Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Педагогика arrow Обучение грамматике английского языка





Обучение грамматике английского языка

Обучение грамматике английского языка в рамках коммуникативного подхода

Автор: Финагенова Г.О., Хахалина М.С.

Коммуникативный подход к обучению иностранным языкам, интенсивно развивавшийся в течение последних десятилетий, оказал значительное влияние на методы и технологии преподавания всех аспектов английского языка, в особенности грамматики. В рамках данного подхода основной акцент делается на развитие навыков и умений разговорной речи, в связи с чем грамматическому аспекту отводится второстепенная роль, и во многих современных курсах он подается преимущественно в имплицитной форме. Однако существуют и альтернативные методики преподавания грамматики, каждая из которых характеризуется своими преимуществами и недостатками.
Традиционно выделяют два основных подхода при подаче грамматического материала:

1) дедуктивный подход состоит в том, что преподаватель сначала дает новый материал, поясняет основные правила, после чего студенты выполняют ряд упражнений:
2) индуктивный подход рассчитан на самостоятельное выведение грамматических правил исходя из ряда примеров, которые дает преподаватель.

Среди важнейших преимуществ индуктивного подхода, основанного на имплицитном преподавании грамматики в контексте, отмечают предоставление учащимся большей степени самостоятельности и возможности выводить правила грамматики из разговорной живой речи, что способствует значительному расширению словарного запаса, развитию умений использовать устойчивые выражения, разговорную лексику, улучшению навыков понимания устной речи и т.д. Таким образом, в рамках данного подхода осуществляется интегрирование обучения грамматике с различными коммуникативными заданиями, что позволяет вводить грамматический материал в значимом контексте. В рамках концепции имплицитного обучения грамматике преподаватель стремится максимально приблизить обучение иностранному языку к процессу освоения родного языка, т.е. осуществить погружение в языковую среду.
Однако при имплицитном преподавании даже студенты уровня Intermediate и выше часто допускают серьезные грамматические ошибки в таких ситуациях, когда требуется выполнить письменную работу, составить официальный доклад или отчет. Кроме того, некоторые особенности грамматики английского языка могут показаться студентам нелогичными из-за их непохожести на соответствующие структуры их родного языка, даже если они приведены в значимом контексте. В таких случаях необходимо эксплицитное обучение грамматике. В качестве разделов, требующих эксплицитного подхода, особо выделяют такие темы, как порядок слов, в утвердительных и в особенности в вопросительных фразах, использование вспомогательных глаголов (be, do, have), использование модальных глаголов и нюансы их значений в различных контекстах, сочетания глаголов с предлогами и т.д.

Основное преимущество дедуктивного подхода, основанного на эксплицитном преподавании грамматики, заключается в том, что он позволяет дать новый материал за достаточно короткие сроки и оставляет больше времени на отработку темы, однако он ограничивает самостоятельную активность студентов. Применение данного подхода представляется целесообразным при работе с начинающими группами, в то время как индуктивный подход, напротив, рассчитан на студентов, уже обладающих базовыми знаниями, и доля самостоятельной работы учащихся при этом более значительна.

Существуют различные алгоритмы работы в соответствии с индуктивным или дедуктивным подходом.

С точки зрения индуктивного подхода, грамматика рассматривается как некий ребус, который должны решить учащиеся. Некоторые элементы индуктивного подхода можно применять уже на начальных этапах обучения иностранному языку. Например, при изучении темы Past Simple преподаватель записывает пример ‘She walked to work yesterday’, She danced at the party’, etc, после чего студенты самостоятельно выводят правило для образования прошедшего времени, затем выполняется ряд упражнений на отработку. Применение индуктивного подхода подразумевает активное использование различных средств наглядности - иллюстраций, карточек с записанными словами и т.д.

В рамках дедуктивного подхода, преподавание нового грамматического материала можно разделить на три основных этапа:

1)    пояснение нового материала (Presentation): преподаватель записывает ряд примеров с новыми для студентов грамматическими конструкциями, поясняет случаи их употребления, записывает примеры образования вопросительных и отрицательных конструкций, примеры кратких ответов и т.д.;

2)    отработка (Practice): студенты выполняют ряд несложных упражнений, которые сразу же проверяются всей группой. На данном этапе особенно важна обратная связь и контроль со стороны преподавателя за правильностью усвоения нового материала;

3) продуктивные упражнения (Production): включают такие задания, как составление диалогов, обсуждение различных тем, нахождение сходств и различий на иллюстрациях, составление рассказов (например, для темы Past Simple – рассказ Story about your vacations) и т.д.

На практике использование только дедуктивного или только индуктивного подходов, как правило, оказывается малоэффективным, т.к. студенты либо хорошо усваивают грамматические правила, но сталкиваются со значительными затруднениями при необходимости выразить свои мысли устно в реальной разговорной ситуации, либо развивают беглую речь, в которой, однако, встречаются грамматические ошибки. В связи с этим в настоящее время предлагается использовать комбинированный подход, включающий элементы имплицитной и эксплицитной грамматики.

Обучение грамматике в рамках комбинированного подхода строится по следующей схеме:

- знакомство с новой темой: может осуществляться путем чтения небольшого текста или прослушивания разговора, содержащего новые грамматические конструкции, т.е. новый материал предоставляется в значимом контексте. Основное отличие от подачи нового материала в рамках классического дедуктивного подхода состоит в том, что в качестве примеров даются не отдельные предложения, а очень короткий, но все же связный текст (или рассказ, диалог и т.д.);

-    проверка общего понимания представленного текста или рассказа (в данном примере – путем ответов на вопросы);
-    проверка понимания отдельных деталей;
-    анализ новой грамматической структуры;
-    выполнение упражнений на закрепление: данный этап по сути совпадает с соответствующей стадией в классическом дедуктивном подходе, когда студенты сначала выполняют более простые подстановочные упражнения, затем немного более усложненные;
-    выполнение дополнительных упражнений на закрепление в качестве домашней работы (в то время как на занятии предпочтительно уделять большую часть времени устным интерактивным упражнениям, таким как вопросы по цепочке, диалоги и т.д., для самостоятельной отработки целесообразно давать подстановочные упражнения);
-    дополнительная отработка при повторении в различных контекстах: преподаватель обращает внимание студентов, когда ранее изученная конструкция встречается в текстах, диалогах, песнях и т.д.

Во всех трех подходах – дедуктивном, индуктивном и комбинированном - подчеркивается роль повторения и закрепления грамматического материала. В частности, широко используются не только при работе с детьми, но и с группами взрослых студентов игровые приемы обучения грамматике. К наиболее распространенным относятся:

-    Sentence chains: ответ на вопросы по цепочке, когда студент добавляет свой ответ к предыдущим ответам других студентов.
-    Sentence scramble: составление предложений из отдельных слов, выписанных на карточки.
-    ‘Find someone who … ‘: работая в группах, студенты используют вопросник, составленный преподавателем, содержащий 5-6 пунктов (например, при работе с Present Simple: Find someone who gets up at 6/plays the guitar/likes rock music, etc), фиксируют и сопоставляют ответы.

Таким образом, для достижения оптимального результата рекомендуется интегрирование грамматических упражнений с другими видами работы – разговорной практикой, аудированием, лексическими упражнениями и т.д.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >