Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Педагогика arrow Формирование профессиональной культуры





Формирование профессиональной культуры

Формирование профессиональной культуры будущих специалистов-архитекторов в образовательном процессе

Автор: Леонова И.А.

По мнению исследователей, в том случае, когда человек чувствует свою компетентность, оценивает свою целостную жизнедеятельность как успешную, владеет необходимыми ему языками культуры сообщества и ориентирован в необходимых для него сферах, это может означать, что в процессе образования он сформировал свою профессиональную культуру и обрел культурную нишу, в которой его внутренняя активность может свободно проявляться [2, 33].

Признание профессиональной культуры архитектора обусловливает обращение к анализу содержания и роли образовательного процесса как в целом, так и к рассмотрению различных аспектов и факторов, оказывающих на него воздействие.

Нужно подчеркнуть тот факт, что архитектура является областью человеческой деятельности, включающей в себя элементы как материальной, так и духовной культуры и синтезирующей результаты и средства науки, техники, искусства, культуры, производства и потребления, предназначенные для создания искусственной материально-пространственной среды обитания человека.

Изменения образовательной парадигмы и стиля педагогического мышления в последние десятилетия, развитие различных вариантов личност-но-ориентированного подхода, направленность на гуманизацию общественного сознания и гуманитаризацию содержания образовательного процесса, а также другие события и явления определяют ведущие идеи и тенденции развития современного высшего архитектурного образования [1, 95]. На сегодняшний день основной его целью становится не только узкопрофильная подготовка, а в большей степени общекультурное, социально и личностно значимое непрерывное развитие творческого потенциала будущего специалиста, формирование профессиональной культуры и развитие способностей к самостоятельному пополнению профессиональных знаний и их творческому применению [3, 119].

Расширение спектра знаний о профессиональной реальности, ее презентация происходит в процессе взаимодействия будущего архитектора с профессиональным пространством как непосредственно, так и в моделируемых учебных ситуациях. По мере обучения в вузе происходит профессионализация сознания студентов, заключающаяся в обогащении сознания будущего специалиста не только новыми информационными признаками профессиональной деятельности, а также выявлении и фиксации практической значимости отдельных информационных признаков.

В современных условиях изменяется социальный заказ на содержание и качество архитектурного образования. В зависимости от того, какую роль играет и будет играть архитектура в жизни общества, каким именно будет положение архитектора в этом обществе, а также общее состояние высшей школы и архитектурного образования, будут определяться тенденции и принципы формирования профессиональной культуры будущего архитектора.

Анализируя и резюмируя исследованные нами научные труды, посвященные проблемам высшего архитектурного образования, следует констатировать, что основными тенденциями развития отечественного архитектурного образования на современном этапе являются:

1.    Ориентирование архитектурного образовательного процесса на выполнение функции развития и сохранения высокого уровня эстетического сознания, культуры, философии, педагогики, психологии, архитектуры, искусства с целью обеспечения понимания, сохранения и усиления локальных, международных и исторических культур.

2.    Расширение и новое толкование традиционных функций высшего учебного заведения, направленное на реализацию обучающей, исследовательской, профессиональной, сервисной, культурной и гуманистической функции, направленных на комплексное обучение студентов проектно-конструкторским знаниям, умениям и навыкам.

3.    Понимание образовательной функции не только в качестве транслятора обучающей информации в области конструкторской деятельности, но и в качестве развития личности будущего специалиста в культурно-информационном пространстве.

4.    Выведение архитектуры и архитектурного образования на более высокий уровень культурной значимости посредством гуманизации архитектурной деятельности и гуманитаризации содержания архитектурного образования как одного из главных направлений преобразования профессиональной культуры.

5.    Усиление интеркультурного аспекта в изучении отдельных образовательных дисциплин, связанных с конструкторской деятельностью, посредством реализации поликультурной функции архитектуры, искусства и педагогики (истории, теории и практики архитектурного образования), которая выражается в аккумуляции в содержании образования исторически связанных культур: архитектурной, художественной, педагогической.

6.    Формирование профессиональной культуры должно осуществляться на основе межкультурной коммуникации в процессе непрерывного, многоуровневого и опережающего образования, с учетом гармонизации соотношения установки на демократизацию школы и определенной элитарности архитектурного образования, развития эстетической проектной культуры.

7.    Осуществление региональной ориентации проектноконструкторской культуры как одно из условий преобразования нового глобально и регионально организованного мироустройства.

8.    Изменение представления о направленности учебно-воспитательной деятельности высшего учебного заведения и результате архитектурного образования в связи с ориентированием на концепцию культуросообразного, культурологического и личностно-ориентированного образования.

9.    Расширение области архитектурного образования посредством изменения его социального статуса. Создание новых возможностей для массового общекультурного архитектурного образования в системе общеобразовательных заведений, так называемое, базовое творческое образование или довузовское образование.

10.    Изменение концептуальной направленности образовательного процесса в сфере формирования конструкторских знаний, умений и навыков: с формирования специалиста в качестве квалифицированной рабочей силы для народного хозяйства на развитие творческой саморазвивающейся, само образовывающейся личности.

11.    Развитие архитектурно-дидактических исследований предметного и методического содержания учебных процессов в сфере конструкторской деятельности как основы профессиональной индивидуальности различных архитектурных школ и их ценности как культурных феноменов.

Закономерности и тенденции отражают обобщенные знания и опыт в познавательной и гносеологической сфере и выражают существенные, устойчивые и необходимые взаимосвязи между причиной и следствием. Вытекающие из них принципы определяют стратегию и тактику практической деятельности будущего специалиста. Данные принципы, по мнению исследователей, обусловлены общественными потребностями, в них проявляются наиболее общие нормы архитектурной деятельности, многообразие культу-ротворческих, созидающих усилий носителей профессиональной культуры.

Любая архитектурная школа при подготовке профессионалов должна опираться на следующие принципы: социальная ориентированность; сочетание универсального и полимодельного образования; фундаментальность; единство государственной, региональной и национальной составляющих образования; целостность профессиональной и научной деятельности при обучении; креативность; междисциплинарность; экологичность (специфика современного образования); теоретический плюрализм; организационный демократизм; общая культура и социальная нравственность.

Таким образом, формирование профессиональной культуры будущих архитекторов происходит последовательно, базируясь на закономерностях и принципах. Когда архитектор в равной степени овладеет искусством созидания, организации, управления и научного анализа, то есть будет сочетать в себе все многообразие компонентов профессионального мастерства, только тогда можно с уверенностью говорить о нем как о сложившимся профессионале. Именно на этом уровне формируется система внутренних принципов творчества, личностная профессиональная культура, выступающая категориальной основой подлинной творческой свободы будущего специалиста.

Литература

1.    Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2003. – 456 с.
2.    Калина Н.Д. Система формирования профессиональных конструктивно-графических умений у будущих специалистов архитекторов-дизайнеров: Дис. … канд.пед.наук. – Владивосток, 2005. – 322 с.
3.    Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. – Хабаровск: Изд-во ХГПУ. 2001. – 333 с.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >