конечно, при этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен сам уметь общаться, ставить цели и мотивировать учащихся достигать их, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать свое собственное компетентное поведение. А так как компетентность подразумевает деятельность, то педагог сам должен уметь эту деятельность организовывать.

Ключевые компетенции тяжело поддаются измерениям. Тем важнее сегодня разработка новых подходов к формированию ключевых компетенций и оценки их сформированности у учащихся.

В концепции об образовании: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Покажем, какими теоретическими положениями целесообразно руководствоваться, формируя ключевые компетенции в процессе образования.

Компетенции - это интегрированное свойство, характеристика личности, которая обеспечивает способность человека реализовать свой потенциал. Компетентность - интегрированный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усаженных эффективных стратегий.

Возникает вопрос: компетенции – это ЗУН? Знания, умения и навыки – парадигма учебного процесса. Компетенции – парадигма практической деятельности. Знания, умения и навыки – последовательность изучения программного материала. Компетенции – уровень овладения продуктивной деятельностью. Знания, умения и навыки – объекты тестирования учебных достижений. Компетенции – объекты тестирования квалификации индивида.

Компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях. Какие компетенции, такая и компетентность. Компетенции основываются на комплексе ЗУН, опыта, но не являются их совокупностью, т.к. предусматривают способность человека, получившего образование, к самообучению, креативному мышлению, ориентации в нестандартных и проблемных вопросах, изменению вида своей деятельности в соответствии с потребностями общества и рынка труда.

Компетенции педагога – это способность действовать с учетом ограничений и предписаний, знания, умения, навыки, способы и приемы, эффективное применение знаний и умений, ценностные ориентации, мотивы, отношения, знания и опыт в той или иной области, осведомленность в круге вопросов, уровень профессионализма, креативность, качества, обеспечивающие решение задач.

Компетенции педагога бывают следующие: ключевые компетенции учителя универсальны и обеспечивают успешную педагогическую деятельность в целом; предметные компетенции учителя специфичны и обеспечивают успешное преподавание конкретной учебной дисциплины; специальные компетенции учителя узко направлены и обеспечивают решение сопутствующих педагогических задач. Ключевые, предметные и специальные компетенции обеспечивают профессионализм учителя.

Ключевые компетенции включают успешное применение общих дидактических методов (демонстрация, объяснение, тренировка, исследование, оценивание; успешное владение информационными технологиями (компьютер, мультимедийные средства, интернет); успешную коммуникативную деятельность (контакт, информация, отношения).
Ключевая компетенция рассматривается как способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях.

Ключевые компетенции учащихся: познавательная; коммуникативная; информационная; личностного самоопределения.

Способы деятельности познавательной компетенции: ценностно-смысловые умения (определять цели и порядок работы), умения самоорганизации (самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться); здоровьесберегающие умения (ответственно относиться к здоровью).

Содержательное наполнение информационной компетенции включает: интеллектуальные умения (анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, выделение закономерностей); умение поиска, переработки, использования и создания информации; умение упорядочить преобразовывать, сохранять и передавать информацию; применять для решения проблем; наблюдение, эксперимент, определение понятий, выдвижение гипотез, и т. д.

Содержательное наполнение коммуникативной компетенции отражает такие способы деятельности, как:

1)    способы обмена информацией: монологические умения - воспроизводить монологическую речь, вычленять главное, составлять монологическое высказывание, анализировать воспринятую информацию, критически к ней относиться; диалогические умения – начинать коммуникацию, воспринимать информацию, в ходе взаимодействия, задавать вопросы, анализировать информацию, уточнять детали, высказывать свое мнение.

2)    способы организации совместной деятельности - это общие способы организации деятельности (постановка цели, выбор способов действий и т. Д.), но дополняющее умение распределять обязанности, умение руководить и подчинять, участвовать в обсуждении проблемы, подводить итоги.

Опыт приобретается в ситуации восприятия и осуществления монологического высказывания, участия в диалогах, дисскуссиях, совместном решении различного типа проблем: практических, философских, этических, эстетических, и т. д.

Содержательное наполнение компетенции личного самоопределения отражает такие способы деятельности, как: умения самопознания (самонаблюдение, рефлексия, самооценка); умения делать соответствующий выбор (выделять возможные альтернативы, анализировать положительные и отрицательные стороны каждой, прогнозировать последствия как для себя, так и для других, осуществлять выбор и обосновывать его, признавать и исправлять ошибки).

Формирование опыта предполагает участие в психологических тренингах, использование их элементов в учебном процессе, приобретением опыта выбора в специально созданных ситуациях выбора.

Поскольку ключевая компетенция рассматривается как способность личности решать жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях, то умение вычленить проблему, сформулировать ее, проанализировать имеющуюся информацию и определить недостающую и т.д., вытекающие из этапов решения проблемы должны присутствовать в каждой ключевой компетенции. Такие умения можно назвать организационными, их суть в умении организовать свою деятельность по решению возникающих проблем.

 
< Предыдущая   Слудующая >