Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Педагогика arrow Потенциал музыкально-образовательной среды













Потенциал музыкально-образовательной среды

Педагогический потенциал музыкально-образовательной среды

Автор: Шоломицкая И.П.

Современные исследования по проблемам обновления всей системы образования выявили существенные недостатки формирования духовной культуры молодежи и юношества. Изучению путей нравственного воспитания подрастающего поколения посвящены труды Л.М. Архангельского, Г.Н. Волкова, Н.К. Гончарова, Б.Т. Лихачева, Е.Н. Медынского, Г.Н. Филонова и др. Вклад в разработку понятия «образовательная среда», уровень и сфера ее функционирования внесли в разной мере многие исследователи как зарубежные - Б. Блум, Дж. Брунер, О. Ричарде, так и отечественные - М.И. Башмаков, Г.Ю. Беляев, А.А. Ковалевская, Ю.С. Мануйлов, В.А. Левин и другие [1,2, 8,10, 14].

Многолетнее игнорирование огромного значения искусства в становлении духовности и нравственных ориентиров личности является одной из причин снижения уровня культуры и утраты ценностных основ нашего общества, особенно в молодежной среде. Сегодня возникает потребность в принципиально новых формах образовательной системы, способной вооружить будущих учителей такими важными качествами, как инициативность, ответственность, предприимчивость, профессиональная мобильность, духовно-нравственные устои. Именно в этом мы видим основную проблему, на решение которой направлено данное исследование.

Музыкально-образовательную среду (МОС) определим как систему влияний и условий формирования творческой личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в музыкальном и образовательном пространстве.

Средовые аспекты развития социума, сильное, а зачастую и решающее воздействие определенным образом сформированной среды на человека было известно в глубокой древности. На основе закономерностей влияния среды создавались религиозные и общественные центры прошлого, в которых под воздействием всех видов искусства формировался определенный, востребованный в данный исторический период взгляд человека на мир, его духовные и душевные потребности, соответствующие принятым в обществе идеалам. Художественная среда в целом всегда несла на себе формирующие, воспитывающие функции, влияя на развитие человека. В философии XIX века обращает на себя внимание углубленный интерес к историческим корням отдельных государств и народов, своеобразию этнических пространств человечества. Это направление нашло плодотворное продолжение в XX веке, утверждая определяющий фактор пространства и среды, традиций, этноса и региона в формировании личности (В.И. Вернадский, Г.Д. Гачев, Гумилев, А.И. Панченко, А.Г. Раппопорт, Э.Б. Тайлор, П.А. Флоренский)[4;12].

Современной наукой доказано, что каждая клетка человеческого организма обладает своими собственными типами вибраций и под влиянием резонанса или интерференции эти вибрации могут усиливаться или подавляться под воздействием звука (И.А. Алдошина, А.А. Володин, Гарбузов, Н.А. Гезехус, И.Г. Кобылянский). Следовательно, именно проницаемость звука обусловливает его способность к созданию определенной среды, которая может обладать различными качествами в зависимости от того, какие именно звуки участвуют в ее формировании.
«Древние люди, как и мы, верили в облагораживающую роль искусства. Они, как и мы, испытывали на себе его чары, становясь то грустными, то веселыми, то воодушевленными, то подавленными. С помощью музыки они, как и мы, могли полнее раскрыть многообразную гамму человеческих чувств [5, 299]. Античные авторы связывали воздействия музыки с тем, что она по самой своей сути является порождением космических сил, «музыкой сфер». Этот термин приписывается Пифагору, а сама идея, передаваемая от мыслителя к мыслителю, многие столетия привлекает к себе внимание. Пифагор заложил основы математической теории музыки. Другие философы, такие как Аристотель, Птолемей, Боэций, Григорий Нисский, развивая идею Пифагора считали, что «...порядок мироздания есть некая музыкальная гармония, в великом многообразии своих проявлений приведенная в согласие сама с собой, себе самой созвучная и никогда не выходящая из созвучности, нимало не нарушаемой многообразными различиями между отдельными частями мирозданиями» [3, 85].

Музыка занимала важное место в системе средневекового знания, «христианство очень рано оценило возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия и включило ее в свой культовый ритуал» [7, 683].

В европейской культуре, начиная с эпохи Возрождения, музыкальное искусство все больше распространяется на область светского музицирования и уже в XVII в. в Италии, а затем во Франции и в Англии в полной мере выражает себя в таком жанре, как «драма в музыке», который, развиваясь и совершенствуясь, преображается в оперу - первый синтетический жанр в мировом искусстве. Вплоть до конца XIX в. опера держит первенство по созданию особой художественной среды, в которой музыка объединяет все виды искусства - архитектуру, живопись, пластику, танец, слово.

XX век преобразил сам «музыкальный ландшафт». Теперь он полон парадоксов, связанных со стремительным цивилизационным прогрессом. Как пишет Н.Н. Курчан, «возник феномен массовой музыки. Этот вид музыки развивался столь стремительно, что уже ко второй половине прошлого столетия массовые жанры стали основными в музыкальной культуре, и сегодня народная, классическая или церковная музыка - это всего лишь маленькие островки в море разнообразной популярной музыки. Само понятие «музыка» в сознании современного человека, как правило, связано с тем или иным жанром массовой музыки, например, с популярной песней» [9, 238-239].

Для построения музыкально-образовательной среды нами был определен уровневый подход. На его основе определяются мегасреда, макросреда, мезосреда и микросреда. Каждый последующий уровень организации музыкально-образовательной среды включается составной частью в среду более высокого уровня.

Системный анализ философской, исторической и искусствоведческой литературы дает нам возможность проследить линию развития музыкальной среды.

Среди принципов построения музыкально-образовательной среды мы выделяем следующие: принцип культуросообразности (включение человека в мировой художественный процесс); принцип развития (среда должна предоставлять возможности для развития и саморазвития личности); принцип природосообразности (развивающие возможное среды должны быть адаптированы природе человека); принцип управляемости; принцип комплексности (действие отдельных структурных компонентов интегрировано, в комплексе); принцип деонтологичности (соблюдение этических норм и принципов).

В творчестве выдающихся педагогов-музыкантов, таких как: С.В. Зверев, А.Д. Артоболевская, Г.Г. Нейгауз, А.И. Ямпольский - обращает на себя внимание взаимодействие и неразрывная связь профессиональной сферы деятельности этих педагогов с их личной сферой общения, жизни, ученичества. В истории русской музыкальной педагогики выдающиеся достижения базируются на высоком профессиональном мастерстве учителя, которое проявляется во взаимодействии с педагогикой культурных сообществ. К особенностями музыкально-образовательной среды, созданной в процессе работы с учениками, выдающимися педагогами-музыкантами относятся: а) диалогич-ность и информационный обмен между средами различного уровня и внутри сред; б) благожелательное общение в системе «учитель-ученик», основанное на диалоге и демократическом стиле управления педагогическим процессом; в) эмоционально-коммуникативные связи между предметом деятельности (музыка) и учащимся, между предметом деятельности и педагогом, внутри системы (педагог, учащийся, музыка); г) опора педагога на лучшие личностные качества учащегося при блокировании отрицательных качеств.

Описав и проанализировав формы существования музыкально-образовательной среды, мы выделяем ее характеристики: широта, интенсивность, осознаваемость, обьединенность педагогов, наличие авторской модели образования, межличностный стиль общения, социальная активность среды, присутствие высоких образцов музыкального искусства, динамичность.
При проектировании МОС индивидуального класса нами были выдвинуты критерии ее эффективности. В приведенной ниже таблице показаны сравнительные данные контрольного и экспериментального классов Гатов-ской ОСШ, проанализированные с точки зрения выделенных нами критериев влияния МОС на развитие личности учащегося.

Проведенное нами исследование микросреды индивидуального класса в музыкально-педагогическом процессе позволило нам выделить некоторые из основных параметров МОС: более тесное взаимодействие субъектов общения, способствующее сотворчеству; более полное самовыражение и самореализация ученика; близкий эмоциональный контакт с учеником, учет его эмоционального состояния в каждом конкретном случае, в данный момент; преобладание демократического стиля общения; большая степень доверительных отношений и возможность «воздействовать и воспитывать ученика») и личностных качеств субъектов педагогического общения, влияющих непосредственно на эмоционально-коммуникативный аспект МОС: эмпатия, способность к рефлексии, идентификация с педагогической профессией, интеллигентность, инициативность, уверенность в себе, стремление к сотрудничеству.

В процессе исследования были сформулированы следующие методические рекомендации для учителей по созданию музыкально- образовательной среды:

1.    В ходе работы педагог должен помнить, что педагогическое общение должно быть направлено, прежде всего, на личностное развитие ученика. В зависимости от основных личностных параметров обучающегося стиль общения видоизменяется. Тем не менее необходимо придерживаться определенных правил речевого общения, что облегчает достижение контакта с учащимися.

2.    Продуманный и верный подбор программного материала способствует развитию и формированию эмоций и чувств личности, ее задатков; богатство музыкальных впечатлений расширяет кругозор.

3.    Индивидуальные занятия должны быть организованы таким образом, чтобы физическое окружение предоставляло возможности для развития и саморазвития личности. Этому могут способствовать всевозможные наглядные пособия (портреты композиторов, иллюстрации, таблицы с музыкальными терминами), наличие хорошего инструмента и эстетическая привлекательность пространства.

4.    Учет преподавателем в учебно-воспитательном процессе всех компонентов МОС способствует раскрытию индивидуальности ученика. Учитель и ученик могут осознать себя через призму музыки и осуществлять взаимное отображение друг друга через музыкальное искусство.

5.    При создании благоприятной МОС преподаватель должен опираться на принцип комплексности, в основе которого находится представление о структурно-содержательных компонентах среды. Их действенность заключается в интрегрированности.

6.    За идеальную модель может быть принят такой тип МОС, как «творческая образовательная среда», способствующая свободному развитию активного ребенка. В творческой среде формируется культура личности, которая характеризуется активностью освоения и преобразования окружающего мира, высокой самооценкой, толерантностью, открытостью и свободой своих суждений и поступков.

7.    Создание творческой МОС как самой благоприятной для развития личности учащегося невозможно без постоянного общения педагога с родителями ученика.

Таким образом, музыкально-образовательная среда, обладая рядом действенных качеств, оказывает решающее влияние на развитие духовной культуры молодежи и является интегральным показателем. Сущностные характеристики музыкально-образовательной среды, базирующиеся на богатой музыкально-педагогической традиции, деятельности выдающихся педагогов-музыкантов, заключаются в интенсивности ее влияния на человека, способностью к формированию культуры и мировоззрения подрастающего поколения.

Литература

1.    Башмаков М. Классификация обучающих сред /М. Башмаков, С. Поздняков //Школьные технологии. - 2000. - № 3. - С. 135-146.
2.    Беляев Г.Ю. Образовательная среда 21-го столетия как объект методологии и идеологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: http//dzd,communist.ru/science.htm.
3.    Бронштэйн В.А. Клавдий Птолемей. - М.: Наука, 1988. - С. 85.
4.    Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. -272 с.
5.    Герцман Е.В. Новый миф. М.: Наука, 2003. - С. 299.
6.    Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: ООО «Издательство АCT»,2004.-556c.
7.    Даркевич В.П. Прикладное искусство //Культура Византии, вторая олови-на VII-XII вв. - М., 1989. - С. 683.
8.    Ковалевская А.А. Некоторые аспекты проектирования студентами музыкально-эстетической среды //Технообраз, 2005: материалы Междунар. науч. конф., Гродно 14-15 апреля 2005 г.; Гродно, 2005.-С. 358-362.
9.    Курчан Н.Н. Музыкальная культура XX века //Мировая художественная культура. - М.: Питер, 2008. - С. 238-239.
10.    Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании //Педагогика. 2000.-№7.-С.36-41.
11.    Неменский Б.М. Мудрость красоты. -М.: Просвещение, 1987. - С. 16.
12.    Флоренский П.А. Иконостас //Богословские труды. – М., 1972. – Сб.9.
13.    Яковлева Н.Н Методологические проблемы педагогики эстетической среды детского коллектива //Педагогика эстетической среды: теория и опыт: сб. науч. тр. /Под ред. Л.П. Печко, Н.Н. Яковлевой. – Мн.,2002.
14. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. – М.: Сентябрь, 2000. – 128 с.

 
Слудующая >