Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Право на экологическую информацию





Право на экологическую информацию

Право на экологическую информацию в республике Беларусь

Н. С. Калиновская, О. Н. Кучинская

Важным для реализации права граждан на благоприятную окру­жающую среду является законодательно установленная возможность получения информации о состоянии окружающей среды и проводи­мых мерах по ее охране. Право на благоприятную окружающую среду можно реализовать и тем самым влиять на состояние окружающей среды только при наличии достоверной экологической информации.

Понятие «экологическая информация» впервые в законодатель­стве Республики Беларусь было употреблено в Законе «Об информа­тизации». Однако в данном нормативном правовом акте содержание понятия «экологическая информация» не раскрывалось. И лишь в де­кабре 2007 г. в Закон «Об охране окружающей среды» были внесены соответствующие изменения. Согласно ст. 1 этого Закона экологиче­ская информация – это документированная информация, содержащая сведения о состоянии окружающей среды, воздействиях на нее и ме­рах по ее охране, а также о воздействиях окружающей среды на чело­века, состав которой определяется настоящим Законом, иными зако­нодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Кроме того, в этом нормативном акте появилось и опреде­ление экологической информации общего назначения.

Важнейшая роль в регламентации получения экологически зна­чимой информации принадлежит Конвенции о доступе к информа­ции, участии общественности в процессе принятия решений и досту­пе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, в ко­торой впервые разработаны и введены такие экологически значимые понятия, как «экологическая информация», «доступ к экологической информации».

В рамках изучения данного вопроса мы решили уделить внима­ние также практическим вопросам реализации права граждан на эко­логическую информацию. С этой целью мы обратились в Орхусский центр Республики Беларусь с вопросом о качестве воды в Комсомоль­ском озере г. Минска. Сотрудники центра перенаправили нас в Мин­ский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды, где нам посоветовали обратиться в Отдел госконтроля за ис­пользованием и охраной вод. Но в данном отделе также никто не был уполномочен предоставлять подобную информацию, и нам рекомен­довано было позвонить в Лабораторию при Отделе, где заведующий заявил, что получение подобной информации маловероятно. Необхо­димо оформление запроса с указанием цели получения информации и сведений о планируемом ее дальнейшем использовании. Вместе с тем было предложено обратиться в Республиканский гидрометеорологи­ческий центр, где нам ответили, что информацией о качестве воды они не владеют и рекомендуют обратиться в Республиканский центр радиационного контроля и мониторинга окружающей среды. В дан­ной, пятой по счету, инстанции сотрудники были удивлены тем фак­том, что физическое лицо заинтересовалось подобной проблемой. Прецедентов обращений со стороны граждан у них еще не имеется, поэтому порекомендовали сделать официальный запрос. Через 10 дней в удовлетворении запроса нам было отказано.

Объявление:

Таким образом, наше право на получение экологической инфор­мации было нарушено. Причем это нарушение выразилось не только в отказе государственных органов в удовлетворении запроса, но и в неоднократных попытках узнать о целях получения и дальнейшего использования информации.

Отсюда можно сделать вывод о том, что основополагающие по­ложения Орхусской конвенции в отношении предоставления эколо­гической информации не в полной мере нашли отражение в белорус­ском законодательстве. Поэтому в целях реализации положений кон­венции необходимо установить четкие формулировки и положения в отношении формы, сроков, тарифов предоставления экологической информации в нормативных правовых актах.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >