Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Социология arrow Роль СМИ сообщества





Роль СМИ сообщества

Роль СМИ сообщества в коммуникационном процессе сообщества

Автор: Дарбиня Г.З.

Экономческий кризис ухудшает уровень жизни общества, опросы общественного мнения всё чаще указывают и на взаимоотчуждение общества и власти, что подрывает доверие к власти со стороны общества и желание включиться в политические и экономические процессы. Однако некоторые социологические опросы свидетельствуют, что местным органам власти – самоуправлениям – жители Латвии доверяют гораздо больше, чем центральной власти.

Местные сообщества и их традиции после обретения государственной независимости Латвии изучены мало. После осуществлённой в 2009 году административно-территориальной реформы в Латвии насчитывается 9 городов республиканского значения и 109 краёв, в которых избирается дума местного самоуправления. Сформированные края очень различны по количеству жителей и территориальной величине. Наряду с такими краями, которые состоят из одной территориальной единицы - края, есть и такие, которые охватывают даже до 25 территориальных единиц - это отдельные волости и небольшие города. Под термином сообщество в данном исследовании понимается край, на территории которого местную власть реализует избранная жителями местная дума.

Для Латвии характерна весьма своеобразная система местных СМИ. Издаются 24 региональные газеты, вещают 10 местных телестудий, в каждом регионе работают несколько радиостанций. Региональные масс-медиа в основном охватывают ту аудиторию жителей, которые до административно-территориальной реформы на протяжении нескольких десятилетий проживали в границах определённых районов. В свою очередь, каждое самоуправление Латвии выпускает свою местную газету, содержит свой сайт в интернете, многие самоуправления участвуют и в софинансировании местных телевизионных и радио студий. Все эти СМИ заинтересованы в улучшении уровня жизни сообщества и в вовлечении жителей в процесс принятия решений местными органами власти, такие масс-медиа можно исследовать как масс-медиа сообщества. Наблюдаются также попытки многих сообществ создавать свои альтернативные СМИ - интернет-порталы, блоги, радио студии, представляющие местную общественность или негосударственные организации.

До состоявшихся в 2009 году выборов в местные органы власти в Латвии местные самоуправления были поделены на 26 районов, их деятельность была подконтрольна районным советам. На сегодня же в Латвии органов местной власти второго уровня больше не существует. Поэтому в данном исследовании в качестве местных сообществ рассматриваются 109 краёв Латвии.

Что такое сообщество?

Термин «сообщество» (community, англ.яз.) разъясняют многие авторы и словари. Сообществом можно назвать группу людей, для которых свойственны общие территориальные, экономические, социальные или культурные интересы[1].

Определение «сообщество» исторически связано с социологией. Семьи и селения, жители определённой географической зоны, имеющие проблемы, связанные с угрозой их социальным связям [2].

Развитие сообщества обеспечивает согласованное территориально или на основе общей зинтересованности действие, являющееся самогенерирующим, направленным на осознание своих нужд и приоритетов, реализованное самостоятельно, при помощи мобилизации и привлечения местных ресурсов. Таким образом, осуществляется:

-    вовлечение местных жителей;
-    формирование чувства принадлежности;
-    использование местных познаний, мотивировки и готовность действовать для улучшения своей жизни;
-    способность сообщества мобилизовать свои социальные, человеческие и иные ресурсы таким образом, чтобы соответственно принять внутренние и
внешние перемены и реагировать на них.

Долгосрочные результаты деятельности сообщества приводят к увеличению доходов, росту уровня благосостояния, предотвращению социальной изоляции, обеспечению основных нужд, способствует целесообразному и долгосрочному использованию природных ресурсов, обеспечивает более высокий уровень жизни.

Один из признанных теоретиков альтерглобалистского движения профессор (Emeritus) социологии Зигмунд Бауман пишет, что сообщество - это «тёплое», уютное и удобное место. Сообщество он сравнивает с укрытием во время сильного дождя. Внутри сообщества возможна релаксация, здесь нет чужих. В жестокое время конкуренции, когда на зов о помощи в ответ получишь лишь замечание о том, что самому надо справляться со своей проблемой, понятие «сообщество» звучит как нечто сладкое. В наше время «сообщество» является синонимом понятию «утраченный рай». Плата за утрату созданной сообществом безопасности - это автономия, самоуверенность, право быть самим собой [3].
Что такое масс-медиа сообщества?

Масс-медиа сообщества является любой масс-медиа, который создан и подконтролен сообществу, будь-то сообщество по географическому признаку или по признаку общих интересов [4]. СМИ сообщества не свойственен коммерческий характер, они не связаны с финансируемыми государством телевизионными и радиовещательными организациями. Масс-медиа сообществ всё больше признаются важным элементом в системе демократических СМИ. Предпосылка масс-медиа сообщества - возможность граждан участвовать, общаться и дискутировать.
Некоммерческая природа СМИ сообщества позволяет вести открытую редакционную политику, способствующую соучастию членов сообщества. СМИ сообщества являются средством, при помощи которого распространяются местные новости и информация. СМИ сообщества являются ярко выраженным масс-медиа локального уровня, они могут сосредотачиваться на локальных вопросах, однако параметры этих вопросов могут быть национальными, интернациональными и глобальными.

Средствам массовой информации сообщества, разумеется, приходится сталкиваться с творческими ограничениями, а также с ограниченными ресурсами и объёмами. СМИ сообщества обычно используют системы телевизионного и радио вещания различного технического уровня. Но средство массовой информации сообщества может быть и печатным - информационным изданием или брошюрой. Много возможностей предлагает интернет - это блоги, сайты, различные возможности публикации визуальных и звуковых материалов. Потенциал СМИ сообщества зависит от уровня демократии в государстве. Не только в ситуациях кризиса, но и в повседневной жизни необходимо, чтобы учреждения управления поддерживали двустороннюю коммуникацию с обществом. Каждая форма и средство коммуникации создают своего лидера. Интернет создал блогера. Развитие коммуникационных форм и средств определяет социальные процессы, а также приёмы и виды коллективного вдохновения.

Кевин Ховлей считает, что сочетание «масс-медиа сообщества» включает в себя комплекс основанных на жизни сообщества действий, чтобы дополнить, взбудоражить или изменить существующие и связанные с доминирующими СМИ принципы, структуры, финансирование, формы культуры и практику. Подобное общее определение разумно настолько, насколько оно применимо к различным инициативам – радио сообщества, видео соучастников, независимые публикации, онлайн – и если коммуникация действует многообразно – в социальных, политических, географических рамках. Определяющее значение имеет контекст, в котором работают СМИ сообщества [5].

В США, где СМИ имеют ярко выраженный коммерческий характер, масс-медиа сообщества часто действуют в качестве некоммерческой альтернативы информационной индустрии, ориентированной на рынок. В Западной Европе, Канаде и Австралии, где в течение всего прошлого столетия общественные средства вещания пользовались монопольным положением, масс-медиа сообщества бросают вызов конструкции унифицированных общественных радио и телевидения, ориентированных на национальную самобытность. Здесь СМИ сообщества обращаются к отличительному, нетрадиционному по вкусам и этическим запросам меньшинству, интересы которого общественные СМИ часто игнорируют, замалчивают или преподносят предвзято.

Это свидетельствует о том, что СМИ сообщества могут иметь различные формы и суждения в зависимости от доступных местным жителям в конкретное время и в конкретном месте нужд, возможностей и ресурсов

Возможности и задачи СМИ сообщества

Гражданские сообщества необходимы, чтобы функционировали все составные части демократического государства. Гражданское сообщество – это небольшая организация, которая посредством средств массовой информации может мобилизоваться и организовать необходимые ресурсы на благо всего государства[6]. СМИ играют большую роль в организации гражданского сообщества. Локальные СМИ осуществляют «интеграционную функцию» местного общества. Эта функция охватывает все уровни общественной жизни, содействует информационному потоку в интерперсональной сети и обеспечивает коммуникацию между отдельным человеком, группой и учреждением. Использование локальных масс-медиа главным образом связано с идентифицированием себя с сообществом и осознанием своей политической и гражданской принадлежности.
Получение информации в самоуправлениях: различные виды получения информации

Так как каждый из респондентов мог называть более одного ответа, общее количество ответов превышает 100%. Фирма SKDS

В 2007 году было много дискуссий о создании гиперлокальных сообществ в интернете. Часть интернет-экспертов декларировали, что у гражданской журналистики в чистом виде нет будущего, однако гиперлокальные сообщества, ставящие акцент на активности самих жителей по созданию содержания, не оказались слишком успешными, тем не менее одни блоги в интернете исчезают, а другие занимают их место.

Интересный проект в 2007 году реализовали студенты в латвийском городе Валмиера. Студенты осваивали новые СМИ, чтобы защищать интересы горожан. Для вовлечения и мобилизации жителей посредством интернета, для обобщения полезной для жителей Валмиеры информации, для содействия сотрудничеству между жителями, предпринимателями, местными организациями и самоуправлением, студенты:

•    создали план защиты интересов,
•    выдвинули цель, определили целевые группы и действия,
•    создали блоги защиты интересов, информируя, вовлекая и подбадривая целевые группы: Хорошие вести округи, Найдено в Валмиере, Местная спортивная жизнь, Духовность, церковь, религия и т.д.
•   при помощи новых масс-медиа организовали события. Жители города отозвались и приняли участие в интернет-дискуссиях.

В 2009 году на территории 23 самоуправлений в окрестностях Риги был проведён опрос жителей по телефону - довольны ли они условиями своей жизни. Один из вопросов анкеты был о возможностях получать сведения о происходящем на территории самоуправлении. Результаты опроса свидетельствовали, что 49% респондентов информацию о происходящем в самоуправлении узнают от своих друзей, родственников и знакомых, 46% опрошенных указали, что для получения информации используют местные СМИ, почти 40% читают и издаваемые самоуправлением информационные листы, но информацией, опубликованной на сайте самоуправления, пользуются только 16% респондентов. На порталах самоуправлений жителям предоставляется достаточно мало возможностей, чтобы выразить своё мнение или принять участие в дискуссии. Специалистам по связям с общественностью при самоуправлениях необходимо задуматься о более активных способах коммуникации и вовлечении в диалог различных групп жителей местного сообщества.

Анализируя СМИ сообщества, необходимо подчеркнуть их значение в эпоху глобальной коммуникации. СМИ сообщества обеспечивают особые возможности по анализу переменчивой динамики населённых пунктов и связанных с мобильностью жителей перемен в сфере местной культуры.

Литература

1.    www.partneribas.lv/latv/kopiena p.htm
2.    Rose,H.,Hanmer,J. Community participation and social change. In: Community work Two. London and Bosaton: Routledge&Kegan Paul, 1975
3.    Bauman,Z. (2001)Seeking Safety in an Insecure World, Politi
4.    http://en.wikipedia.org/wiki/Community_media
5.    Understanding community media, ed.Howley Kevin, SAGE, 2010
6.    Viswanath,K.,Kosicki,G.M., Fredin, E.S., Park, E.Local Community Ties,Community-Boudedness, and Local Public Affairs Knowledge Gaps, SAGE Publications, 2000

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >