Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Методики экспертного исследования





Методики экспертного исследования

К вопросу о формировании конкретной методики экспертного исследования

Е. П. Орехова

Экспертное исследование можно изучать в качестве творческого процесса, основанного на методиках производства экспертиз и позво­ляющего реализовать профессиональные качества и психофизиологи­ческие свойства эксперта. От качества разработанной специалистом конкретной методики экспертизы зависит обоснованность, правиль­ность и полнота проведенного исследования. Как следует из анализа изученных материалов производства повторных экспертиз в Государ­ственном учреждении «Научно-исследовательский институт крими­налистики и судебной экспертизы Министерства юстиции Республи­ки Беларусь» (2005–2007 гг.), в 32 % случаев причины расхождения выводов первичной и повторной экспертиз связаны с неточным при­менением методики исследования (например, неправильное примене­ние типовой методики, неполнота проведенного исследования и др.).

Конкретная методика экспертного исследования – это методика производства экспертного исследования по конкретному делу; ре­зультат приспособления (изменения) типовой методики с учетом объ­екта исследования, поставленных на разрешение эксперту вопросов и имеющихся исходных данных по делу.

Разработка конкретной методики может совпадать с типовой ме­тодикой экспертного исследования, когда последняя применяется экспертом без какой-либо адаптации. Однако в типовых методиках, как правило, определяются рекомендации и обязательные положения по узловым моментам, а все содержание экспертного исследования в деталях не предусматривается. В связи с этим в большей или меньшей мере творческие компоненты обычно присутствуют в каждом экс­пертном исследовании. Отсюда значимость приобретает выделение и рассмотрение факторов, влияющих на процесс формирования кон­кретной методики.

Такие факторы, представляется, можно разделить на две группы: объективные и субъективные. К объективным факторам относятся:

Объявление:

· степень и характер методического обеспечения (наличие типо­вых методик; необходимых для проведения исследования техниче­ских средств или наличие возможности провести исследование с при­влечением материальной базы другой организации);

· качество имеющихся исходных данных;

· сущность поставленных на экспертизу вопросов;

· сложность, нестандартность решаемой экспертной задачи;

· качество подобранного статистического и справочного мате­риала.

Субъективные факторы, влияющие на процесс формирования конкретной методики экспертного исследования, связаны непосред­ственно с личностью специалиста, проводившего экспертизу. Они отражают:

· личный опыт эксперта в решении определенного вида задач, в решении какой-либо новой, нетривиальной задачи;

· свойства мышления эксперта (избирательность, логичность, эвристичность, критичность);

· проявление экспертом творческого подхода в решении постав­ленной задачи;

· личные качества эксперта;

· психическое и физическое состояние эксперта в момент прове­дения экспертизы.

Учет экспертами, руководителями соответствующих лабораторий экспертных учреждений, должностными лицами, назначающими экс­пертизы, объективных и субъективных факторов, влияющих на про­цесс формирования конкретной методики, является одним из условий эффективности разрешения поставленных на экспертизу вопросов.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >