Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Психология arrow Самоактуализация подростков





Самоактуализация подростков

Проблема самоактуализации подростков в педагогической деятельности

Автор: Иванова Т.А., В.А. Вединяпина

В XXI веке значительно возрастает роль человеческого фактора как ресурса развития общества и сохранения жизни на Земле. Актуализируются науки о сущностном становлении человека, в том числе разрабатываются интегрированные основы педагогики – «единственной специальной науки об образовании, науки, принимающей активное участие в формировании знаний о человеке и условиях его развития» (Н.А. Вершинина).

Важным является и то, что в самой науке происходят значительные изменения, связанные с её антропологизацией. В этом плане сегодня востребованы научные поиски сущностного самоосуществления человека, выявления педагогических условий и механизмов становления человека воистину человеком в процессе его взросления. В этом плане глубоко прав был К.Маркс, который отмечал, что развитие человека - это не процесс надстройки над природой общественного бытия человека, а это процесс становления его природы человеком. Это развитие проявляется в том, «насколько природа стала человеческой сущностью человека», «в какой мере естественное поведение человека стало человеческим или в какой мере человеческая природа стала для него природой»

Важным понятием в современной личностно-ориентированной педагогике становится «самоактуализация», которая рассматривается как неотъемлемая часть мотивационной сферы, как осознанное стремление человека к максимально возможному раскрытию своего потенциала в процессе жизни.

Впервые понятия «самоактуализация» и «самореализация» появились в научном обороте благодаря работам немецкого невролога и психиатра К. Гольдштейна. Он именовал этим понятием психофизиологические процессы и понимал «самоактуализацию» как активацию неких внутренних ресурсов организма. Именно К. Гольдштейн впервые связал понятие «самоактуализация» с мотивационной сферой личности человека.

Продолжателем идей К. Гольдштейна в направлении изучения самоактуализации становится А. Маслоу, который научно обосновал идею о том, что потребность в саморазвитии и раскрытии своих потенций, способностей и талантов присуща любому человеку. Самоактуализация, по А. Маслоу, означает постоянный выбор из имеющихся возможностей наилучшего варианта собственного развития. При этом сегодня значительно расширяются смысловые функции выбора. Ф.Е. Василюк придает важное значение критерию осмысленности выбора. По мнению ученого, не столько личность делает выбор, сколько выбор делает личность.

В философском аспекте самореализация личности рассматривается как источник, побуждающий к поиску смысла жизни, и как фактор духовного роста человека (Л.И.Антропова). С культурологических позиций «самоактуализация» может трактоваться как наилучший способ существования человека в системе «культура – социум», это путь самораскрытия, ведущий в экзистенциальные глубины к Сущности человека (Л.Г. Брылёва).

И, наконец, в педагогике самоактуализацию рассматривают как основной «первоисточник» активности человека, это внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития. Этот процесс детерминирован внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида, социальными ситуациями, представляющими собой особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении (П.И. Пидкасистый).
В целом исследователи сходятся во мнении, что самоактуализация – это интегрированное понятие, раскрывающее процесс полноценного развития, саморазвития, самопознания и самосовершенствования человека.

В плане изучения особенностей процесса личностного становления человека особый научный интерес представляет подростковый возраст. Как отмечает в своих работах Г.А. Цукерман, именно в подростковом возрасте взрослеющий человек открывает для себя способность быть автором собственных поступков, из объекта родительской заботы ребёнок становится субъектом саморазвития. Это возраст «интеграции самосознания» (Л.С. Выготский), «самоидентификации» (Д.Я. Райгородский) и «самоопределения» (Л.И. Божович). И для того чтобы стать по-настоящему взрослыми, подростки должны приобрести самостоятельность, осознать себя личностью и постепенно выработать свою жизненную позицию.

В самоактуализации подрастающего поколения особое внимание уделяется исследованию потребностей, мотивов. В нашем исследовании возникла необходимость изучить проявления самоактуализации во всех психических сферах развития человека как субъекта, как личности, как индивидуальности, что обусловило анализ не только потребностной сферы, но и деятель-ностных возможностей учащихся – подростков, их многообразных чувств и переживаний, ценностных ориентаций и нравственных установок, выраженности их самосознания.

Чтобы проанализировать особенности самоактуализации в подростковом возрасте и определить педагогические условия и факторы, способствующие активизации этого процесса, в ходе исследования изучалось понимание процесса самореализации с позиции самих учащихся выборами ведущей сферы деятельности, в которой подросток может реализовать свои способности.

Было установлено, что потребность «стать личностью», добиться самостоятельности подростки стремятся реализовать в учебно-профессиональной деятельности (43% от общего количества участников исследования) и в общении со сверстниками (29% испытуемых).

При этом можно отметить, что проведённый сравнительный анализ данных исследования с уровнем успеваемости отдельных учащихся показывает значительные расхождения. Так, из 35 опрошенных, которые определили учебную деятельность как основную сферу для самоактуализации и приложения своих способностей, только 12 человек показывают высокий уровень учебной мотивации и познавательного интереса. А остальные, хотя и указывают на то, что настоящая учебная деятельность - залог успешности в последующей жизни, всё же не проявляют особого прилежания и усердия в учёбе.

Эти данные позволяют утверждать, что, несмотря на активизацию потребности в самоактуализации и желание подростка реализовать себя, они не умеют и не могут самостоятельно организовать своё социальное пространство, их притязания не совпадают с реальным уровнем развития, они неадекватно оценивают собственные способности, нередко преувеличивая их.
Кроме этого, отмечен низкий уровень мотивации самоопределения, неумение, а нередко и нежелание строить свою жизненную перспективу, неопределённость основных личных ценностей, определяющих отношение человека к значимым сферам его жизни: к миру, к окружающим людям, к самому себе.

Полученные данные показывают, что процесс самореализации в подростковом возрасте можно рассматривать как результат слияния уникальной и неповторимой личности с окружающим миром, чему может способствовать процесс обучения. Это наводит на мысль, что именно в условиях образовательной деятельности можно и необходимо влиять на выбор подростком ценностей, на их осмысление и прогнозирование целесообразных перспектив его самоактуализации и самореализации. Задача педагога – поддержать ученика на сложном этапе выбора. И воспитывать должен не учитель, а созданная им воспитательно – развивающая среда. Чем содержательнее учебная деятельность, чем благоприятнее отношения, которые возникают в процессе её реализации, тем успешнее сам ученик, тем обширнее его социальный опыт.

Педагогическими условиями, способствующими активизации процесса самоактуализации в подростковом возрасте может рассматриваться:

1)    свобода выбора сферы самоактуализации;
2)    приобщение к ценностям, ценностным ориентациям, ценностным отношениям в образовательном пространстве;
3)    активное целеполагание подростков в своём самоосуществлении;
4)    обогащение содержания учебной и коммуникативной деятельности;
5)    организация и осуществление инновационных технологий с учётом индивидуальных траекторий развития учащихся (технологии портфолио, метод проектов учебной и социальной деятельности и т.п.)
6)    достижение успешности в самореализации и самоактуализации.

Таким образом, образовательное пространство в современном обществе должно опираться на идею максимального использования ресурсов для полного самоосуществления личности в процессе развития, только личност-но ориентированная образовательная среда, создающая комплекс возможностей для свободного и активного развития учащегося, может стимулировать его максимальную самоотдачу в процессе самоактуализации.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >