Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Педагогика arrow Практические проблемы социализации





Практические проблемы социализации

Теоретические и практические проблемы социализации молодого специалиста в системе высшего педагогического образования

Автор: Матвеева А.И.

В гуманистической парадигме педагог всегда рассматривался не только как учитель-предметник, но и как воспитатель. Активные инновационные процессы в социально-политической и экономической сферах общества поставили не только педагогические кафедры, но и всю систему образования перед необходимость критической переоценки устоявшихся теоретических и практических проблем социализации  молодых специалистов,  пересмотра традиционных подходов в подготовке к педагогической деятельности. В этом случае педагогические кафедры выступают как системообразующий фактор профессионально-педагогической подготовки будущих специалистов. 

Именно в вузе происходит самоопределение в профессии, разделяется на этапы владение сущностными механизмами педагогической деятельности, готовность к трансформации социокультурного опыта, поиска (в процессе студенческого исследования) и утверждение (в постдипломном образовании) своего педагогического стиля, осознание воспитания как преобразующего взаимодействия. Итогом завершения подготовки будущих педагогов представляется концептуальная позиция педагогов, определение системы принципов своей профессионально-педагогической деятельности.

Стремительное изменение условий жизни сделало окончательным и бесперспективным привычное определение социализации как передачу жизненного опыта от старших поколений к младшим. Исследования проблем социализации как социального явления в педагогической теории, разрабатываемой И.С. Коном, Ю.С. Майнуловым, А.В. Мудриком, Л.И. Новиковой, В.Д. Семёновым, И.Д.Фруминым и др., показывают, что традиционная позиция «ваятеля духовного мира личности» или «инженера человеческих душ» для современного педагога, по крайне мере, нереальна и многими категорически отвергается. Отсутствие государственной идеологии, непредсказуемость изменений в обществе и непоследовательность в течение десятилетий государственной политики в сфере образования, требование деполитизации образовательных учреждений, отход от авторитаризма и нравоучений привели к разрушению устоявшийся системы социализации. Невозможным становится долгосрочное социально педагогическое прогнозирование, то, что раньше называлось «подготовкой и будущему». Современная социализация частью ученых вообще не мыслится как передача «опыта», но принимается как процесс индивидуально-личностного становления (О.С. Греднюк, В.С. Ильин, Л.М. Лузина, Ю.М. Орлов, И.М.Рожков и др.), на основе событийности (В.И. Слободчиков), над ситуативной и неадаптивной активности (В.А. Петровский), педагогического взаимодействия (Н.Ф. Радионова, Е.Л. Федотова и др.) и пр.

Повышенный прагматизм в отношении к молодому специалисту в системе образования со стороны учащихся и родителей делает всё менее воспринимаемым обращение к проблеме духовности, нравственности. В связи с этим явлением многие исследователи (Е.Г. Бондаревская, Е.П. Белозер-цев, Т.И. Власова, И.А. Колесникова, Н.В. Седова, Н.Е. Щуркова и др.) предпринимают попытки вернуть социализацию в контекст культуры. Кризис социализации по-разному проявляется в области теории и в области практики, наука в последние годы изобиловала теоретическими изысканиями в этой сфере, попытками построения профессиональных концепций социализации (Е. В. Бондаревская, З.И.Васильева, О.С. Газман, И.П. Иванов, И.А. Колесникова, С.В. Кульневич, Г.И. Легенький, Т.Б. Лихачев, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, М.Н. Таланчук, И.С. Якиманская и др.) Сходные процессы наблюдаются и в зарубежной гуманистической психологии и педагогике ( А. Адлер, О.Ф Больнов, М. Бубер, В. Дильтей, Г. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), где социализация как гуманитарная практика рассматривается в обращении к экзистенциальным проблемам человека, проблемам его целостного бытия, самостановления, саморазвития, самоактуализации. Однако в практике отечественного образования произошло фактически свертывание традиционных институтов социализации, в некотором смысле паралич. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования. Для получения эмпирически репрезентативной картины в ходе исследования изучались «Проблемы и факторы социальной адаптации молодых специалистов в системе образовании современного российского общества». Исследование носило аналитический характер. Проводился анкетный опрос (в январе-феврале 2010г.) 450 молодых специалистов средних учебных заведений Свердловской области посредством анкет «сложной структуры», используя квотную и стратифицированную выборку.

Квотная выборка представляет основные виды средних учебных заведений (общеобразовательные школы Свердловской области). Методом непропорциональной стратификации осуществлялся поиск респондентов ряда группы (молодых специалистов средних образовательных учреждений) - в соответствии с необходимостью сформировать стратификационную выбору по прохождению ими этапа социальной адаптации (объём выборки 450 человек).

Молодым специалистам Свердловской области необходимо было ответить на вопрос: «Какие целевые установки были получены Вами во время обучения на педагогической кафедре?» лишь 34% – выбрали становления самосознания и чувства собственного достоинства, 32% – гуманности и сострадания, 38% –профессионально-личностного самоопределения, 21% – культуры и духовности, 17% – способности к жизнетворческому самоопределению, 11% – проблемам социализации и социальной адаптации.

