Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Сотрудничества органов прокуратуры





Сотрудничества органов прокуратуры

Вопросы международного сотрудничества органов прокуратуры российской федерации и республики Беларусь по борьбе с преступностью

Г. Ю. Седякина

В связи с выходом преступности на мировой уровень междуна­родное сотрудничество государств по борьбе с преступностью сего­дня становится одним из приоритетных направлений межгосударст­венных отношений. Сотрудничество в данном направлении между органами прокуратуры Беларуси и России осуществляется на достой­ном международном уровне. Начало данному сотрудничеству поло­жено еще в 1993 г., когда государства – участники СНГ приняли Кон­венцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

15 мая 2008 г. в г. Минске под председательством Генерального прокурора Республики Беларусь Г. А. Василевича и Генерального прокурора Российской Федерации Ю. Я. Чайки проведено заседание объединенной коллегии Генеральной прокуратуры Российской Феде­рации и Генеральной прокуратуры Республики Беларусь. Основными задачами объединенной коллегии являются осуществление координа­ции взаимодействия прокуратур двух стран в сферах обеспечения за­конности и правопорядка, прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью; совершенствование научного, научно-тех­нического, методического и информационного взаимодействия.

В современных условиях важное место при оказании междуна­родной помощи в сфере противодействия преступности занимает ин­ститут выдачи, заключающийся в передаче лица, совершившего пре­ступление, страной, на территории которой данное лицо находится, запрашивающему государству. В прошлом году Генеральной проку­ратурой Республики Беларусь в учреждения юстиции зарубежных го­сударств направлено 640 просьб об оказании правовой помощи по уголовным делам и 306 требований о выдаче преступников для при­влечения к уголовной ответственности и исполнения приговора. Из них в Генеральную прокуратуру России было адресовано 344 просьбы об оказании правовой помощи и 249 требований о выдаче. В свою очередь, в Генеральную прокуратуру Беларуси от правоохранитель­ных ведомств зарубежных стран поступило 206 просьб об оказании правовой помощи по уголовным делам и 61 требование о выдаче пре­ступников. Из них российская сторона направила соответственно 85 и 42 таких документов.

Следует заметить, не все из этих запросов были удовлетворены, поскольку законодательство Беларуси и России имеет существенные противоречия. В Беларуси просьбы и требования о выдаче российской стороны рассматривает непосредственно Генеральная прокуратура, она же и принимает окончательное решение. Генеральная прокурату­ра России тоже вправе принимать аналогичные решения со своей сто­роны, однако арест подлежащего выдаче лица производится только с санкции суда. А суд, естественно, может принять и решение об осво­бождении. Тем не менее это вовсе не означает, что преступники ос­таются безнаказанными.

Объявление:

Другим проблемным вопросом остается вопрос о сроках рас­смотрения просьб о выдаче преступников. Объем правовой помощи, который Россия оказывает другим государствам, огромен. В некото­рых случаях сказывается элементарная загруженность российских органов прокуратуры: процедура принятия решений затягивается бо­лее чем на год. За это время предельно допустимый срок содержания подследственного под стражей истекает, и вопрос об экстрадиции отпадает сам собой.

Важность решения данных вопросов не вызывает сомнений. Вы­ходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, является приведение законодательства по вопросам международного сотрудничества к единообразию. Тем более что к числу социально-политических и теоретико-правовых предпосылок, реально позволяющих привести зако­нодательство Российской Федерации и Республики Беларусь к едино­му знаменателю, можно отнести:

· формирование единой правовой системы, включая унификацию уголовного, налогового, гражданского и другого законодательства;

· историческую общность систем права Российской Федерации и Республики Беларусь;

· общность задач по борьбе с преступностью;

· единство задач и принципов уголовного права России и Рес­публики Беларусь и др.

В условиях глобализации многие государства стремятся сблизить свои системы права, но никто не имеет таких возможностей, какими располагают Российская Федерация и Республика Беларусь.

Из вышесказанного следует, что необходимо развивать научное сотрудничество в области унификации законодательства наших стран.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >