Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Психология arrow Темперамент в развитии





Темперамент в развитии

Темперамент в личностном развитии подростка

Автор: Михеева Ю.В., Петрова Л.А.

Проблемой темперамента и особенностями его проявления занимался в Древней Греции врач Гиппократ, предложивший концепцию 4 типов темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. Отечественный учёный И.П.Павлов, изучив полушария головного мозга, установил, что все типы темперамента, предложенные Гиппократом, по результатам своих исследований, зависят от четырех типов высшей нервной деятельности, представленных на схеме №1.

Типы высшей нервной деятельности

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов соотнес четыре типа нервной системы с ответствующим числом темпераментам по концепции Гиппократа:

1.    Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.
2.    Флегматик - сильный, уравновешенный, малоподвижный (инертный).
3.    Холерик - сильный, но неуравновешенный, со слабыми по сравнению с возбуждением тормозными процессами.
4.    Меланхолик - слабые процессы возбуждения и торможения.

Из теоретического анализа психологической литературы мы выяснили, что сангвиник - человек быстрый, подвижный, откликается эмоционально на все впечатления, часто неустойчив.

Подросток-сангвиник быстро устанавливает социальные контакты, то есть почти всегда инициатор общения, часто участвует в любом деле, но редко доводит все дела до конца. Данный тип темперамента склонен давать обещания, но не выполнять их. Данному подростку нужно преодолевать безразличие, поверхностное отношение к делу и одновременно формировать чувство ответственности за свои обещания через ответственные поручения: контроль дежурства по кабинету клуба, назначать дежурным по уходу за цветами, проверка наличия сменной обуви тех, кто посещает клуб.

И.П. Павлов говорил, что сангвиник - продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много интересных дел, т.е. есть постоянное возбуждение, когда возбуждение проходит, интерес и стимул к активной деятельности пропадает.

Флегматик - медлительный, уравновешенный и спокойный, его нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Социальные контакты он устанавливает медленно, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод вступить с ним в знакомство.

Подросток-флегматик отличается спокойствием, скромностью. В данном типе темперамента необходимо развивать общительность через включение в коллектив, где все заняты одним делом, но тем, что его интересует, про что он знает много интересного и с чем может поделиться с одноклассниками. Например, участие в региональном конкурсе чтецов от подростковых клубов города, посвященного дню рождения Мустая Карима, нарисовать рисунок, посвященный 65-годовщие победы Советского народа над фашисткой Германией в 1941-1945 годах и др.
И.П. Павлов считал, что флегматик - спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни.

Холерик - быстрый, с сильными, яркими эмоциями и чувствами, которые отражаются в выразительной мимике, жестах, речи. У данного типа темперамента наблюдается быстрая смена настроений, неуравновешенность, что объясняется преобладанием в высшей нервной деятельности процессов возбуждения над торможением.

Подросток-холерик легко включается в работу, всегда порученное дело доводит до конца, активно участвует в соревнованиях. Ему скучно выполнять медленного и спокойного темпа работу, поэтому в данном случае поручите помогать педагогу в работе с младшими ребятами в музее, следя за их поведением и др.

И.П.Павлов так определял этот тип темперамента: «боевой, задорный, легко и скоро раздражающийся».

Меланхолик эмоционально откликается далеко не на всё. У него небольшое разнообразие эмоциональных переживаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. В привычной, спокойной обстановке человек этого типа работает очень продуктивно, очень обидчив, расположен к замкнутости, одиночеству.

Подросток-меланхолик часто смущается, когда с ним общаются или задают вопросы. Он не сразу включается в работу, но если возьмется за дело, то проявит постоянство, устойчивость. Ему нужно развить чувство уверенности в себе через чувство значимости. Ученику лучше участвовать в дискуссиях по оформлению кабинета клуба, назначить одним из главных героем по сценарию в проводимом праздничном мероприятии.

И.П. Павлов отмечал, что меланхолик, попадая в новые условия жизни, очень теряется.

Современному педагогу в воспитательном процессе с подростками в течение дня необходимо не только дать практические навыки, но и умело развивать положительные стороны темперамента, способствующие личностному развитию подростка.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >