Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Педагогика arrow Требования государственного образовательного





Требования государственного образовательного

Отражение требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в учебно-методическом комплексе предметных дисциплин

Автор: Калинковская С.Б.

Наличие Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), определяющего основные дидактические единицы изучаемых студентами дисциплин и учебного плана, распределяющего учебную нагрузку, недостаточно для непосредственной деятельности по подготовке специалистов. Необходим учебно-методический комплекс (УМК) по предмету, который, учитывая требования стандарта и особенности планирования образовательного процесса конкретного вуза, определяет весь ход работы со студентами.

УМК по конкретной дисциплине обязательно включает в себя титульный лист, выписку из ГОС ВПО и учебного плана, по которому строится образовательный процесс; учебную программу курса; планы семинарских занятий; тематику лабораторных работ; задания для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов и формы их контроля; список литературы; вопросы к экзамену и зачету; тематику контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ; задания для текущего контроля; тесты для определения остаточных знаний по предмету. Все эти составные части и степень их разработанности являются основой для оценки эффективности образовательной деятельности вуза при государственной аттестации, что отражено в Приказе Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» [2].

Одним из показателей, определяющих аккредитационный статус по типу «высшее учебное заведение» является показатель 1.1. «Содержание и уровень подготовки» [2]. Согласно данному показателю, учебные планы и программы дисциплин должны соответствовать требованиям государственных образовательных стандартов по уровню и содержанию. Именно поэтому в состав УМК в первую очередь входит выписка из учебного плана, в которой отражаются требования стандарта по заданной дисциплине. Выписка облегчает проверку содержания УМК при его утверждении или при проведении ревизии администрацией вуза, а также другими органами образования.

Выписка позволяет легко определить и соотнести качество учебного плана и образовательной программы с требованиями ГОС ВПО. Соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям стандартов является еще одним показателем, прописанным в пункте 1.2 [2]. Этот показатель позволяет оценить качество подготовки студентов вуза.
Показатель 1.2 также включает в себя уровень организации научно-исследовательской работы студентов [2]. Отследить его легко по степени разработанности в УМК разделов «Самостоятельная работа студентов», «Тематика и методические рекомендации по выполнению курсовых и дипломных работ».

Этот же показатель включает в себя и оценку внутривузовской системы обеспечения качества образования [2]. В УМК это легко прослеживается по степени разработанности вопросов к зачетам и экзаменам, по заданиям и тестам для проведения текущего контроля и остаточных знаний по предмету, а также по результатам этих видов контроля.

Показателем государственной аккредитации, используемым для определения вида высшего учебного заведения (институт, академия, университет), является показатель 2.1 «Спектр реализуемых программ» [2]. Свидетельством того, что учебное заведение относится к виду «университет», будет не только широкий спектр реализуемых ГОС ВПО, но и стопроцентное обеспечение учебных дисциплин основными образовательными программами и УМК, при реализации которых используются инновационные методы [2].

Таким образом, УМК является одним из важнейших документов, которые позволяют оценить деятельность вуза. Наличие и разработанность всех элементов УМК влияет на аттестацию и аккредитацию учебного заведения. В настоящее время при составлении данного комплекса возникает большое количество проблем и вопросов как у молодых специалистов, так и у опытных преподавателей.

Необходимо рассмотреть каждый компонент УМК, выявить сложности и противоречия, возникающие при его разработке. Как утверждает Г. С. Альтшуллер, основоположник теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), выявление противоречий позволит сделать шаг к решению порождаемых ими проблем. Рассмотрим пути оптимизации содержания каждого структурного компонента УМК.

В первую очередь, необходимо начать с титульного листа. На нем указываются данные об образовательном учреждении, в котором УМК был разработан, название кафедры. Указывается вид документа – «Учебно-методический комплекс», название дисциплины, по которой он разработан, фамилия, имя, отчество, звание и должность составителя. Прописывается, в соответствии с ГОС ВПО, какого поколения и по какой специальности, а также в каком городе и в каком году УМК был составлен. Методический комплекс утверждается на заседании кафедры. На титульном листе указывается номер и дата протокола кафедрального заседания, на котором УМК был рассмотрен и одобрен. Утвержденный на заседании кафедры методический комплекс подписывается заведующим кафедрой.

Последней инстанцией утверждения УМК является председатель учебно-методической комиссии, который также должен поставить свою визу. Если УМК не соответствует предъявляемым требованиям, каждая инстанция пишет свои пожелания и предложения, после чего методический комплекс отправляется на доработку. Реализацию УМК можно начинать только после того, как он был утвержден на всех уровнях.

За титульным листом идет выписка из ГОС ВПО по соответствующей специальности. В выписке указывается индекс дисциплины, ее наименование, основные дидактические единицы и общее количество часов. Если предмет является подразделом какого-либо предмета и за ним в ГОС ВПО не закреплено определенного количества часов, то данные берутся из раздела «Общее количество часов» учебного плана. Из учебного плана также необходимо выписать сведения о том, на каком курсе или курсах и в каких семестрах изучается предмет, его трудоемкость, количество часов, отводимых на аудиторные занятия и входящие в них лекции, семинары, лабораторные и практикумы. Необходимо выписать количество часов, отводимых на самостоятельную работу студентов и формы контроля успеваемости студентов.

Вся вышеописанная работа по составлению УМК носит технический характер. От преподавателя требуется только аккуратность в перенесении данных из одного документа в другой. Эта работа является подготовительной к выполнению самой трудной части – составлению учебной программы курса.

Учебная программа представляет собой документ, перечисляющий знания, умения и навыки, которыми студент должен овладеть по конкретному предмету. Программа не только очерчивает примерную область знания, как стандарт, не рассматривает науку в разрезе по вертикали, но и представляет ее целостно, в деталях. Глубина содержания каждой дидактической единицы ГОС ВПО находится в прямой зависимости от программы, по которой будет проводиться подготовка. Именно поэтому при оценке качества образования в вузах в первую очередь оценивается степень разработанности программ, по которым проходит подготовка студентов.

В Советском Союзе учебные программы так же, как и учебные планы, были едиными для всех вузов. Они централизованно разрабатывались и спускались на места. В настоящее время нет столь жесткого регламентированного управления образовательным процессом вузов со стороны Министерства образования и науки РФ. Это нашло отражение и в документах: так, программы стали называться примерными, и теперь они носят рекомендательный характер.

Нужно отметить, что учебные программы советского времени значительно отличаются по структуре и содержанию от примерных программ современности. Так, например, программа курса «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» содержала пояснительную записку, предмет и задачи курса, примерное распределение учебного времени по темам и непосредственно саму программу, где по каждой теме раскрывался перечень знаний, умений и навыков, которыми должен был овладеть студент. Также в программу входила тематика, содержание лабораторных практикумов и литература к курсу.

Современная примерная программа дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» содержит, наряду с задачами, цели дисциплины. Задачи становятся шире, и, помимо непосредственных задач, которые решаются в ходе преподавания предмета, появляются типовые – это задачи в области организационно-управленческой, научно-методической, учебно-воспитательной, социально-педагогической и культурно-просветительской деятельности. Для того чтобы типовые задачи органично вошли в канву программы конкретного преподавателя, к ним можно дать пояснения или уточнить их формулировку.

Например, одна из задач, перечисленных в области организационно-управленческой деятельности, звучит как «Руководство работой воспитателей, организация просветительской работы для родителей». Для того чтобы уточнить ее, сначала нужно развести два понятия – руководство работой воспитателей и организация просветительской работы для родителей. Уточненные формулировки могут звучать следующим образом: «формировать у студентов основы управления работой воспитателей в рамках деятельности по организации руководства изобразительной деятельностью детей» или «формирование основ методической работы по разделу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» как одного из направлений руководства деятельностью воспитателей в дошкольном образовательном учреждении». Что касается работы с родителями, то здесь возможны следующие варианты формулировки задачи: «формировать у студентов умения организовывать совместную работу дошкольного образовательного учреждения и семьи по вопросам развития детского изобразительного творчества в рамках просветительской работы детского сада» или «обучать студентов организации работы по просвещению родителей в области руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста в рамках родительского всеобуча».

В примерной программе можно уточнять и расширять не только раздел типовых, но и основных задач, а также цели дисциплины, достижению которых эти задачи способствуют. Целями примерной программы являются – формирование у студентов эстетического отношения к изобразительному искусству, действительности и подготовка их к работе в дошкольном учреждении по развитию детского изобразительного творчества. Вторая часть цели – подготовка студентов к работе по развитию детского изобразительного творчества в ДОУ. Она может быть расширена, так как в ходе профессиональной подготовки специалистов дошкольного образования необходимо учитывать, что их квалификация подразумевает умение руководить не только деятельностью детей, но и деятельностью взрослых – сотрудников ДОУ, родителей воспитанников, студентов, которые проходят практику в детском саду. Для этого необходимо овладеть основами методической и преподавательской работы в рамках заданного предмета.

В свое время в программе для педагогических институтов глобальной цели не ставилось. Была основная задача курса, которая прописывалась в пояснительной записке и более частные задачи, которые она в себе объединяла. Основная задача была по своему содержанию очень близка к целям современной примерной программы. В ней прописывалось, что в ходе преподавания курса «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» необходимо было познакомить будущих работников дошкольных учреждений и педагогических училищ с основами теории и истории изобразительного искусства, научить их методам художественного воспитания детей в дошкольных учреждениях средствами изобразительной деятельности, подготовить к методической и преподавательской работе.

Цели современной программы можно расширить и сформулировать следующим образом: «Познакомить студентов с теоретическими основами изобразительного искусства. Сформировать технические навыки в области изобразительного искусства. Подготовить специалистов к методической, преподавательской и непосредственной педагогической работе по вопросам руководства изобразительной деятельностью детей в дошкольном образовательном учреждении и семье». Возможен еще один вариант формулировки целей: «Сформировать теоретические и практические основы изобразительного искусства и изобразительной деятельности у студентов, подготовить их к осуществлению методической и педагогической работы по руководству изобразительной деятельностью детей».

Уточненные цели требуют и уточненных задач, которые ставятся для ее решения. Задачи могут быть сформулированы следующим образом: 1) сформировать у студентов представления об изобразительном искусстве и его теоретических основах;

2)    развивать художественно-творческие способности студентов, формируя изобразительные умения и навыки в рисовании, лепке, аппликации, конструировании и ручном труде;
3)    готовить студентов к методической, преподавательской и педагогической работе по руководству и развитию детского творчества в изобразительной деятельности;
4)    учить студентов самостоятельно получать необходимые знания в области изобразительного искусства и методики руководства изобразительной деятельностью детей, воспитывать потребность к постоянному самосовершенствованию и повышению квалификации в заданной области.

Последняя задача особенно важна при заочной форме обучения, так как большую часть материала студенты будут осваивать самостоятельно.

В примерной программе в отличие от программы педагогических институтов советского периода появляются требования к уровню освоения и содержания дисциплины. В них перечисляется то, что студент, освоивший данный курс, должен знать, уметь, чем владеть.

Общим для программ советского периода и современных программ является таблица с примерным распределением учебного времени по темам. В советских программах тематическое планирование было представлено одной таблицей с пятью показателями: название раздела и темы, лекции, лабораторные, практические и семинарские занятия. Внизу таблицы подводился итог с общим количеством нагрузки и ее делением по видам занятий.

В новой примерной программе вводятся две таблицы. В первой приводится объем дисциплины и виды учебной работы. Эта таблица представляет собой выписку из учебного плана. Она необходима в случае, когда программа представлена самостоятельно, вне УМК. Если программа является составной частью УМК, то делать повторную выписку нет необходимости.
Вторая таблица носит название «Разделы дисциплины и виды занятий» и входит в блок «Содержание дисциплины». Здесь некоторые пункты объединяются и меняют название. Так, пункт «Название раздела и темы» переименован в «Тематический план». Практические и семинарские занятия объединяются в один пункт и не разводятся. В современных программах так же, как и в программах советского периода, в таблице отсутствует раздел «Самостоятельная работа студентов», который должен быть прописан с закрепленными за ним часами. Тематический план с распределением учебной нагрузки лучше всего делать после того, как составлена непосредственная программа курса, со всеми темами в нее входящими. Интересно, что в программах советского периода эта часть называется «Программа», а в современных – «Содержание разделов дисциплины».

Программа советского периода по дисциплине «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» включала в себя три раздела:

1.    Введение. Предмет и задачи курса.
2.    Краткий обзор истории изобразительного искусства.
3.    Теоретические основы художественной деятельности.

В каждый из этих разделов входили темы, а темы содержали перечень знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения студентами. Самый большой раздел «Теоретические основы художественной деятельности» раскрывал вопросы методики руководства изобразительной деятельностью детей. Два других – искусствоведческие основы методики. Деление материала одного раздела на темы, его составляющие, позволяло легко планировать учебную нагрузку.

В современной примерной программе три имеющихся раздела не разбиваются на темы. Если сравнивать объем учебного материала, предложенного для изучения в современной примерной и советской программах, то мы увидим, что количество материала по искусствоведению в новой программе значительно возросло. Знакомство с искусством, формирование технических навыков происходит в ходе работы по следующим разделам: «Основы искусствоведения», «Теория и методика развития у детей художественного восприятия произведений изобразительного искусства». Третий раздел раскрывает вопросы методики развития детского изобразительного творчества. Программа, предложенная для магистратуры по предмету «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», при измененной структуре по своему содержанию также повторяет примерную программу по заданной дисциплине для подготовки специалистов.

При разработке своей программы преподавателю, на наш взгляд, следует обращаться как к современным примерным программам, так и к программам педагогических институтов советского периода.

Особое внимание на подробное освещение всех вопросов предмета следует обратить при составлении программы для студентов-заочников. Программа, составленная для заочного отделения, должна помогать студентам в самостоятельном изучении теории и истории изобразительного искусства, методики руководства изобразительной деятельностью детей, а также в овладении умениями и навыками, необходимыми для развития детского изобразительного творчества, методической работы в дошкольном образовательном учреждении.

При составлении программы для заочного отделения следует, на наш взгляд, опираться на пособие для студентов-заочников В. М. Захаровой, в котором она приводит расширенную и углубленную программу курса «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», разделяя ее темы на циклы лекционного курса, лабораторного практикума и практических занятий. Материалы В. М. Захаровой можно дополнить разработками В.В. Бабаевой, Т.Г. Казаковой, Н.А. Курочкиной, В.С. Кузина, А.М. Гукасовой, Е.И. Мишаревой, В.И. Романиной, Л.В. Поздняк и других исследователей, занимавшихся вопросами подготовки студентов к руководству детской изобразительной деятельностью.

Полезно также будет обратиться к программам для других специальностей. Например, к примерной программе дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом» для специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования», в которой многие из освещенных вопросов схожи с вопросами дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» по специальности 030900 «Дошкольная педагогика и психология», 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования» и пр. Взгляд на один и тот же материал с разных позиций позволяет обогатить составляемую программу.

Большой интерес представляют программы, рассматривающие вопросы развития художественного творчества студентов. Это могут быть программы не только близких дисциплин. В подобных программах можно увидеть новые способы решения педагогических задач, стоящих перед преподавателем курса «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» в рамках подготовки педагогов дошкольного образования. Так, например, планируя работу по формированию у студентов навыков ручного труда, при ознакомлении с видами и свойствами материалов, будет полезно воспользоваться программой «Основы технологии обработки различных материалов в начальных классах», разработанной И. А. Морогиной в Благовещенском государственном педагогическом университете для обучения студентов по специальности 030600 «Технология и предпринимательство». Можно воспользоваться также программой курса «Практикум по художественному и ручному труду», составленной О. Я. Кузиной в Ставропольском государственном педагогическом институте детства для подготовки специалистов по специальности «Логопедия».

Обогатит и раздвинет границы курса его связь с программами других предметов. Например, в 1993 г. в Ульяновском педагогическом училище №1 была сделана попытка создать интегрированную программу курса, который объединил в себе предмет «Основы теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения» (ТРИЗ и РТВ), а также «Методику обучения изобразительной деятельности детей дошкольного возраста». Идея использования ТРИЗ и РТВ в процессе обучения студентов, как личностей творческих и неординарных замечательная, но лучше будет разделить два эти предмета, а в рамках «Теории и методики развития детского изобразительного творчества» опираться на сформированные у студентов знания, умения и навыки. Для облегчения работы следует издать методические рекомендации по курсу «Основы теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения», на которые можно будет ссылаться в ходе изучения предмета, не тратя времени на объяснение сущности тех или иных методов ТРИЗ и РТВ.

Творчество, как определяет его Л. С. Выготский, есть невероятное соединение вероятных элементов, от разнообразия которых зависит уровень развития, как творческого мышления, так и воображения [1]. В связи с этим творческий подход к авторскому составлению программы курса невозможен без изучения программ, составленных другими авторами. Мы считаем, что преподавателям дошкольных отделений вузов было бы очень полезно и интересно познакомиться с программами по дисциплине «Теория и методика развития детского изобразительного творчества», разработанными во всех вузах, реализующих ГОС ВПО по специальностям 030900 «Дошкольная педагогика и психология», 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования» и направлению 540600 «Педагогика», изданными в сборнике под эгидой Министерства образования и науки.

В идеальном варианте при очной форме подготовки педагогов примерно ? программного материала рассматривается на лекциях, которые ведет преподаватель. Другая четверть изучается на семинарских занятиях, которые требуют самостоятельной подготовки студентов, а также практических действий. Половина изучаемого материала, а при заочном обучении еще больше, выносится на самостоятельное изучение. Все формы работы студентов по подготовке к семинарским занятиям или самостоятельному изучению материала должны быть прописаны в УМК. Очень часто эти виды деятельности входят в состав программы.

Примерная программа по дисциплине «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» не содержит примеров разработки семинарских и практических занятий, имеется лишь перечень названий лабораторных практикумов без каких-либо пояснений. Примеры составления и содержания семинарских занятий можно найти в программе педагогических институтов «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей». Вопросы руководства изобразительной деятельностью детей до семи лет часто рассматриваются на семинарских занятиях по дошкольной педагогике. На основе примеров, описанных в литературе, можно составлять и разрабатывать содержание и структуру семинарских занятий в рамках изучения курса «Теория и методика развития детского изобразительного творчества».

Практические и лабораторные работы в рамках предмета «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» требуют от студентов не только применения методов научного познания, но и трудовых умений. Поэтому особое внимание следует уделить описанию условий, которые необходимы для проведения практикумов и лабораторных работ, их целей, содержания и плана деятельности. При разработке практикумов по курсу «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» можно обратиться к учебному пособию «Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам» В. И. Логиновой и П. Г. Саморуковой. Большой практической ценностью обладают разработки Е. С. Потехиной, Н. Ф. Гончаровой, А. С. Дерябиной, А. А. Унковского, М. В. Дараган, Ю. А. Волкова и др. И хотя многие из них предназначены для студентов-заочников художественно-графических факультетов, простые и доступные объяснения сложных действий, описанных профессионально и квалифицированно, делают эти учебные пособия необходимыми в практической подготовке педагогов-дошкольников.

Самым трудным в работе преподавателя со студентами-заочниками является организация самостоятельной работы и ее контроля. Труднее всего преодолеть позицию: «Вы можете спросить только то, что дали на лекциях». Очень часто студенты забывают озвученные пункты самостоятельной работы, не слышат рекомендации по их выполнению. Поэтому все задания для самостоятельной работы должны быть прописаны в методических рекомендациях или в памятках, которые раздаются студентам на каждой учебной сессии. Самое главное, это контроль самостоятельной работы. На нее в учебном плане не предусмотрены дополнительные часы. Эту трудность можно решить, включив вопросы, которые будут самостоятельно изучаться, в зачет. Оформление заданий для самостоятельной работы может быть различным. Они могут быть в виде перечня со сквозной нумерацией, а могут дробиться по темам.

Для организации как самостоятельной работы студентов, так и учебной деятельности по освоению программы вообще, необходимы списки литературы. Причем, в списках литературы обязательно должны быть литературные новинки. Это является своеобразным показателем обновления УМК, соответствия его содержания требованиям нового времени. Литература, как правило, оформляется в списки по алфавиту и имеет сквозную нумерацию. Интересно оформление списков литературы по разделам. Примером этого являются списки литературы программы курса «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» У. А. Карамзиной, кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики дошкольного воспитания Якутского государственного университета. В данной программе литературные источники формируются по следующим разделам: педагогические основы руководства изобразительной деятельностью, психологические основы изобразительной деятельности детей, рисование, лепка, аппликация, конструирование, восприятие изобразительного искусства, якутское искусство детям, программы дошкольного воспитания, преемственность работы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и школы. Такое распределение облегчает ориентировку студентов в материале курса.

Для оптимизации работы студентов с литературой в вузах при составлении УМК, как правило, рекомендуется указывать наличие литературных источников в университетской библиотеке и количество их экземпляров. Также рекомендуется приводить адреса Интернет-сайтов, на которых можно найти информацию по заданной теме.

В содержание УМК, кроме программы с заданиями для аудиторной и внеаудиторной работы, списка рекомендуемой литературы, входит содержание итогового и промежуточного контроля. Этот блок включает в себя вопросы к зачетам и экзамену, тематику контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ, рефератов, задания для текущего контроля, тесты для определения остаточных знаний по предмету.

Вопросы и задания к зачету могут формулироваться аналогично вопросам и заданиям к самостоятельной работе. Разрабатывая вопросы к экзамену, нужно учитывать, что курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» практико-ориентированный и студенты обязаны владеть материалом как на теоретическом уровне, так и на практическом. Поэтому следует билеты составлять из двух вопросов: в одном содержится задание – раскрыть какой-либо аспект методики на теоретическом уровне, в другом – выполнить практическую работу.

Даже если студент мастерски владеет искусством использования шпаргалок, это не спасет его при подготовке практического задания. Для проведения подобного экзамена дежурные заранее готовят материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации, конструирования и ручного труда на пяти столах. За каждым столом могут одновременно работать по два человека. Как показывает опыт, введение в структуру экзамена практических заданий позволяет более объективно оценивать уровень предметной подготовки студентов.

Как правило, контрольные на заочном отделении выполняются в виде письменной работы – реферата. Если мы обратимся к учебному пособию В. М. Захаровой «Контрольные работы по курсу «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», мы увидим, что все исследования имеют практическую направленность. Они подразумевают непосредственную практическую деятельность студентов в ДОУ по сбору и анализу определенных данных. К сожалению, после распада Советского Союза подобные методические рекомендации по написанию контрольных работ не разрабатывались, а старые не переиздавались. Если в библиотеке университета не сохранились подобные рекомендации по курсу «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей», то можно воспользоваться методическими рекомендациями по написанию контрольных работ для предметов «Педагогика» и «Дошкольная педагогика». В них часто приводятся темы, затрагивающие вопросы руководства изобразительной деятельностью. На их основе и с учетом современных требований к дисциплине педагог сам может разрабатывать тематику и методические рекомендации по выполнению контрольных работ студентами.

Следует отметить, что контрольные работы по курсу «Преподавание изобразительного искусства с практикумом» при подготовке учителей начальных классов выполняются не в виде рефератов, а в виде практических заданий, в которых студенты должны показать умения рисовать разными изобразительными материалами, анализировать натуру, строить рисунок последовательно, по этапам, отражать в нем объемную форму предметов, явления линейной и воздушной перспективы, выполнять декоративно-оформительскую работу, а также знание методики учебно-воспитательной работы с детьми. Методические рекомендации В. П. Глушанской «Контрольные работы по курсу «Преподавание изобразительного искусства с практикумом» можно применять и для подготовки педагогов ДОУ. Материалы, изложенные в пособии, не обязательно использовать как методические рекомендации для написания контрольных работ студентами дошкольного отделения, но они будут полезны для разработки содержания рекомендаций к самостоятельной работе обучающихся.

Наибольшую трудность для студентов представляет написание курсовых и дипломных работ по курсу. Хотя методические рекомендации по написанию курсовых работ мы встречаем в ряде пособий В. В. Бабаевой, З. М. Истоминой, Е. Г. Крыловой, Н. Ф. Головановой, В. И. Ерохова, Н. М. Конышевой, М. А. Уфимцевой и др., это связано во многом с тем, что в методической литературе очень плохо очерчены рамки теории руководства изобразительной деятельностью детей как педагогической науки. Студенты испытывают затруднения и в организации своей научно-исследовательской работы.

Итак, ГОС ВПО и учебный план находят отражение в учебной программе, которая является перечнем знаний, умений и навыков, необходимых для освоения студентом. От степени разработанности программы будет зависеть глубина изучаемого материала. Учебная программа входит в структуру УМК, от уровня разработанности которого, в свою очередь, зависит качество непосредственного педагогического процесса и профессиональная подготовка специалистов.

Литература

1.    Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
2.    Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Ро-собрнадзор) от 30 сентября 2005 года №1938, Москва, зарегистрированном в Минюсте РФ 19 октября 2005 года за регистрационным номером 7092 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений».

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >