Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Теология arrow Господь Бог поможет России





Господь Бог поможет России
Автор: Стариков Сергей Валентинович

«Да поможет Господь Бог России»:
Государь Император Николай II и Российская революция 1917-1918 гг. 

В 2007 году исполняется 90 лет двум событиям отечественной ис-тории: отречению Государя Императора Николая II от престола и Рос-сийской революции 1917-1918 гг. В публицистике и в историографии им часто дают взаимоисключающие оценки. В большинстве случаев судят об истории, глубоко не вникая в эпоху, а, подчас вообще не зная ее страниц. Поэтому такие трактовки ведут к искажению прошлого, исчезает связь времен, история становится конъюнктурной. 

Подобные подходы более чем сомнительны. Автор данной статьи, в течение дли-тельного времени изучая революцию, много размышлял над этими событиями в контексте исторического развития нашего Отечества за последние два столетия. В истории ничто не проходит бесследно: со-бытия большие и малые, великие и местного значения, судьбоносные и рядовые сплетаются в сложный клубок. Задача историка не только разобраться во всем этом, но и на основе принципов историзма и объ-ективности наиболее адекватно представить их нашему современнику, чтобы он видел связь времен, реально смотрел на живую ткань исто-рии, понимал ее процессы. Поэтому данная статья, не претендуя на полноту обобщений, рассматривается автором как заметки по интер-претации событий 1917 г. в контексте исторического пути развития России в ХХ веке.
Стоял холодный январь 1897 года. В России проводилась Первая всеобщая перепись населения. 28 января в кабинет Николая II в Зим-нем дворце принесли переписной лист. Государь стал его заполнять. В графе «Ваше занятие» Император записал: «Хозяин Земли Русской»1. За этими словами вставала великая евразийская держава – Российская империя, над которой никогда не заходило солнце. С ней считались политики Запада и Востока. Огромная монархическая страна форми-ровалась в течение столетий. Московская Русь превратилась в Россий-скую империю. На царскую власть накладывалась особая ответствен-ность за судьбу великой державы. Николай II был глубоко убежден, что несокрушимость самодержавия – необходимое условие процвета-ния России. На Государе лежала вся полнота ответственности за судь-бу своих подданных. Это был «священный долг». В течение всего пе-риода своего царствования Николай II помнил и руководствовался за-вещанием своего отца Александра III: «Я завещаю тебе любить все, что служит ко благу, чести и достоинству России. Охраняй самодер-жавие, памятуя притом, что ты несешь ответственность за судьбу тво-их подданных перед Престолом Всевышнего. Вера в Бога и святость твоего царского долга да будет для тебя основой твоей жизни. Будь тверд и мужествен; не проявляй никогда слабости, выслушивай всех, – в этом нет ничего позорного, – но слушайся самого себя и своей совес-ти»2.
Мировоззрение Николая II покоилось на его глубокой религиоз-ности. Парламентаризм и демократия оценивались им скептически. Царь считал, что Россия не может и не должна слепо копировать иное политическое устройство. Исторический, политический, ментальный образ жизни у России свой. Сильная держава во главе с царем – «пома-занником Божиим» – покоится на мощных основах специфики станов-ления и развития Российского государства и народа. Миссия Госуда-ря – удерживать империю от искушений и соблазнов, которые могут надломить ее основы. Николая II отличала вера в промысел Божий, в особый истинный путь нашего Отечества, критики которого не верят в глубинные истоки России и пытаются навязать ей ложные стереотипы.
Российская империя в последние 20 лет своего существования достигла существенных результатов. Благодаря сильной политике го-сударства в 1890-е годы в России началась индустриализация страны. «Промышленная горячка» охватила многие отрасли экономики. Она осталась не завершенной в силу революции, но все новейшие формы производства, концентрации капитала, свойственные периоду транс-формации свободного капитализма в империалистическую стадию развития, были характерны и для России. При этом государство играло ключевую роль в осуществлении экономического курса. Проводилась жесткая налоговая политика. Государство поощряло развитие отечест-венной промышленности и торговли. Финансовая реформа 1897 года, проводимая под руководством министра финансов графа С.Ю. Витте, сделала русскую денежную систему сильной и конвертируемой на ме-ждународном финансовом рынке. Россия интенсивно покрывалась сетью железных дорог. Их протяженность в 1890-е годы удвоилась. В короткие сроки была построена транссибирская железнодорожная ма-гистраль – «Великий Сибирский путь», связавшая Европейскую Рос-сию с Сибирью и Дальним Востоком. Переселенческая политика ста-вила своей целью быстрее интегрировать восточные районы страны в общероссийское хозяйство. В области внешней политики был взят курс на укрепление позиций на Дальнем Востоке.
После революционных событий 1905-1907 гг. реформы в эконо-мической сфере были продолжены. Аграрные преобразования, прово-димые премьер-министром П.А. Столыпиным, носили противоречи-вый характер. С одной стороны, правительство стремилось развить частную инициативу в деревне, делало ставку на индивидуальное кре-стьянское хозяйство, с другой, разрушая деревенскую общину силой государства, столкнулось с противодействием крестьян, не желавших порывать с традиционным крестьянским миром. Выступая с трибуны Государственной Думы, П.А. Столыпин просил дать государству 20 лет покоя, чтобы преобразовать страну. Но ситуация была далека от тишины и спокойствия. Противоречия в деревне усилились. Лишь 26 % домохозяев укрепили землю в личную собственность (2,5 млн. чело-век), 400 тыс. человек вышли на хутора3.
В 1909 г. в России начался новый экономический подъем, про-должавшийся до начала войны. 1913 год стал наиболее значительным по своим экономическим показателям. По темпам экономического роста Россия занимала одно из первых мест в мире, по уровню про-мышленного производства находилась на пятом месте в мире и зани-мала четвертое место в Европе4.
Российская империя оставалась страной социальных контрастов. Бедность и богатство, неурожайные годы, кризисы и депрессии в эко-номике усиливали социальную напряженность. Рубеж XIX – ХХ веков был отмечен ростом рабочего, студенческого, национального движе-ния, крестьянскими волнениями. События 1905-1907 гг. вошли в исто-рию как первая российская революция. Возникали политические пар-тии и движения, многие из которых взяли на вооружение крайние ме-тоды борьбы с властью, в том числе и терроризм. Эссеровские боевики в 1902-1912 гг. совершили более 200 террористических актов против министров, губернаторов, членов царствующего Дома Романовых. Ли-беральные круги требовали демократических свобод. Манифест Нико-лая II от 17 октября 1905 г. шел навстречу этим требованиям. Подпи-сывая его, Государь шел вопреки своим убеждениям, ибо ограничива-лась власть венценосца. Но решение принималось с учетом склады-вавшейся политической обстановки. Царь считал его испытанием для России, которая вновь погружается в состояние «смуты».
Начавшаяся летом 1914 г. война с Германией несколько приоста-новила внутренние распри. Призыв Императора защитить Отечество прозвучал на всю Россию. «В грозный час испытания да будут забыты внутренние распри, – говорилось в высочайшем Манифесте 20 июля 1914 г. – Да укрепится еще теснее единение Царя с Его народом, да отразит Россия, поднявшаяся, как один человек, дерзкий натиск вра-га»5. Патриотический подъем и победы русского оружия в 1914 году сменились ухудшением обстановки на фронте. После вступления в войну Турции Россия оказалась в тяжелом экономическом положении. Государственный аппарат и тыловые службы не справлялись в полном объеме с обеспечением фронта и городов оружием, боеприпасами и продовольствием. Солдаты в окопах терпели лишения. Появились ан-тивоенные настроения. Левые революционные партии провозгласили тактику «превращения империалистической войны в войну граждан-скую», а либеральные круги становились на путь заговора и государ-ственного переворота. По мнению всех политиков, война явилась мо-гучим ускорителем революции 1917 года.
Истоки и причины Российской революции 1917-1918 гг. вызрева-ли постепенно на русской почве, уходили своими корнями в XIX век, особенно – в пореформенный период (1860-1880-е годы).
Российская революция – явление социальное. Империя стреми-лась к гармонизации отношений в обществе, но социальные проблемы нарастали как снежный ком. Даже сильная самодержавная власть не смогла их разрешить. Традиционная российская ментальность способ-ствовала не затуханию, а обострению социальных конфликтов, нарас-танию максималистских взглядов и настроений.
Российская революция – проявление духовного кризиса XIX – на-чала ХХ веков, когда интеллигенция, ведя поиск рациональных основ русской жизни, горя желанием помочь русскому народу изжить бед-ность, ликвидировать социальную несправедливость, отвечая на из-вечные вопросы русской жизни «Кто виноват?» и «Что делать?» встала в оппозицию власти, расшатывала устои государства, увлеклась краси-выми идеями и проектами о «царстве социальной справедливости», которых в реальной жизни достичь было невозможно. В итоге тради-ционные устои жизни общества и основы Российского государства размывались и оказались под угрозой.
Российская революция – явление политическое. Но ее нельзя ук-ладывать в узкие рамки какой-либо одной политической доктрины, теории, партии. Что касается большевизма, то он получил преоблада-ние только с осени 1917 года. Большевики, развив бурную пропаганду своих идей в армии и на флоте, среди рабочих столиц и крупных про-мышленных центров, осуществили фактически то, чему не было аль-тернативы. Они подготовили и осуществили Октябрьский военный переворот в Петрограде – свержение власти Временного правительст-ва, которое оказалось неспособным вывести Россию из состояния эко-номического кризиса, анархии и безвластия. За переворотом последо-вала масштабная социальная революция, перевернувшая все сферы жизни общества. Ее вершил многоликий левосоциалистический ла-герь, объявивший переходную эпоху от капитализма к социализму.
Большевизм – российское идейно-политическое явление. Его ни-кто не подбрасывал в Россию, чтобы взорвать великую империю. Он возник на русской почве. Ревизия Лениным классического марксизма была настолько существенной, что большевизм стал главным течением российской социал-демократии и не был признан западной социал-демократией как «творческое продолжение и развитие марксизма». Российские меньшевики с их либеральными ценностями западного типа так и не вписались в общественный настрой того времени, и не имели под собой сколько-нибудь серьезной социальной базы.
Российская революция – явление международного порядка. Рос-сия не являлась изолированной страной. Ее внутренние социальные противоречия в одинаковой мере были присущи и другим странам. Факел российской революции зажег пламя социальной революции в других странах Европы и Азии.
Российская революция началась событиями в Петрограде 23-27 февраля 1917 г. на почве продовольственных трудностей. В булочных выстраивались огромные очереди в ожидании подвоза хлеба. Начались стихийные выступления. Молодые парни с предприятий призывали толпу разбивать витрины, опрокидывать трамваи, создавать баррикады для сражения с полицией и казаками. В первые дни никаких лозунгов «Долой самодержавие», «Долой Николая II» не появлялось. Не только думская либеральная оппозиция, но и революционные партии воздер-живались от прямого участия в разыгравшемся бунте толпы. Государя в Петрограде не было. Он находился в Ставке, в городе Могилеве. 25 февраля царь направил телеграмму военным властям столицы с требо-ванием немедленно прекратить беспорядки, недопустимые во время войны. 26 февраля власти применили силу против восставших. Колон-ны рабочих, стремившиеся прорваться с окраин в центр города, были встречены оружейным огнем. Проспекты и площади Петрограда обаг-рились кровью. Думская оппозиция потребовала от царя немедленно даровать России «ответственное министерство». Попытки царя урегу-лировать обстановку в столице успеха не имели. Более того, он оказал-ся изолированным; его поезд остановился в Пскове. Требование «от-ветственного министерства», когда правительство было бы ответст-венно перед Думой, а не перед царем, Николай II не мог принять, так как это означало изменить принципам самодержавной власти, санк-ционировать государственный переворот с непредсказуемыми послед-ствиями. Принять думские предложения для царя было равносильно отказу от «священного долга». Николай II был категорическим про-тивником какого-либо реформирования в политической сфере в пери-од войны. Тогда Думский комитет во главе с М.В. Родзянко решился на «крайние меры» – добиться отречения Государя. Изолированный в Пскове царь принял посланцев Думы – А.И. Гучкова и В.В. Шульгина. После долгих мучительных раздумий 2 марта 1917 г. около 15 часов дня Николай II принял тяжелое решение об отречении от престола. Царю изменили даже те, кто принимал клятву верности Царю и Отече-ству – генералы – командующие фронтами. В своем дневнике 2 марта 1917 г. Государь записал: «В час ночи уехал из Пскова с тяжелым чув-ством пережитого. Кругом измена и трусость и обман»!6
Историки по-разному оценивают Акт об отречении. Многие счи-тают его проявлением слабости царя. По нашему мнению, отречение – акт мужества, патриотизма и любви Государя к своему Отечеству. В нем скрыта великая духовная сила. Православный царь не мог посту-пить иначе. Он готов был сделать все, чтобы уберечь Россию от брато-убийственной гражданской войны. «Если я помеха счастью России, – говорил Государь, – и меня все стоящие ныне во главе общественных сил просят оставить трон и передать его сыну или брату своему, то я готов это сделать, готов даже не только царство, но и жизнь отдать за Родину. Я думаю, в этом никто не сомневается из тех, кто меня зна-ет»7. Даже когда Николай II узнал об отречении своего брата Великого Князя Михаила Александровича от трона, он не предпринял никаких действий против России и ее народа, отметив в своем дневнике: «Ми-ша отрекся. Его манифест кончается четырехвосткой для выборов (вы-боры всеобщие, прямые, равные, при тайном голосовании – С.С.) через 6 месяцев Учредительного собрания. Бог знает, кто надоумил его под-писать такую гадость! В Петрограде беспорядки прекратились – лишь бы так продолжалось дальше»8. Однако, революция только начина-лась.
Восемь месяцев власти первого «свободного» Временного прави-тельства привели к развалу государства и его опоры – русской армии, двоевластию (Временное правительство и Петроградский Совет рабо-чих и солдатских депутатов), которое быстро трансформировалось в безвластие и анархию. Конституционные демократы и правые социа-листы не смогли стабилизировать обстановку в стране, напротив, своими мерами вызвали массовое недовольство рабочих, крестьян, солдат и готовили почву для установления диктатуры. Либерально-социалистический блок оказался бессильным в решении ключевых проблем 1917 г. – вопросов о власти и форме правления, войне и мире, аграрного и национального. Авторитет власти, несмотря на громкие и истеричные заявления председателя правительства А.Ф. Керенского, упал так низко, что она, по выражению В.И. Ленина, валялась на мос-товых Петрограда. Россия снова оказалась у края бездны.
Изолированный от страны и народа Государь Император Николай II верил в Россию, ее возрождение и великое будущее. Он всех про-стил. Великая Княжна Ольга Николаевна сообщала в своем письме: «Отец просит передать всем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помни-ли, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь»9. Подписывая акт об отречении от пре-стола, царь закончил его словами: «Да поможет Господь Бог России»10.
В ХХ веке Россия прошла тернистый путь. Героическое и траги-ческое в нем существовали рядом. Разрушение и созидание, богобор-ческое движение и возрождение Церкви – все переплелось в сложный клубок нашей истории. Но и в этом была связующая нить: сильное государство и вера в лучшие времена.
Установив свою партийную диктатуру, большевики быстро осоз-нали пагубность революционной эйфории и стали постепенно перехо-дить на прагматические позиции во внутренней и внешней политике. Развалив императорскую Россию, новая власть уже в 1920-1921 гг. начала собирать все части бывшей империи, объединив их в Советский Союз в 1922 г. Денежная реформа 1922-1924 гг. укрепила отечествен-ную валюту. Для ее проведения были привлечены старые специалисты в финансовой области, в частности Н.Н. Кутлер, один из разработчи-ков денежной реформы 1897 г. В 30-е годы была завершена индуст-риализация страны, создана военно-экономическая база, обеспечившая победу Советского Союза в годы Второй мировой войны. С середины 30-х гг. начинает меняться характер внутренней политики, возрожда-ется державность, берется курс на создание сильного государства в противовес мифической мировой революции. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала возрождением патриотизма, возвращением русской истории и ее героев, изменением политики по отношению к Русской Православной Церкви. Как и в годы Первой Великой Отече-ственной войны 1914-1918 гг. Россия воевала совместно с историче-скими союзниками (Великобритания, США) и сокрушила германский фашизм.
До войны и после возрождается русская культура. Несмотря на многочисленные эксперименты, сохраняется и развивается традицион-ная российская система образования, признанная одной из лучших в мире. Советская наука, впитавшая лучшие достижения российской науки, удивляла весь мир своими открытиями.
Советская страна, прошедшая через тернии, претерпев невероят-ные трудности, моральные, материальные и людские потери, во второй половине XX века превратилась в великую державу. Даже эмиграция первой волны, покинувшая большевистскую Россию, признала новую мировую державу, назвав ее правопреемником Российской империи.
На рубеже 1980-1990-х гг. на наше Отечество обрушились новые испытания. Несмотря на распад великой державы, быстрыми темпами началось возрождение русских духовных традиций, церковное возро-ждение. Сегодня эти процессы уже ничто и никто не может остано-вить.
Исторический опыт Отечества последних ста лет наглядно свиде-тельствует о том, что Россия достигла больших высот в условиях сильной власти, основанной на державности и преемственности, в опоре на вековые духовные, религиозные и культурные ценности. Ко-гда ими пренебрегали – Россия скатывалась в бездну.
Сегодня необходимо прекратить бичевать нашу историю, в конъ-юнктурных целях смаковать отдельные ее страницы, отказываться от других. Пора открытыми глазами посмотреть на нашу историю, в том числе последних ста лет, помнить, что история не может быть плохой или хорошей. В ней, как в жизни каждого из нас, были и есть светлые и темные страницы, радость и печаль. История так же многоцветна, как мир Божий. Главное, не судить прошлое, а понять его и уметь но-вым поколениям россиян объяснить истину.
Государь император Николай Александрович, его семья, приняв мученическую смерть во имя Родины, искупили своими страданиями многие согрешения властей и народа, стали венценосными новомуче-никами за Россию. Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 2000 г. прославил Государя и его семью в лике святых.
И как бы мы ни относились к личности, делам и поступкам по-следнего российского Государя, его глас слышен и сегодня, а образ Царя-Страстотерпца осеняет наше Отечество. Он был и остается веч-ным молитвенником за старую – новую Россию, за ее величие и славу. Да будет Великая Россия!

 

Примечания

1    Березов П. Свержение двуглавого орла. М., 1967. С. 52.
2    Великие Святые. «Он всех простил…» Император Николай II. Церковь о Царской Семье. СПб., 2002. С. 8-9.
3    История Отечества. Энциклопедический словарь. М., 2003. С. 77.
4    Там же. С. 78.
5    Оранжевая книга. Сборник дипломатических документов. Высочайшие ма-нифесты о войне. СПб., 1914. С. 68.
6    Дневник Николая II (1913-1918). М., 2007. С. 386.
7    Дубенский Д.Н. Как произошел переворот в России // Отречение Николая II. Воспоминания очевидцев, документы. М., 1990. С. 63.
8    Дневник Николая II… С. 386-387.
9    Великие Святые… С. 62.
10    Там же. С. 124.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >