Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Формирование нерепрессивного общества





Формирование нерепрессивного общества

Проблемы формирования нерепрессивного общества в рамках психологизированного подхода к политике

В. С. Михайловский

Репрессивный характер общества является одной из центральных проблем в рамках неомарксистских концепций психологизированного подхода к политике. В рамках психоанализа разрыв человека с приро­дой и приобретение таких отличительных черт, как разум, самосозна­ние и воображение, а в равной степени и осознание своей исторично­сти, рассматривается как фактор, обусловивший состояние одиноче­ства человека и таким образом заставший его встать на путь поиска новой гармонии. Дихотомия существования, обусловленная выходом из мира животных, привела к неврозам личности. В рамках психоана­лиза акцентируется внимание на связи между неврозом, вызванным инстинктом сексуальности, и появлением культуры как средства за­мещения, сублимации. Таким образом, в рамках неомарксистского психоанализа культура, а вместе с нею и общество, приобретает ре­прессивный характер.

Человек, чувствуя свою слабость перед репрессивной машиной культуры, пытается найти гармонию посредством формирования мо­делей поведения, оправдывающих его существование. Таким образом, по мнению сторонников психологизированного подхода к политике, он формирует общество. И тем самым человек загоняет себя в ловуш­ку, ибо отныне всякое побуждение или мысль допускается в сознание только по прохождении «социального фильтра», что влечет за собою потерю индивидуальности. Однако нет лучшего средства защитить свое хрупкое и столь зыбкое ощущение индивидуальности чем обла­дание секретом. И у человека есть такой всеобщий и разделяемый всеми секрет.

Таким образом, в рамках неомарксисткого психологизированного подхода к политике принцип удовольствия трансформировался в принцип реальности. Сдерживание удовлетворения и тяжелый труд выступают платой за безопасное существование, что отражает ре­прессивный характер общества.

Нужно различать необходимую репрессивность, связанную, по мнению Г. Маркузе, с формированием социальности и социализации биологического, и дополнительную репрессивность, имеющую место в ситуации, когда одни социальные слои используют свое положение для того, чтобы подавлять другие социальные слои (эксплуатация, социальное неравенство, технократическое отношение к природе). Индустриальное общество позволяет усилить эту репрессивность. Частью репрессивности становится и формирование общества по­требления.

Объявление:

Возникает сложнейшая теоретическая и практическая проблема выхода из социальной репрессивности. История давала людям образ­цы новой жизни, нового поведения, однако, по мнению сторонников психоанализа, культура страха превращала все эти дары в новую веру.

Так какова должна быть новая модель поведения, которая отли­чает нас от животных и вырывает из рабства культуры? В чем альтер­натива страха? Ответ прост – в героизме!

Отвага, решительность и самопожертвование в критической об­становке не детерминируются животными инстинктами. Человек, со­вершающий подвиг, необычный по своей храбрости и доблести, ни­когда не будет во власти культуры. Подвиг превращает божественное в практику. Носитель подвига делает себя сам, определяет себя сам и имеет право вести других. Героизм как единственное условие леги­тимности власти на земле. Героизм как сущность истинно человече­ской природы. Герой, как источник власти бога на земле.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >