Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ













Епископ Авраамий
Автор: Ерошкин Юрий Витальевич

Епископ Авраамий (Чурилин)

Жизнь и труды епископов Марийских, викариев Нижегородской епархии – весьма интересная и малоисследованная страница истории Православия в Марийском крае. Данное сообщение посвящено епи-скопу Авраамию (Чурилину), занимавшему Марийскую кафедру в 1931-1935 годах.

Адриан Алексеевич Чурилин родился 20 августа 1875 года в селе Морки Царевококшайского уезда Казанской губернии. В возрасте 14 лет, в 1889 году, будущий епископ был отдан на воспитание в Иоан-новский монастырь города Казани, а через год поступил в Казанскую учительскую семинарию, куда был принят в таком юном возрасте в связи с хорошим знанием марийского языка. С 15 августа 1894 по 1 сентября 1895 года Адриан Чурилин нес послушание учителя пения в школе Братства святителя Гурия при Михаило-Архангельском муж-ском монастыре, располагавшемся в Козьмодемьянском уезде Казан-ской губернии. Его способности к церковному пению были отмече-ны, и 1 сентября 1895 года директором Казанской учительской семи-нарии, известным просветителем Н.А. Бобровниковым, для пополне-ния знаний он был направлен в Москву в Синодальное училище цер-ковного пения, где обучался до 1 октября 1896 года. Затем, до 28 ян-варя 1900 года, А.А. Чурилин работал учителем пения в Московском Харитоньевском городском начальном училище и Долгоруковском ремесленном училище1.
Таким образом, карьера молодого педагога развивалась весьма успешно. Однако его ждали новые труды: Господь призвал Адриана Чурилина к служению Себе в священном сане. В феврале 1900 года Адриан Алексеевич женился на Екатерине Кондратьевне Павловой, дочери управляющего помещичьим имением в Лаишевском уезде Казанской губернии, и 27 февраля 1900 года был рукоположен во диакона. Поначалу, в связи с недостатком вакансий, отец Адриан был принят на должность псаломщика в Казанский Благовещенский со-бор, 7 июня 1900 года переведен на такую же должность в Духосо-шественскую церковь, 14 сентября 1900 года назначен протодиако-ном в Казанский Спасо-Преображенский женский монастырь, с 1 ноября 1900 года служил в Феодоровском женском монастыре, с 27 июля 1901 года находился на вакансии псаломщика Крестовоздви-женской церкви при Казанском университете, а 8 октября 1903 года был переведен на диаконское место в Казанский кафедральный со-бор2.
Вскоре, промыслом Божиим, судьба отца Адриана вновь измени-лась. 16 октября 1902 года от туберкулеза скончалась его супруга Екатерина Кондратьевна, и 23 февраля 1905 года, по личному проше-нию, диакон Адриан Чурилин вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры. 15 апреля 1907 года он был переведен в Почаев-скую Успенскую лавру Волынской епархии, где 7 июня 1907 года по-стрижен в монашество с именем Авраамий, а 10 июня возведен в сан архидиакона. В качестве послушания ему было определено место за-ведующего лаврским архиерейским хором, что, конечно же, говорит о его высоких духовных качествах и музыкальном даровании. 5 мая 1909 года архидиакон Авраамий (Чурилин) был переведен в Алексан-дро-Невскую лавру Санкт-Петербурга – один из самых известных мо-настырей России. Признанием значимости трудов отца Авраамия на ниве Христовой стало то, что 6 мая 1909 года он был награжден орде-ном святой Анны 3 степени, 13 марта 1912 года назначен на долж-ность уставщика Александро-Невской лавры, 17 января 1917 года – ризничим Лавры и членом ее Духовного Собора3.
25 февраля 1917 года в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга архидиакон Авраамий (Чурилин) был рукоположен во иеромонаха. Хиротонию совершил архиепископ Финляндский и Вы-боргский Сергий (Страгородский), будущий Патриарх. На следую-щий день митрополитом Санкт-Петербургским Питиримом (Окно-вым) в Крестовой церкви митрополичьего дома отец Авраамий был возведен в сан архимандрита. Наряду с исполнением монашеских обязанностей, совершением богослужений батюшка имел и другие ответственные послушания: с 4 августа 1917 по 15 февраля 1918 года был помощником председателя временного присутствия Духовного Собора лавры, с 21 декабря 1917 по 27 января 1918 года – настояте-лем Лавры, с марта 1918 по сентябрь 1919 года – членом хозяйствен-ного управления монастыря, с 22 февраля 1920 года – членом при-ходского совета лаврских церквей4. Помимо исполнения священни-ческих обязанностей в Александро-Невской лавре, в 1922 году отец Авраамий совершал богослужения в Иоанновском монастыре Петро-града5, где был погребен святой праведный Иоанн Кронштадтский, которого батюшка очень почитал.
В конце 1922 года Александро-Невская лавра была захвачена обновленцами, взгляды которых на устроение Церкви, богослужение и общественную жизнь архимандрит Авраамий (Чурилин) решитель-но отверг. 5 декабря 1922 года епископ Петергофский Николай (Ярушевич) подписал документ об увольнении батюшки в отпуск за пределы Петроградской епархии. При этом указывалось, что под за-прещением священнослужения он не состоял и не состоит6. В январе 1923 года отец Авраамий уехал в Рязань, около полутора лет не слу-жил на приходах, проживал у монахинь в городе и окрестных дерев-нях, совершал богослужения на дому. В 1924 году батюшка поехал на прием к Патриарху Тихону, с которым был знаком еще по Санкт-Петербургу, и встретил там делегацию верующих города Коврова Владимирской епархии, просивших себе священника. Оказавшийся промыслом Божиим здесь же епископ Владимирский и Звенигород-ский Николай (Добронравов) по благословению Патриарха опреде-лил отца Авраамия на должность священника в город Ковров, где батюшка прослужил около двух лет7.
В феврале 1926 года архимандрит Авраамий (Чурилин) был вы-зван митрополитом Сергием (Страгородским) в Нижний Новгород и 7 марта рукоположен во епископа Сызранского, викария Ульянов-ской епархии. Данную кафедру Владыка занимал до 10 мая 1928 го-да8 (по другим сведениям, в 1927 году он был арестован и сослан в город Камышин9). 2 октября 1928 года он был назначен епископом Нолинским, викарием Вятской епархии, а 2 ноября того же года – епископом Скопинским, викарием Тульской епархии10 (ныне город Скопин находится на территории Рязанской епархии). Несмотря на небольшой срок служения здесь, Владыка пользовался у верующих глубоким уважением и искренней любовью, а оставление им епархии в 1930 году отозвалось в сердцах прихожан большой скорбью11.
16 июля 1930 года епископ Авраамий (Чурилин) направил ми-трополиту Сергию (Страгородскому) письмо следующего содержа-ния: «С глубокой скорбью вынуждаюсь ходатайствовать пред Вашим Высокопреосвященством о снятии с меня послушания по управле-нию вверенным моему недостоинству Скопинским викариатством Тульской епархии с увольнением на покой вследствие болезненного состояния моего, а также отсутствия возможности выплачивания го-сударственного подоходного налога, значительно превышающего действительную сумму получаемых на мое содержание доброволь-ных пожертвований»12. 30 июля 1930 года заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополит Сергий и временный при нем Патри-арший Священный Синод приняли решение: «Преосвященного Скопинского Авраамия, викария Тульской епархии, уволить на по-кой согласно прошению»13.
Владыка жил в городе Скопине до осени 1931 года14. По другим данным, он был арестован летом 1930 года и приговорен к 3 годам ссылки, которую отбывал в Марийской автономной области15. Так, спустя почти 40 лет Владыка вернулся на родину, где ему также суж-дено было исполнять архипастырские обязанности: он был назначен епископом Марийским, викарием Нижегородской епархии 29 сен-тября 1931 года. При его официальной регистрации в 1933 году в Горьковском крайисполкоме (что косвенно подтверждает факт ссыл-ки в МАО) отмечалось, что деятельность Марийского епископа рас-пространялась на Звениговский, Козьмодемьянский, Йошкар-Олинский, Мари-Турекский, Моркинский, Ново-Торьяльский, Ор-шанский, Сотнурский и Юринский кантоны16. Проживал Владыка неподалеку от Вознесенского храма Йошкар-Олы (бывшего в то вре-мя кафедральным), по адресу ул. К. Маркса, д. 1017.
В Марийском крае епископ Авраамий служил до ареста в 1935 году. Гонения на Церковь неуклонно усиливались, закрывались хра-мы, арестовывались священнослужители. 29 сентября 1934 года ми-трополит Горьковский Евгений (Зернов), впоследствии расстрелян-ный в 1937 году и ныне прославленный в лике священномучеников, направил на имя епископа Марийского викария Нижегородской епархии письмо, обращенное к духовенству, приходским советам и верующим Марийской епархии. В нем, в частности, говорилось: «В целях сохранения мирного течения жизни церковной среди приход-ских общин верующих я призываю вас принять все меры к тому, что-бы мир церковной жизни не был нарушен какими-либо недоразуме-ниями и протестами … против законных распоряжений гражданской власти относительно снятия колоколов с колоколен церквей. … Пас-тыри и верующие должны ясно понимать и знать, что вера право-славная совершенно в своей сущности и основах не связана со зво-ном колоколов, и наше богослужение может обходиться, как и обхо-дилось в Первенствующей Церкви Христианской, без колокольного звона, который является украшением Богослужения …, но не той неотложной необходимостью, без которой нельзя обойтись или об-ходиться верующим.
Самый дорогой в Церкви Христовой звон – это благовествование Евангельской веры, любви и мира, о котором Церковь ежедневно молится, прося “мира всему миру” и “Ангела мирна, хранителя душ и телес наших” – каждому верующему. Об этом мире все мы должны помнить и этот мир все мы должны всемерно поддерживать и хра-нить»18.
В связи с этим обращением епископ Авраамий направил духо-венству Марийской епархии и пастве 20 октября 1934 года следую-щее послание: «Вследствие того, что в состав Горьковской митропо-лии входит и Марийская епархия, вышеприведенное обращение Вы-сокопреосвященнейшего Митрополита Горьковского считаю обяза-тельным для духовенства Марийской епархии к оглашению содержа-ния сего обращения верующим прихожанам, а также к руководству по разъяснению своим пасомым о необходимости безусловного подчине-ния распоряжению гражданской власти и сохранения со стороны ве-рующих мира и тишины при снятии с колоколен приходских храмов церковных колоколов на нужды государства. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа (1 Кор.1, 3). Авраамий, епископ Марийский»19.
Конечно, такое решение далось архипастырям непросто. Но оно, несомненно, было отражением стремления сохранить возможность совершать в храмах богослужения и вести приходскую жизнь, что, в свою очередь, должно было способствовать молитвенному общению прихожан, жизни церковных общин, и, главное, просвещению мест-ного населения, сохранению и укреплению в людях веры, возвраще-нию отпавших в лоно Церкви. Положение на приходах, духовная жизнь верующих, их нравственное состояние – вот что волновало епископа Авраамия прежде всего. Об этом свидетельствует и одно из его писем, составленное 21 апреля 1935 года и адресованное архи-мандриту Серафиму (Павловскому), проживавшему в то время в селе Ежово: «Убедительно прошу Ваше Высокопреподобие принять на себя труды временно послужить вместо болящего о. протоиерея Александра Альпидовского в церкви села Нурмы Йошкар-Олинского района и тем доставить великое утешение верующим прихожанам в наступившие Великие дни Страстной недели и Свя-той Пасхи. Божие благословение буди с Вами! Богомолец Ваш, епископ Марийский Авраамий»20.
Владыка Авраамий пользовался среди верующих Марийского края уважением и любовью, многие почитали его как праведника. И когда в начале 1930-х годов было принято решение о разорении до-революционных, а стало быть, по мнению властей, буржуазных кладбищ, за помощью и утешением прихожане шли в Марийскую епархию. В мае 1934 года с посланием к Владыке обратилась община церкви Рождества Христова села Арда Горномарийского кантона МАО. Приведем этот трогательный документ полностью: «От имени религиозных общин и церковного совета к тебе, Владыко, прибегаем и тебя мы просим о ходатайстве перед Исполнительным комитетом Маробласти. Найди и нам правду, заступись за нас и отцов, и мате-рей наших, и за наш православный храм.
Владыко! Несправедливость мы видим, чувствуем за себя отцов и матерей наших и видим поругание святого нашего храма. Перед святым нашим алтарем, на могилах наших матерей и отцов вздумала местная власть в лице председателя сельсовета, комсомольской ячей-ки и учителей 20 мая 1934 года сделать субботник. Пришли на клад-бище, стали ломать и кидать кресты и памятники, и разравнивали могилы, никого не спрашивая, ни муниципального персонала, ни церковного совета, ни религиозных общин. Никто, ничего не зная, пришли, разбросали кресты. И думали устроить сад, место увеселе-ния, гуляния, и поставить будку для пивной. Стирают с лица земли могилы, ломают кресты, памятники над ними, заставляют нас за-быть родных наших, зная хорошо, что везде и всюду даже партий-ные люди, и те, над своими усопшими братьями ставят памятники и отводят свои места погребения. Говорят, что это будто “буржуй-ское” кулацкое кладбище.
Мертвых не судят, и никому, кроме Христа нашего Бога, судить их не дано. Мы знаем, что на наших кладбищах мы хоронили наших отцов и матерей и детей, и похоронили несколько священнослужите-лей, мы хоронили людей и знали, что “мертвые сраму не имут”. Бог хотел обмиловать Содом и Гоморру, если там найдется хоть один праведник – помилуйте и спасите от поругания могилы наших отцов, защитите наш алтарь и упросите Господа и Бога и творящих это дело, чтобы они кончили думать это дело, перед окнами нашего святилища устраивать пивные заведения и гульбища.
Владыко! Заступись! С имеющими власть разберись, правы ли мы, отстаивая свой храм и могилы отцов. Помолись за нас Богу и не допусти своим заступничеством осквернение нашего храма. Прими это прошение к своему сердцу и поспеши утешить нас, твоих детей. Твои грешные рабы, православные христиане Христорождественской церкви с. Арда»21.
Среди архивных документов к настоящему времени не найдено сведений о том, как отреагировал епископ Авраамий на это послание. Но несомненно то, что его истовое служение Богу и ближнему вызы-вало неудовольствие советской власти. 23 мая 1935 года Владыка был арестован и помещен во внутреннюю тюрьму НКВД МАО. Об-винение предъявлялось по статье 58-10 УК РСФСР, что в данном случае означало «пропаганду контрреволюционных монархических идей», устроение «тайных собраний верующих в честь монархистов-погромщиков» (имелись в виду отслуженные Владыкой панихиды по отцу Иоанну Кронштадтскому), призывы к молитве «о гибели советской власти» (так был расценен новогодний молебен, состо-явшийся 14 января 1935 года, отслуженный в Вознесенском храме по дореволюционному чину)22.
На допросах 23 и 26 мая, 20 июля, 17 августа 1935 года, очных ставках 7 и 17 августа своей вины в контрреволюционной деятельно-сти Владыка не признал, заявил о своей лояльности к советской вла-сти, о том, что «новогодний молебен служился исключительно пото-му, чтобы отблагодарить Бога за прошедший год и попросить благо-словение Божие на предстоящий новый год», что «Иоанна Крон-штадтского я считал и считаю великим подвижником благочестия и молитвенником. В эти панихиды я призывал верующих наряду с по-миновением Иоанна Кронштадтского молиться и за своих умерших родственников»23.
16 ноября 1935 года Особым совещанием при НКВД СССР епи-скоп Авраамий (Чурилин) был приговорен к 3 годам ссылки в Север-ный край24. О дальнейшей судьбе Владыки нам известно немного. Еще 8 мая 1935 года митрополитом Сергием (Страгородским) он был назначен епископом Пензенским25, но не успел выехать из Йошкар-Олы вследствие ареста26. Владыка отбывал ссылку в Архангельске, где был вновь арестован 15 декабря 1937 года. В ходе следствия епи-скоп Авраамий категорически отверг все обвинения в контрреволю-ционной деятельности и антисоветской агитации, предъявлявшиеся ему, и 4 января 1938 года был приговорен тройкой УНКВД по Ар-хангельской области к расстрелу. Приговор привели в исполнение 13 января 1938 года27.
Таков был жизненный путь епископа Авраамия (Чурилина), ак-тивно способствовавшего просвещению Марийского края светом Христовой веры и оставившего о себе добрую память на марийской земле. Будем надеяться, что с обнаружением новых материалов о жизни Владыки будет составлено более полное его жизнеописание, что обогатит нас новыми сведениями по истории Православия в Ма-рийском крае и в России в целом.


Примечания
1    Архив УФСБ по РМЭ. Дело П-1915; Святители земли Новгородской. Ниж-ний Новгород, 2003. С. 470.
2    Архив УФСБ по РМЭ. Дело П-1915; Справки из Национального архива Рес-публики Татарстан и Российского Государственного исторического архива, полученные комиссией по канонизации святых Йошкар-Олинского епархиаль-ного управления.
3    Там же.
4    Справка Российского Государственного исторического архива.
5    Архив УФСБ по РМЭ. Дело П-1915.
6    Там же.
7    Там же.
8    Архив УФСБ по РМЭ. Дело П-1915; Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти 1917-1943. М.,1994. С. 957.
9    Исповедники веры, арестованные по групповым делам ИПЦ // www.memo.ru; Епископ Авраамий (Чурилин) // www.ortho-rus.ru
10    Акты Святейшего Патриарха Тихона … С. 957.
11    Справка историко-архивного отдела Рязанской епархии, полученная Комис-сией по канонизации святых Йошкар-Олинского епархиального управления.
12    Архив УФСБ по РМЭ. Дело П-1915.
13    Там же.
14    Там же.
15    Исповедники веры, арестованные по групповым делам ИПЦ // www.memo.ru; Епископ Авраамий (Чурилин) // www.ortho-rus.ru
16    Святители земли Новгородской. С. 470.
17    ГА РМЭ. Р. 873. Оп. 1. Д. 14. Л. 54 об.
18    Письмо митрополита Нижегородского Евгения (Зернова) духовенству Ма-рийской епархии. Копия документа хранится в архиве Комиссии по канониза-ции святых Йошкар-Олинского епархиального управления.
19    Там же.
20    ГА РМЭ. Р. 1086. Оп. 8. Д. 646.
21    ГА РМЭ. Р. 317. Оп. 1. Д. 304. Л. 26-26 об.
22    Архив УФСБ по РМЭ. Дело П-1915.
23    Там же.
24    Там же.
25    Акты Святейшего Патриарха Тихона … С. 957.
26    Согласно книге «История Пензенской епархии», Владыка занимал Пензен-скую кафедру до 21 июня 1936 года (возможно, именно тогда митрополитом Сергием был отменен указ от 8 мая 1935 года), а затем «проживал в Пензе на покое». Упоминание насчет проживания Владыки в Пензе, вероятно, является ошибкой.
27    Архив УФСБ по Архангельской области. Д. 15504.
 
< Предыдущая   Слудующая >