Проблемы социализации молодых специалистов в системе образования больше частью остаются за пределами внимания педагогических кафедр вузов, профессиональная позиция которых, по мнению молодых специалистов, характеризуется нацеленностью на формирование основ предметных знаний (87%), способности их применить (71%), познавательного интереса к преподаваемому предмету (70%) и активности в обучении (63%), то есть проблемах преимущественно функциональной подготовки. В ходе исследования молодыми специалистами были отмечены наиболее актуальные противоречия между:

1.    Настоятельной потребностью массовой педагогической практики в социальной подготовке педагогов и нередким «вымыванием» проблем социализации при пересмотре учебных планов и программ разного уровня учреждений педагогического образования (на это противоречие указали 67% молодых специалистов).

2.    Повышением квалификаций и переподготовкой специалистов образовательных учреждений (указали   54% молодых специалистов).

3.    Инновационным характером социализации молодых специалистов и эмпирическим (методом проб и ошибок) подходом большинства педагогов к решению образовательных проблем (указали 49% молодых специалистов). 4.   Бытиём и естественным характером социализации молодых педагогов, его обращенностью к целостному человеческому качеству и попыткам реализовать его при помощи   просветительских, количественных подходов на педагогических кафедрах (указали 42% молодых специалистов).

Вместе с тем, можно утверждать, что в педагогической, психологической, социальной науке сложились теоретические предпосылки для разработки целостной концепции решения проблем социализации молодых специалистов в системе образования. В трудах отечественных философов и психологов К.А. Абу-льхановой-Савской, Л.И. Анцыферовой, Г.А. Асмолова, Г.С. Батищева, М.М. Бахтина, В.С. Библера, Л.П. Буевой, Ю.М. Лотмана, М.К. Мамардашвили, В.Н. Мясищева, В.С. Соловьева, С.Л. Франка, П.А. Флоренского, В.А. Ядова и др. обстоятельно исследуются зависимость социализации от специфических общественных отношений, раскрываются типические черты личности, требования к социализации молодых специалистов, вытекающих из объективных потребностей общества и развитии индивидуальности человека.

Анализ современного состояния исследований проблем педагогического образования и практики подготовки педагогов (Е.П. Белозёрцев, Е.В. Бондаре-вская, Е.М. Ибрагимова, И.А. Колесникова, А.В. Мудрик, С.Л. Паладь-ев, А.Г. Пашков, А.И. пискунов, С.Д. поляков, Н.К. Сергеев, В.А. Сластёнин, Б.М. Цел-ковиков, Т.В. Цырлина, L.M. Anderson, T. Bird, F.J. Corthagon, J. Goodson, S. Ke-iny и др.) свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме субъектного развития педагога, в связи с чем представляется перспективным выделение в качестве основополагающего блока в модели подготовки педагога характеристику, выражающую отношение к профессии, его позицию как профессионала и гражданина.

Говоря о профессионально-педагогической позиции молодого специалиста, мы неизменно обнаруживаем её деятельностно-утверждающую субъектную природу. В связи с этими положениями содержание, методы и формы социализации молодого педагога в процессе обучения на педагогических кафедрах должны быть направлены на развитие самостоятельности, произвольности профессионального поведения и деятельности, в конечном счёте – на становление его как субъекта профессионального бытия.

Большое значении при изучении вопроса о содержании индивидуально-личностной позиции имеют исследования психологов Б.Г. Ананева, Л.И. Божович, И.С. Кона, В.Н. Мясищева, Л.С. Рубинштейна и др. Особенности проблем социализации молодых педагогов рассмотрены в работах С.Г. Вер-шловского, А.П. Владеславлева, Г.С. Гершунского, В.Г. Онушкина, Н.К. Сергеева и др.

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки, способствующие разработки концепций социализации молодых специалистов в системе образования. К ним, в первую очередь, следует отнести принятие национальной доктрины образования; федеральной программы воспитания в системе образовательных учреждений; активный переход учреждений общего и профессионального образования на многоступенчатые и многоуровневые модели подготовки специалистов; интеграцию образовательных учреждений в единые педагогические комплексы; нарастание инновационных процессов в сфере воспитания; стремления учреждений повышения квалификации педагога и различного уровня методических служб к разработке программ профессионального развития молодого специалиста в системе образования. К сожалению, эти тенденции не получили еще должного теоретического осмысления.

На педагогические кафедры системой образования накладывается большая ответственность за то, насколько молодой специалист будет подготовлен к процессам социализации и социальной адаптации. Чем реальнее представления у педагогов о специфике будущей работы, тем легче молодым специалистам социализироваться в системе образования. Процесс социализации, в конечном счете, отражает более глубокие характеристики социального бытия педагога - систему его жизненных ценностей, которые выступают в качестве мотиватора и регулятора профессионально-личностного поведения молодого специалиста в системе образования.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >