Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Административная ответственность судей





Административная ответственность судей

Административная ответственность судей общих и хозяйственных судов

Н. И. Мышелова

Вопрос о возможности и порядке привлечения судей общих и хо­зяйственных судов к административной ответственности был и до сегодняшнего дня остается дискуссионным. Для того чтобы понять, возможно ли привлечение судьи к административной ответственно­сти и каков его порядок, обратимся к ранее действовавшему законо­дательству Республики Беларусь, а также к законодательным актам, которые регулируют этот вопрос в настоящее время.

Ранее действовавший Кодекс Республики Беларусь об админист­ративных правонарушениях (далее – КоАП) 1984 г. в ст. 15 преду­сматривал, что «лица, на которых распространяется действие дисцип­линарных уставов или специальных положений о дисциплине (в том числе и судьи), в случаях, прямо предусмотренных ими, несут за со­вершение административных правонарушений дисциплинарную от­ветственность, а в остальных случаях – административную ответст­венность на общих основаниях». Дисциплинарная же ответственность судей до момента вступления в силу Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей 2006 г. регламентировалась Положе­нием о дисциплинарной ответственности судей судов Республики Беларусь (утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 04.12.1997 № 626), которое не предусматривало случаев, когда за со­вершение административных правонарушений судья нес бы дисцип­линарную ответственность.

Закон Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 13 января 1995 г., который на данный момент утратил силу, в ч. 4 ст. 65 предусматривал, что «в отношении судьи не допускается за­держание, привод, личный досмотр. Судья, задержанный по подозре­нию в совершении преступления или административного правонару­шения, доставленный в орган внутренних дел или иной государствен­ный орган, должен быть освобожден немедленно после выяснения его личности, кроме случаев задержания его при совершении преступле­ния». Таким образом, можно сделать вывод, что в соответствии с ра­нее действовавшим законодательством судья мог быть привлечен к административной ответственности на общих основаниях, т. е. при совершении любого административного правонарушения в отноше­нии судьи могли быть применены предусмотренные законом меры административной ответственности. При этом в отношении судьи не допускалось применение задержания, привода и личного досмотра.

КоАП 2003 г. в ч. 2 ст. 4.7 предусматривает, что «физические ли­ца, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов или специальных положений о дисциплине (в том числе и судьи), за совершение административных правонарушений несут администра­тивную ответственность на общих основаниях». Вместе с тем отсут­ствие нормы, не допускающей возможности задержания, обыска, личного досмотра судей, может быть использовано правоохранитель­ными органами с целью незаконного воздействия на них. Представля­ется необходимым дополнить действующий КоАП правилом, содержавшимся в предыдущем КоАП и предусматривающим запрет на применение в отношении судей указанных выше мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Объявление:

В соответствии с п. 4 ст. 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г. решение о привлечении судей к административной ответственности принимает­ся соответствующей судебной коллегией в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора. По примеру Российской Федерации законодательством Республики Беларусь мо­жет быть установлена дополнительная гарантия от необоснованного привлечения судьи к административной ответственности: рассмотре­ние дел об административных правонарушениях, совершенных судь­ями, должно осуществляться Председателем Верховного Суда Рес­публики Беларусь по представлению Генерального прокурора Рес­публики Беларусь.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >