Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Охрана налоговых правоотношений





Охрана налоговых правоотношений

Проблемы совершенствования уголовно-правовой охраны налоговых правоотношений в республике Беларусь

А. А. Обухов

Перечень способов совершения преступления, предусмотренных ст. 243 УК Беларуси, является закрытым, и уклонение от уплаты на­логов и сборов другими способами уголовно ненаказуемо. На практи­ке широкое распространение получили случаи, когда плательщик пра­вильно исчисляет подлежащие уплате налоги и сборы, своевременно предоставляет налоговую декларацию (расчет), но умышленно не пе­речисляет исчисленные суммы в бюджет, а также делает невозмож­ным их принудительное взыскание налоговыми органами. В данных случаях, даже если ущерб достигает крупного и особо крупного раз­мера, уголовная ответственность по ст. 243 УК Беларуси не наступает. Такое положение вещей не соответствует принципам, задачам и це­лям уголовного закона и уголовной ответственности.

На распростра­ненность такого способа уклонения от уплаты сумм налогов, сборов указывает И. М. Середа: «Исследование показало, что на протяжении последних лет представителями отечественной налоговой админист­рации неоднократно высказывалась точка зрения, что основным спосо­бом уклонения от исполнения обязанности по уплате налогов и (или) сборов является фактическая неуплата уже начисленных налоговых платежей». Существует несколько путей решения данной проблемы:

1) оставление перечня способов совершения данного преступле­ния открытым (путем исключения указания на способы уклонения от уплаты сумм налогов, сборов либо добавления к имеющимся спосо­бам указания на «иной способ» совершения преступления);

2) прямое указание на данный способ совершения преступления в диспозиции ст. 243 УК Беларуси;

3) криминализация данного способа уклонения от уплаты сумм налогов, сборов путем выделения отдельного состава в УК.

Объявление:

В УК РФ введен новый состав преступления (ст. 199-2 УК РФ). Диспозиция состава сформулирована следующим образом: «сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном зако­нодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой органи­зации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере». Такое решение законодателя в науке уголовного права РФ встречено неоднозначно: одни ученые отнеслись к нему положительно, напри­мер, И. М. Середа, А. В. Козлов; другие – отрицательно и в своих ра­ботах его критиковали, например, А. Х. Бен-Акил, В. Ф. Лапшин и др. На наш взгляд, выделение такого состава преступления является неверным, так как по своей сути это один из способов совершения уклонения от уплаты сумм налогов, сборов и достижения цели сохра­нить в своей собственности денежные средства, подлежащие уплате в качестве налоговых платежей. Преступник вводит в заблуждение го­сударство не относительно наличия у него обязанности платить опре­деленные суммы налогов, сборов, а относительно возможности это сделать, однако результат в обоих случаях одинаковый – бюджеты разных уровней недополучают денежные средства. Считаем, что дис­позицию ст. 243 УК Беларуси необходимо дополнить таким способом, как «уклонение от уплаты сумм налогов, сборов в крупном размере путем сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством, должно быть произве­дено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам». Под «сокрыти­ем» следует понимать умышленное деяние, заключающееся в полном или частичном утаивании и удержании денежных средств либо иного имущества, за счет которого в порядке, предусмотренном главой 6 Налогового кодекса Республики Беларусь, должно быть произведено взыскание недоимки, и при этом не важно, когда было совершено со­крытие: до подачи налоговой декларации (расчета) или после нее.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >