Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Особо охраняемые природные территории





Особо охраняемые природные территории

Правовой режим особо охраняемых природных территорий

В. А. Мороз

Под особо охраняемыми природными территориями подразуме­ваются участки земли с уникальными, эталонными или иными цен­ными природными комплексами и объектами, имеющие особое эко­логическое, научное, историко-культурное, эстетическое или иное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного оборо­та, в отношении которых установлен особый режим охраны и исполь­зования.

По режиму охраны и использования природные комплексы под­разделяются на три категории:

· полностью исключенные из хозяйственного или рекреацион­ного пользования (заповедники);

· с ограниченным режимом использования ресурсов в хозяйст­венных целях (национальные, природные парки);

Объявление:

· исключенные лишь из хозяйственного использования (заказ­ники).

Целью объявления особо охраняемых природных территорий яв­ляется сохранение биологического и ландшафтного разнообразия.

Таким образом, с целью обеспечения охраны окружающей среды Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» устанав­ливает правовые механизмы, при которых достигается качественное состояние окружающей среды, а граждане наделены правами и обя­занностями с целью обеспечения их экологического благополучия, в том числе правом на благоприятную окружающую среду.

Создавая особо охраняемые природные территории (ООПТ), го­сударство выполняет важнейшие задачи политики в охране окру­жающей среды:

· осуществление конституционного права граждан на благопри­ятную окружающую среду;

· обеспечение прав будущих поколений на пользование природно-ресурсным потенциалом Республики Беларусь;

· защита и сохранение уникального природного наследия, ред­ких видов растений, животных, птиц;

· изучение генетического фонда, создание условий для обеспе­чения естественного течения природных процессов.

На наш взгляд, проблемы формирования эффективной системы ООПТ Республики Беларусь заключаются в следующем:

1. Наибольшие сложности для создания и функционирования системы ООПТ представляет несовершенство нормативно-правовой базы.

2. Плохая координация работ различных природоохранных ве­домств не способствует процессу формирования системы ООПТ.

3. Финансирование ООПТ явно недостаточно для поддержания режима охраны и эффективного мониторинга этих территорий. Осо­бенно это касается памятников природы и заказников.

4. Для нормального функционирования система ООПТ нуждает­ся в скорейшей модернизации и пополнении недостающими элемен­тами. В первую очередь это касается зоологических заказников (для большинства из них потребуется их перевод в ландшафтные заказни­ки с комплексным режимом охраны). Для целого ряда памятников природы необходимо, на наш взгляд, расширение территории и пере­вод их в разряд комплексных памятников. Наконец, для построения оптимальной системы особо охраняемых природных территорий по­требуется создание новых ООПТ различного статуса и назначения.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >