Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Наука и образование arrow Особенности иностранных инвестиций













Особенности иностранных инвестиций

Особенности иностранных инвестиций в российской экономике

Автор: Бойко А.В.

Возможности привлечения иностранных инвестиций в России в значительной мере обусловлены общими тенденциями развития мирового инвестиционного процесса и, прежде всего, особенностями его международного регулирования.

Сегодня одним из наиболее распространенных видов иностранного инвестирования в Россию стало инвестирование частного капитала – капитала как зарубежных предпринимателей, участвующих на российском рынке, так и репатриированного российскими бизнесменами, владеющими собственностью за границей. Бесспорно, цель прямого инвестирования максимальная оптимизация использования средств, минимизация налогов и затрат на посредников. Для ее реализации будущему инвестору необходимо четко представлять те риски, которые связаны с инвестициями, пути их преодоления, возможно, и последствия неудач в инвестировании, понимать, что будет кардинально влиять на его положение на рынке, взаимоотношения с органами власти, с партнерами и конкурентами.

Практика показывает, что даже те бизнесмены, которые имеют тщательно разработанные схемы и высокоприбыльные проекты, сталкиваются с огромным количеством вопросов при создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями в России. В основном это вопросы, касающиеся выбора организационно-правовой формы, наименования, определение местонахождения, размера и способа оплаты уставного капитала будущей организации, определение прав и обязанностей ее участников, взаимоотношений с государством и множество других, не менее сложных вопросов [6].

До начала 80-х годов XX века в подавляющем большинстве государств мира предпочитали ограничивать доступ иностранного капитала в национальные экономики и жестко контролировать уже размещенные в стране зарубежные финансовые ресурсы.

Однако в конце 70-х - начале 80-х годов в наиболее развитых странах Западной Европы, США и Канаде произошел экономический спад. Правительства начали поиск дополнительных источников доходов и вынуждены были снижать бюджетный дефицит и проводить реформы, направленные на общую либерализацию режимов регулирования национальных экономик. Среди первых стран, дерегулировавших свои экономики, были США и Великобритания, за которыми вскоре последовали Германия, Франция, Италия, Испания и остальные страны Евросоюза. Были упрощены трудовое, налоговое и внешнеторговое законодательства, приватизированы (в Западной Европе) многие государственные монополии в таких областях, как телекоммуникация, энергетика, авиатранспорт, страхование и банковское дело. Местные и иностранные инвесторы приглашались к участию в публичных тендерах, ввозу капитала и участию в местном производстве.

Затем в конце 80-х годов и бывшие социалистические государства Центральной и Восточной Европы начали широкомасштабные рыночные реформы.

Либерализация режимов регулирования экономики в целом и прямых иностранных инвестиций в частности дополнительно стимулировалась ускорившимся процессом глобализации мирового хозяйства; национальные экономические политики пересматривались в направлении максимально полного включения прямых зарубежных инвестиций в стратегии экономического роста и развития.

За прошедшие два десятилетия многие страны отменили большую часть ограничений для иностранных инвестиций и сделали акцент на разработке и внедрении мероприятий, направленных на привлечение иностранных инвестиций. В частности, в 2001 г. в 71 стране, инвестиционные законодательства которых исследовались экспертами UNCTAD, было осуществлено 208 изменений. Практически все эти изменения (93%) были направлены на создание более благоприятных для инвесторов условий, и лишь оставшиеся 7% вводили дополнительные меры контроля над инвестициями. Подобная тенденция была характерна для всего периода 1991-2001 годов [7].

Однако к середине 90-х годов ресурс привлечения в национальные экономики новых инвестиций за счет общей либерализации режима их регулирования оказался в основном исчерпанным. Конкуренция за иностранные инвестиции усилилась, и в этих условиях просто проводить либеральную политику регулирования зарубежных инвестиций оказалось уже недостаточным; для привлечения инвесторов потребовались целенаправленные стимулирующие меры [1, С. 10]. Поэтому в настоящее время совершенствование российской государственной политики регулирования происходит в значительной степени за счет введения мер, направленных на стимулирование зарубежных капиталовложений.

Растущая конкуренция между странами, стремящимися привлечь иностранные капиталовложения и использовать их для реализации на национальных стратегий хозяйственного развития, заставляет российское правительство постоянно принимать меры, направленные на привлечение зарубежных инвесторов.

Многие проблемы регулирования иностранных инвестиций в странах Центральной и Восточной Европы актуальны и для России. Поскольку привлеченные рядом государств региона относительные объемы зарубежных инвестиций существенно превышают российские, по нашему мнению, изучение и анализ регулирования инвестиций в данных странах позволит эффективней оценить практику их регулирования в России и выработать более обоснованные решения по совершенствованию российской политики в этой сфере.

Наибольший рост инвестиций в I квартале 2009 г. отмечен из Люксембурга (в 5 раз до 1,3 млрд. долл.). Основная часть совокупных инвестиций из Люксембурга в РФ в текущем году была направлена в связь - 938 млн. долл. (74,4% совокупных вложений в РФ из Люксембурга) и пищевую промышленность - 242 млн. долл. (19,2%). При этом в сфере связи на Люксембург пришлось 86,6% от совокупных иностранных вложений в данную отрасль, в пищевой промышленности - 33,1%. Инвесторы из Германии увеличили свои вложения в российскую экономику в начале 2009 г. до 1,2 млрд. долл., что на 36,0% выше соответствующего показателя за I квартал 2008 г. Основными сферами интереса немецких инвесторов в текущем году стали обрабатывающая промышленность и торговля, куда было направлено 663 млн. долл. (54,0% инвестиций в РФ из Германии) и 516 млн. долл. (42,1%). Также выросли показатели инвестиций Франции и США в РФ: на 44,9% до 600 млн. долл. и на 63,4% до 688 млн. долл., соответственно.

Наибольшее снижение вложений среди лидеров стран – инвесторов в российскую экономику в начале текущего года отмечено из Великобритании, в I квартале 2009 г. они сократились в 4,1 раза по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. и составили 798 млн. долл. Кипр и Ирландия также снизили объем своих инвестиций в РФ по сравнению с I кварталом 2008 г. в 4 раза и в 2,6 раза до 1 млрд. долл. и 142 млн. долл., соответственно. Инвесторы из Великобритании в текущем году предпочитают вкладывать средства в обрабатывающую промышленность (531 млн. долл., или 66,5% вложений в РФ из Великобритании), связь (76 млн. долл., или 9,5%), а также в производство и распределение электроэнергии, газа и воды (80 млн. долл., или 10,0%). Основная часть инвестиций с Кипра пришлась на операции с недвижимым имуществом (244 млн. долл., или 24,2%) и добычу полезных ископаемых (176 млн. долл., или 17,4%). В пищевую промышленность и торговлю направлено 141 млн. долл. (14,0%) и 127 млн. долл. (12,6%) кипрских инвестиций, соответственно. По итогам I квартала 2009 г. в первую десятку стран – экспортеров капитала в РФ вошла Япония, инвесторы которой вложили в российскую экономику 393 млн. долл.; 282 млн. долл., или 71,8% японских инвестиций, было направлено в добычу топливноэнергетических полезных ископаемых. В целом, по состоянию на конец марта 2009 г. объем накопленных иностранных инвестиций в экономику России достиг 226,7 млрд. долл., что на 2,6% выше показателя на конец марта 2008 г. Наибольший рост накопленных иностранных инвестиций по отношению к данным на конец марта 2008 г. (на 41,9%) отмечается из Германии. По отношению к началу текущего года из Германии, наоборот, произошло снижение накопленных иностранных инвестиций на 12,3% [8, С. 60-63].

Как показывают исследования, в начале 2009 г. приток иностранных инвестиций в российскую экономику оставался слабым. Темпы снижения иностранных вложений в российскую экономику почти в два раза превысили аналогичный показатель сокращения объемов изъятого капитала. Иностранные инвестиции сконцентрированы в промышленности и сфере торговли, хотя последняя продолжает терять свою привлекательность. В промышленности иностранные инвесторы сохраняют интерес к обрабатывающим отраслям. В географической структуре наибольший объем инвестиций, поступивших в РФ в I квартале 2009 г., был направлен из Нидерландов, Люксембурга и Германии, на которые пришлось 35,9% всех иностранных вложений в российскую экономику. Объем иностранных инвестиций, поступивших в I квартале 2009 г. в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, составил 12,0 млрд. долл., что на 30,3% ниже показателя за I квартал 2008 г. В I квартале 2009 г. в виде переведенных за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов было изъято из российской экономики 12,07 млрд. долл., что на 15,3% меньше аналогичного показателя 2008 г. В то же время, если в I квартале 2008 г. было изъято 82,6% объема поступивших за этот период иностранных инвестиций, в текущем году данный показатель составил 100,3%. Кроме этого, впервые за последнее три года инвестиции из России за рубеж превысили объемы иностранных вложений в российскую экономику (превышение оценивается в 63,7%).

По сравнению с прошлым годом произошло снижение иностранных инвестиций по всем направлениям их использования. Как и в предыдущем году, в относительном выражении наибольшее снижение в I квартале текущего года отмечено в сегменте прямых инвестиций, которые уменьшились по сравнению с I кварталом 2008 г. на 43,0% до 3,2 млрд. долл. Наибольшее снижение в абсолютном выражении отмечено в сегменте прочих инвестиций: они уменьшились на 2,8 млрд. долл. до 8,7 млрд. долл. В относительном выражении прочие инвестиции сократились на 24,4%. Портфельные инвестиции по итогам I квартала 2009 г. оцениваются в 115 млн. долл., что на 6,5% ниже уровня I квартала 2008 г. С учетом более высоких темпов снижения прямых инвестиций в I квартале текущего года, их доля в структуре совокупных вложений в российскую экономику сократилась. Говоря о прямых инвестициях, следует отметить, что неблагоприятным фактором является снижение в 2,6 раза (до 1,7 млрд. долл.) взносов в уставный капитал предприятий, находящихся на территории РФ. Их доля в структуре прямых иностранных инвестиций сократилась до 52,1% (I квартал 2008 г. – 75,9%). Кредитная составляющая прямых вложений выросла на 5,3% до 1,2 млрд. долл., что привело к увеличению доли кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций, в структуре прямых вложений до 37,6% (I квартал 2008 г. – 20,3%). В отраслевой структуре наибольший объем иностранных вложений направлялся в промышленность, доля отрасли увеличилась до 52,3%, хотя в абсолютном выражении иностранные инвестиции в промышленность снизились на 2,1 млрд. долл. (табл. 1) [2].

На втором месте по привлекательности для иностранных инвесторов находится торговля. Иностранные вложения в данной сфере по сравнению с I кварталом 2008 г. снизились в 2,1 раза (на 2,9 млрд. долл.). Наибольший рост иностранных инвестиций (в 3,5 раза) отмечен в сфере транспорта и связи. По итогам I квартала 2009 г. отмечено снижение концентрации иностранных инвестиций в ограниченном числе промышленных отраслей. Продолжили сокращаться вложения в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых, по итогам I квартала 2009 г. они составили 858 млн. долл., что в 2 раза ниже показателя за I квартал 2008 г [4].

Таким образом, в России создана экономическая модель, в которой приток валюты в страну порождает рисков не меньше, чем выгод. Основные черты этой модели:

-    денежный оборот и сбережения обслуживаются в подавляющей части иностранной валютой;
-    кредитный рынок на треть формируется займами иностранных банков;
-    эмиссия определяется покупкой валюты и, следовательно, постоянными изменениями в платежном балансе страны.

На наш взгляд, эта ситуация должна быть изменена. Необходимо, не ограничиваясь методами монетарного регулирования экономики, сочетать их с выработкой вполне четких контуров промышленной политики и созданием такой системы рефинансирования, в которой банки в сотрудничестве с бизнесом участвуют в экспертизе и отборе коммерческих проектов, а эмиссионная система строится в соответствии с потребностями внутреннего спроса производственного сектора на рубли. Такая экономика с растущим внутренним рынком - наиболее привлекательна и для иностранного капитала.

По расчетам российских экспертов, удвоение ВВП России потребует устойчивого притока инвестиций в объеме не менее 1,11 трлн. долл., в том числе прямых инвестиций - не менее 170 млрд. долл. за 2010-2013 гг. Это означает, что общий объем инвестиций в основной капитал должен быть удвоен, и примерно в 4 раза возрасти среднегодовой приток иностранного капитала по сравнению с 2005-2009 гг [3].

Решение таких задач невозможно без целенаправленной инвестиционной политики, приоритетом которой должен стать комплекс конкретных мер по развитию общероссийского рынка, постепенному преодолению межрегиональной экономической дифференциации, перенаправлению части доходов экспортного производства топлива и сырья в другие отрасли приоритетного спектра экономики, стимулированию структурных преобразований импорта машинотехнической продукции за счет роста импорта инвестиционного оборудования и других мер, обеспечивающих создание устойчивой диверсифицированной экономики.

Литература

1.    Загородников С. Особенности современного регулирования прямых иностранных инвестиций //Консультант директора. 2002. № 3(2007). С. 10-14.
2.    Илюхина Е. Иностранные инвестиции //http://smao.ru/ru/tp/analytics /article _978.html.
3.    Иностранные инвестиции в России //http://www.lenust.ru/articles/9083/.
4.    Иностранные  инвестиции  в  российской  экономике  //http://www.rodina-duma.ru/data2/729.php.
5.    Квартальный бюллетень. I квартал – 2009 //www.cnpf.md/file/CNPF /BUL_ TR_I_2009_ru.doc.
6.    Соколова Т.В. Особенности создания организаций с иностранными инвестициями // http://www.yurclub.ru/docs/pravo/0803/4.html.
7.    Цихан Т. Сравнение стран мира методами международного ранжирования //    Теория    и    практика    управления.    2003.    №    4 (http://www.liga.net/smi/show.html?id=92834).
8.    Юнусов Л.А. Теория верификации прямых иностранных инвестиций в условиях экономического кризиса в России // Проблемы современной экономики. 2010. №1(29). С. 56-66.

 
< Предыдущая   Слудующая >