Pravmisl.ru







Применение МДС

К вопросу о применении МДС 21-3.2001

Автор: Акиншина Г.В., Коваль-Зайцева Е.А.

На сегодняшний день проблема обеспечения экономической безопасности предприятий различных форм собственности довольно актуальна. Выявление и идентификация факторов риска, опасностей и угроз – одна из наиболее важных задач обеспечения экономической безопасности.

Особое место среди всего множества угроз для нормального функционирования организации занимает угроза пожара. Обусловлено это тем, что риск пожара собственниками организации зачастую не учитывается по причине его малой вероятности. Однако, согласно теории управления рисками, вес риска определяется произведением его вероятности на степень влияния [1]. Так как ущерб от пожара может быть весьма крупным и в некоторых случаях может даже привести к приостановлению деятельности предприятия на неопределенный срок, то вес риска пожара оказывается на одном уровне с другими рисками, вероятность которых для организации может быть существенно выше, чем вероятность пожара.

Пожарная безопасность в Российской Федерации регламентируется и контролируется государством. Законодательство Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности включает в себя федеральные законы, правила пожарной безопасности (ППБ), государственные стандарты (ГОСТы), строительные нормы и правила (СНиП), нормы пожарной безопасности (НПБ), своды правил (СП). При разработке системы противопожарных мероприятий, прежде всего, необходимо выполнить закрепленный в данных нормативно-правовых актах минимум, а далее расширять комплекс мероприятий по защите в соответствии с финансовыми возможностями предприятия.

Зачастую при выборе системы противопожарных мероприятий возникает необходимость сравнения нескольких ее вариантов. Это обусловлено тем, что пожар может нанести ущерб не только имуществу организации, но также жизни и здоровью работников, посетителей, и, следовательно, должна быть обеспечена своевременная реакция по устранению пожара в случае его возникновения. Сравнение должно заключается не только в сравнении объема денежных средств, необходимых для финансирования проекта системы защиты, но и в сравнении экономического эффекта от внедрения того или иного его варианта. Это означает, что предпочтение должно быть отдано не тому проекту, который требует минимальных финансовых вложений, а проекту, который приведет к минимальным потерям для предприятия при пожаре с учетом существующего уровня риска.

Для оценки экономической целесообразности внедрения современных технологий противопожарной защиты разработана методика, позволяющая для предприятий различных форм собственности, осуществить выбор рациональной системы противопожарных мероприятий. Данная методика получила законодательное закрепление и описана в методическом пособии «Методика и примеры технико-экономического обоснования противопожарных мероприятий к СНиП 21-01-97*» (МДС 21-3.2001).

Целью настоящей работы является анализ возможностей применения МДС 21-3.2001 для расчета экономической целесообразности внедрения системы противопожарной защиты, а также особенностей использования данной методики.

Объявление:

В соответствии с МДС 21-3.2001 критерием экономической эффективности противопожарного мероприятия (совокупности мероприятий) является получаемый от его реализации интегральный экономический эффект (И), учитывающий материальные потери от пожаров, а также капитальные вложения и затраты на выполнение мероприятия. Если И от использования противопожарного мероприятия положителен, решение является эффективным, если И отрицателен, решение неэффективно. Предпочтение отдается тому набору противопожарных мероприятий, эффект от внедрения которых максимален, т.е. проекту для которого И имеет максимальное значение. Для расчета И в МДС 21-3.2001 приводится ряд формул, например, (2) и (3).

Рассмотрим особенности определения некоторых расчетных параметров, используемых для вычисления И, а также последовательность определения этих параметров.

Первоначально нами предлагается оценить стоимость различных вариантов построения системы противопожарных мероприятий. Для этого не обязательно привлекать сторонние организации, занимающиеся проектированием и монтажом систем безопасности. Достаточно определить требования к зданию, где находится организация, по необходимости оснащения теми или иными видами противопожарной защиты. Это может осуществить работник службы безопасности предприятия, в частности, специалист по защите информации, отталкиваясь от следующих нормативно-правовых документов:

– НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации»;
– СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

На основании требований данных документов можно определить типы пожарных извещателей, типы установок автоматического пожаротушения, а также необходимое их количество для всех помещений организации с учетом ее функциональных особенностей. Далее на основании прайс-листов, предоставляемых организациями-проектировщиками систем противопожарной защиты, можно оценить возможную стоимость того или иного проекта противопожарных мероприятий. При этом стоимость монтажа и пусконаладки можно принять равной 50% стоимости противопожарного оборудования, а эксплуатационные расходы по обслуживанию системы противопожарных мероприятий 10% от стоимости всего проекта с учетом монтажа и пусконаладки.

После определения стоимости внедрения и технического обслуживания различных вариантов системы противопожарной защиты необходимо оценить пожарную нагрузку в помещениях организации. Если данные о величине пожарной нагрузки в помещениях отсутствуют и ее определение прежде никогда не проводилось, необходимо осуществить расчет самостоятельно с помощью формул, приведенных в МДС 21-3.2001, например, с помощью формулы (19) [2]. Для этого проводится обследование всех помещений предприятия, как основных, так и вспомогательных, на предмет наличия функциональной и конструктивной пожарной нагрузки. Здесь также могут быть привлечены сотрудники службы безопасности предприятия.
Данные для расчета величины пожарной нагрузки различных веществ и материалов можно найти в ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования», а для веществ и материалов, которые не рассматриваются в данном нормативно-правовом документе в литературе, например:

– Корольченко А.Я., Корольченко Д.А. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. Справочник: в 2-х ч. – М.: Асс. «Пожнаука», 2004. – Ч. I. – 713 с.;
– Корольченко А.Я., Корольченко Д.А. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения. Справочник: в 2-х ч. – М.: Асс. «Пожнаука», 2004. – Ч. II. – 774 c.;
– Кошмаров Ю.А. Прогнозирование опасных факторов пожара в помещении: Учебное пособие. – М.: Академия ГПС МВД России, 2000. – 118 с.

После определения пожарной нагрузки для всех помещений организации, а также вероятности возникновения пожара, необходимо выделить те их них, в которых нагрузка максимальна, и далее разработать сценарии пожара. Разработка сценариев может быть основана на примерах, приведенных в МДС 21-3.2001. Здесь необходимо определить площадь возможного пожара, как локального, так и в случае необходимости объемного. Последовательность определения этих значений, а также формулы для расчета рассмотрены в МДС 21-3.2001. Следует только отметить, что при расчете площади локального пожара скорость выгорания пожарной нагрузки в помещениях можно найти в ГОСТ 12.1.004-91 «Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования».

Определение других расчетных параметров не должно составить труда и может быть проведено сотрудником службы безопасности или специалистом по защите информации организации в соответствии с требованиями и рекомендациями МДС 21-3.2001.

Чтобы непосредственно перейти к расчету годовых потерь для организации от пожара, в рамках расчетных сценариев необходимо осуществить оценку стоимости 1 м2 здания. Сложность здесь заключается в невозможности или трудности оценки стоимости некоторых фондов организации, в частности конфиденциальной информации, которая может быть утеряна в результате пожара. Все это приводит к тому, что получаемые по результатам расчетов годовые потери могут рассматриваться как минимальные и не учитывающие стоимость поврежденной или уничтоженной информации, представляющей коммерческую или иную ценность для организации. Следовательно, рассчитанный на основе этих данных интегральный экономический эффект будет отражать минимум притока денежных средств при пересчете на определенное количество лет.

После определения материальных годовых потерь для каждого варианта системы противопожарных мероприятий можно перейти к расчету интегрального экономического эффекта. При этом экономический эффект определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному интервалу планирования с учетом стоимости финансовых ресурсов во времени, которая определяется нормой дисконта [2].

Величина нормы дисконта для современной экономики не является постоянной, а изменяется во времени. Норма дисконта может быть принята по ставке рефинансирования Центрального банка РФ, а ее возможное изменение на несколько лет вперед определено на основе анализа прогнозов социально-экономического развития России.

Период расчета интегрального экономического эффекта может быть принят равным сроку службы технических составляющих системы противопожарных мероприятий, например, датчиков пожарной сигнализации, и определен в соответствии с технической документацией на них.

По результатам расчетов, после анализа полученного для различных вариантов построения системы противопожарных мероприятий И, осуществляется выбор наиболее оптимальной для организации системы защиты.

Таким образом, анализ, проведенный в данной статье, показывает, что при выборе проекта системы противопожарных мероприятий недостаточно сравнения объема денежных средств необходимых для финансирования различных проектов этой системы, необходимо осуществить сравнение экономического эффекта от внедрения того или иного ее варианта. Это можно осуществить с помощью законодательно закрепленной методики, которая описана в МДС 21-3.2001. Выбор конкретной системы противопожарных мероприятий, в соответствии с данной методикой, осуществляется по результатам анализа интегрального экономического эффекта от внедрения различных ее вариантов. Обязанности по технико-экономическому обоснованию проекта системы противопожарных мероприятий могут быть возложены руководителем организации на работников службы безопасности, в частности на специалиста по защите информации. При этом необходимо учитывать, что особенностью применения данной методики для организаций является получение по результатам расчетов заниженных материальных потерь и заниженного интегрального экономического эффекта, если при оценке стоимости 1 м2 здания происходило оперирование только прогнозными денежными потоками, которые предприятие будет получать в форме прибыли или финансирования, без учета стоимости информации, имеющей коммерческую или иную ценность для организации.

Литература

1.    Григорьев Л.Н. Экономическая эффективность внедрения систем противопожарной защиты. - [Электронный ресурс]. -www.beldex. ru/press /publications?show_id=l 8.
2.    МДС 21-3.2001. Методика и примеры технико-экономического обоснования противопожарных мероприятий к СНиП 21-01-97*. - М.: ОАО "ЦНИ-Ипромзданий", ГУП ЦПП, 2001.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >