Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Социология arrow Семья как социальный институт





Семья как социальный институт

Семья как социальный институт в условиях социально экономического кризиса

Автор: Бришко Б.

Статья является частью исследования, связанного с проблемами социализации учащихся профшкол в Латвии, поэтому цель исследования - отразить современную ситуацию, связанную с ролью семьи в процессе социализации учащихся профшкол.

Говоря о ситуации в профшколах сегодня, следует признать, что одним из основ успешной социализации молодежи является функциональная значимость образования в семье, экономическое положение семьи, которое определяет материальное обеспечение учащегося (гарантию получения питания, учебников, денег на развлечения, культурные мероприятия и пр.)

Большинство жителей Латвии уже испытали на себе последствия экономического кризиса. Кризис коснулся не только Латвии, но всего мира. Кроме того, людей постоянно пугают сообщениями, что худшее еще впереди. Противоречивы также мнения о том, когда же положение начнет улучшаться. Некоторые экономисты полагают, что после краха современной экономической формации, на смену придет совершенно новая модель общества.

Последствиями экономического кризиса являются неоднородность и расслоение общества. Зажиточные остались зажиточными, а бедные еще более обеднели. Центральное статистическое управление Латвии констатирует, что потеря работы более затронула работников с низкой квалификацией. В 2009 году их число сократилось на пятую часть. Латвийские экономисты прогнозируют, что большая часть экономических проблем разрешится уже в 2010 году. Но проблемы безработицы останутся, так как безработица традиционно отстает от экономического цикла. Так, по данным Государственного агенства занятости, уровень безработицы в марте 2010 года составит 17,3%. В начале кризиса рост безработицы не столь стремителен; в свою очередь, при выходе из кризиса безработица какое-то время остается на высоком уровне. Таким образом, в этом году, несмотря на тенденцию снижения, уро-веннь безработицы будет высок. Поэтому столь важны мероприятия по социальным гарантиям. Правительство Латвии действует в двух направлениях. С одной стороны, социально поддерживает оставшихся без работы. С другой -стимулирует экономику, что создает новые рабочие места.

Детей нередко называют зеркалом родителей. Это выражение обычно используют не для определения внешнего сходства, а для характеристики похожести эмоциональных реакций в разных жизненных ситуациях. Психологи называют это ассимиляцией эмоционального опыта. Родители хотят, чтобы их дети выросли эмоционально уравновешенными людьми, способными самостоятельно решать любые жизненные проблемы. То, что родители действуют во время кризиса сдержанно, не означает, что нужно скрывать свои чувства. Ребенку нужно объяснить, почему они удручены, подавлены и расстроены. Нужно рассказать о своих планах по выходу из ситуации, чтобы ребенок в любой ситуации чувствовал себя уверенным и защищенным. Он должен знать, что родители способны найти выход. Объяснения должны быть понятными и соответствовать возрасту. К примеру, рассказать про кризис и как он влияет на семью. Так формируется отношение ребенка к происходящему, ведь школа хоть и занимает центральное место, но не является единственным создателем отношений. Школа формирует систему отношений и ценностей, включая культурные ценности, которые не всегда совпадают с тем, что воспитанник встречает в семье и в жизни. У педагогов здесь ведущая, создающая партнерство роль. Главными в этом партнерстве являются родители и семья. Эта работа должна быть эффективной.

Семья должна удовлетворять потребности индивида и одновременно выполнять определенные задачи по отношению к обществу в целом. Хотя у каждого из них своя специфическая форма выражения в реальности, однако это не исключает возможность создания единого представления о функциях семьи. В идеале семья дает индивиду любовь и защиту от окружающего мира. Но семья напрямую зависит от внешних экономических отношений, социальных норм и идеологических стереотипов. Столетиями создавался стереотип о необходимости семьи в социальной системе общества. Трудно представить себе «нормальное общество» без этой микрогруппы, ведь индивид подвержен привычкам в мышлении и быте, социально психологическим традициям и упорядоченности отношений.

Некоторые практические сведения из исследования проблем социализации учащихся профшкол Латвии. В исследованиии использовали метод качественного анализа – частично структурированное интервью с учащимися профшкол. Работа велась в январе и феврале 2010 года. Выборка составлена таким образом, чтобы включить в исследование по одной профшколе из каждого района города Риги. Общее количество респодентов составило 95 учащихся в возрасте от 16 до 18 лет из 5 профшкол. Из-за ограниченности публикации использованы только некоторые результаты исследования. Респондентов просили рассказать о своей семье и пояснить, как она влияет на учебу. Полученную информацию можно поделить на следущие аспекты: здоровье, тревоги, потери, финансы, безработица, конфликты, развод, работа родителей за рубежом и ее отражение на отношениях в семье. Незначительная роль в рассказах была связана со школой и получением образования.

Молодежь высказывает свое беспокойство о здоровье родителей, а также хоть и на уровне предчувствия, страх о том, что может случиться что-то плохое. «..больше всего беспокоюсь, чтобы с моими дорогими мамой и отцом не случилось плохое, у них может стать плохо со здоровьем. Умом понимаю, что напрасно, но справиться с чувствами не могу.» (Девушка, 17 лет.) «С тех пор как мама развелась, стараюсь помогать ей во всем. У нее проблемы со здоровьем. Беспокоит также здоровье бабушки с деушкой. У них тоже слабое здоровье.» (Юноша, 18 лет.) «..постоянное беспокойство, что потеряю кого-то из родных.» (Девушка, 17лет.) «..беспокоюсь за семью. Боюсь, что что-нибудь случится.» (Юноша, 16 лет.)

В своих интервью респонденты часто показывают сильные эмоциональные переживания, связанные с потерей в прошлом близких людей. «..перед Рождеством умер дядя, воспитывавший нас с детства. Сейчас живу у бабушки. Родители в разводе. Беспокоюсь о том ,что станет с бабушкой, с родным домом.. без дяди хозяйством никто не занимается. Бабушка одна в большом доме. Тяжело смотреть, как все рушится.. Каждую неделю еду домой, чтобы поддержать всех. Это очень угнетает. Денег нет, боюсь того, что будет.» (Девушка, 17 лет.) «..с детства была легко ранимой. В семье умер отец, а через год брат. После таких переживаний стала ранимой. У меня слабая нервная система.» (Девушка, 16 лет.) «..когда кто-нибудь говорит о родителях, особенно об отце, мне становится плохо. Мой отец умер, когда мне было 12 лет. Было чувство, что боль не пройдет никогда. Но со временем стало легче. Тяжело слышать рассказы о том, как другие весело провели время с родителями ,ведь у меня этого не будет никогда.» (Девушка, 17 лет.)

Актуальна в интервью и тема финансов, т.е. материального положения семьи. «..отец не дает мне денег. С мамой развелся. Младшая сестра осталась с мамой. Нужно экономить, рассчиитывать, что можно купить. В конце месяца денег не бывает. Вот если бы можно было обойтись без них!» (Девушка, 17 лет.) «..в семье часто ссорятся из-за денег. Как сэкономить и в чем ограничить себя.» (Юноша, 17 лет.) «..сегодняшняя ситуация в стране сильно влияет на материальное положение семьи. Я каждый день беспокоюсь, смогут ли родители заплатить по счетам, будут ли продукты.» (Девушка, 16 лет.)

Важной явилась также тема потери родителями работы, экономическая ситуация в стране и в семье. «..у моего отца нет работы. У него нет работы зимой. Он работает на дороге – на строительстве дорог. Сейчас тяжело. Мама работает на двух работах. Старается дать нам с братом все лучшее. Она рассказывает, как ей тяжело. Тогда мне становится грустно.. Сейчас кризис, все не так, как раньше. Нужно думать о том, где взять денег на тренировку..» (Девушка, 17 лет.) «..мои родители безработные. Трудно с питанием. Стресс чувствую, когда кончаются еда и деньги.» (Девушка, 16 лет.)

Часть респондентов страдает от отношений в семье, т.е., ссор, конфликтов. «..меня угнетают нелады в семье и увлечение отца алкоголем. Его постоянные придирки меня задевают. Появился страх за мою дальнейшую жизнь. Думаю.. неужели моя семейная жизнь будет такой же?» (Девушка, 18 лет.) «..родители все время ссорятся. Ничего не изменить. Семья рушится.» (Юноша, 17 лет.) «..когда я с друзьями, я не испытываю таких неприятных чувств, как в обществе родителей. Это ужас! Они постоянно ссорятся. Мама говорит, что «родительские разборки» не мое дело. 2 года назад они так скандалили, что отец выбросился из окна, я сама это видела.. а мама рыдала. По счастью, отец остался жив. С тех пор я потеряла к ним всякое уважение. Общаюсь с ними на уровне «привет» или «пока». Не могу забыть тот день.» (Девушка, 17 лет.)

Развод родителей является травмирующим фактором для молодежи. «..моя семья распалась, когда я была малышкой. Это плохо отразилось на моей дальнейшей жизни. Я прогуливала школу, плохо училась. Вот и теперь мне не нравится школа и люди в ней, их негативные эмоции. Мне трудно их принять, меня многие не понимают. Это очень больно.» (Девушка, 17 лет.) «В детстве мои родители развелись. Это был первый удар в слабое место.. Росла среди скандалов, ссор и обмана. Поэтому рано повзрослела. Мама начала играть в автоматах, я сидела с младшей сестрой, а мама играла. Потом жила у отца, но там были проблемы с женой отца. В 16 лет ушла в никуда. Сняла квартиру, устроилась на работу. Жить в 16 одной и решать все нелегко. Часто прогуливаю школу, работать и учиться 20 часов в сутки нереально. Стала нервной, часто плачу.. Сейчас мама в Англии, а отец в России. Кроме себя, положиться не на кого. То, что нас не убивает, делает нас сильнее. Проверено!» (Девушка, 17 лет.) «..у моей мамы друг пьет. Я плохо к нему отношусь, не слушаю, не делаю, что просит. У меня включился защитный механизм. ..не хочу оставить маму одну, боюсь, чтобы чего не случилось.» (Девушка, 18 лет.)

В рассказах респондентов часто встречается ситуация, когда родители, или один из них работают за границей, и дома бывают редко или никогда. «..мой отец работает в Англии. Когда родилась младшая сестра, отец уже был за границей. Общаемся по скайпу. Когда сестру отвезли к отцу, она его не узнала и плакала. Думала – ее папа в компьютере.» (Девушка, 17 лет.)
Из вышесказанного следует, что роль семьи в жизни современной молодежи огромна. Хотя и структурированное интервью было составлено таким образом, чтобы получить ответ на вопрос: помогает или мешает семья учебе, большинство респондентов возвращалось к семейным отношениям, являющимися для них доминантными. Это состояние здоровья, а также тревога за существование, за то, что может случиться плохое. Современная ситуация в стране (кризис и безработица), безусловно, влияет на материальное положение большинства семей, что отразилось в ответах. Кроме того, отчетливо прослеживается тенденция к повышению уровня тревожности. Следует отметить,что конфликты между родителями плохо влияют на самосознание детей, не имея возможности что-либо изменить в отношениях родителей, они отгораживаются эмоционально или прекращают общаться.

Вопрос дискуссии: в современной реальности родители есть или их нет? Появляясь только виртуально, что является парадоксальным фактором; уезжая в другие страны в поисках заработка, родители формально сохраняют семью (развода не было), в то же время семья годами не встречается, в результате выросло целое поколение, которое сохраняет связь благодаря новым технологиям. Однако у них нет живого общения с родителями и людьми. Чтобы изучить дальнейшее развитие этих детей и определяющее влияние ситуации на процесс их социализации, учитывая семью в качестве значимого фактора этого процесса, потребуется продолжительное наблюдение.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >