Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Роман Эмили Бронте Грозовой перева





Роман Эмили Бронте Грозовой перева

Особенности композиции романа Эмили Бронте «Грозовой перевал»

Е. В. Повзун

В историю литературы Эмили Бронте вошла как автор сборника сти­хов, написанного ею вместе с сестрами, Шарлоттой и Энн, под псевдо­нимом «братьев» Белл («Стихотворения Куррер, Эллис и Эктон Белл») и одного единственного романа «Грозовой перевал» (Bronte E. Wuthering Heights, 1847), который во многом предопределил дальнейшее движение английского романа.

При всей легкости, непринужденности повествования, при всей есте­ственной многосложности родственных связей между героями, «Грозо­вой перевал» – искусно построенная книга, в которой самым тщатель­ным образом продумана композиция. Целью работы является анализ элементов и приемов композиционной организации романа Э. Бронте «Грозовой перевал». Учитывая множество подходов к определению ком­позиции, мы остановились на следующем: «Композиция (от лат. compo-sitio – составление, соединение), расположение и соотнесенность компо­нентов художественной формы, т. е. построение произведения, обуслов­ленное его содержанием и жанром» [3, с. 164].

В «Грозовом перевале» довольно сложное сочетание временных пла­стов. Примечательно, что роман начинается с точной даты – 1801 – когда мистер Локвуд впервые переступает порог Грозового Перевала. К этому времени история, начавшаяся много лет назад, уже близится к развязке. Рассказ Нелли Дин возвращает читателя к событиям тридцатилетней давности и постепенно приближает к настоящему времени. Рассказывая о прошлых событиях, Нелли Дин не ведет точный, погодичный рассказ, она сознательно выбрасывает несколько лет жизни, которые не имеют важного значения для понимания сути ее рассказа.

Соединение различных временных пластов достигается с помощью монтажа. Э. Бронте прибегает к этому приему для того, чтобы сделать повествование более динамичным, акцентировать внимание на ключе­вых, концептуально важных моментах, несущих наибольшую смысло­вую нагрузку и через которые раскрываются основные темы и идеи ро­мана.

Объявление:

Кроме сложного сочетания временных пластов, произведению Э. Бронте характерна двунаправленность действия во времени, т. е. дви­жение действия из настоящего не только в прошлое, но и в будущее. Двунаправленность действия служит способом репрезентации решений, затронутых в романе проблем, и выявляет авторское отношение к этим проблемам.

Э. Бронте использует прием сюжетного обрамления, т. е. помещает рассказ в рассказе: старая служанка Нелли Дин, работавшая в домах Эрншо и Линтонов, посвящает в их тайны заезжего джентльмена, мисте­ра Локвуда, от лица которого начинается повествование. Таким образом, мы узнаем историю Хитклифа, Эрншо и Линтонов в пересказе Локвуда.

Выбор двух персонажей, от лица которых ведется повествование – мистер Локвуд и Нелли Дин – не случаен. Функция этих двух героев, са­мых обычных, «нормальных» людей, в книге заключается в том, чтобы придавать повествованию реалистичный, житейски достоверный харак­тер, комментировать происходящее с точки зрения здравого смысла и тем самым демонстрировать известную несостоятельность подхода к описываемым событиям с позиций житейской логики.

В романе Э. Бронте достаточно сложная группировка героев. Героев можно разделить на две группы: жители Грозового Перевала – семья Эрншо и жители Мызы Скворцов – семья Линтонов. В ходе действия романа группировка героев меняется, герои из первой группы переме­щаются во вторую и наоборот. Такая «расстановка» персонажей позво­ляет Э. Бронте показать одних и тех же героев в двух мирах, которые ав­тор противопоставляет в романе – в мире бушующих страстей, где цар­ствуют идеи свободы, верности самому себе и вечным законам человече­ского братства, который символизирует Грозовой Перевал и в рацио­нальном, цивилизованном мире, где живут, повинуясь условностям и сковывающей морали своего времени и круга, символизируемый Мызой Скворцов.

Основными способами «подачи» образов являются сопоставление и противопоставление, которыми автор пользуется для создания образа ге­роя и раскрытия его внутреннего мира. Через сопоставление героев Э. Бронте раскрывает два разных характера: Хиндли – раба чувств, и Эд­гар – служитель разума. Принцип сопоставления используется также при создании образа Кэти младшей. В отличие то матери, от которой она унаследовала способность к сильным чувствам, Кэти умела быть мягкой и кроткой, как голубка. «Никогда ее гнев не был яростен, а любовь неис­това – любовь ее была глубокой и нежной» [2, XVIII, с. 161] («…her an­ger was never furious; her love never fierce: it was deep and tender» [1]).

Через образы героев – Хиндли и Эдгара, Кэтрин и ее дочери – автор выражает мысль о том, что отсутствие гармоничного сочетания в чело­веке чувства и разума приводит к душевному конфликту с самим собой.

Создавая образы Кэти и Гэртона, Э. Бронте использует систему «зер­кальных» образов. Взаимоотношения Кэти и Гэртона строятся по анало­гии с взаимоотношениями Кэтрин и Хитклифа, но в отличие от послед­них, их ждет счастливый финал. Следовательно, тема любви в романе Э. Бронте раскрывается в двух тональностях – история трагической люб­ви Кэтрин и Хитклифа и история счастливой любви Кэти и Гэртона.

Содержательными композиционными элементами в романе Э. Бронте выступают сон, интерьер и пейзаж. Кэтрин видит сон о рае, являющимся ее домом, но в котором она глубоко несчастна. Сон выполняет функцию предсказания: Кэтрин, выйдя замуж за Эдгара, и поселившись в его уют­ном, напоминающем земной рай доме, буден лишена подлинного сча­стья. Таким образом, сон подготавливает читателя к восприятию после­дующих событий романа.

В целях показать различия между героями – жителями Грозового Пе­ревала, людьми грубоватыми, негостеприимными и утонченными, вос­питанными жителями Мызы Скворцов, Э. Бронте использует интерьер. Обстановка в комнате Кэтрин на Грозовом Перевале самая простая: стул, комод и небольшой дубовый ларец. В доме же Линтонов, Кэтрин и Хитк-лиф были поражены роскошным убранством комнаты.

Пейзажные зарисовки у Э. Бронте лаконичны и кратки, поскольку со­стояние природы создает атмосферу для предстоящих событий, и оно либо соответствует, либо контрастно им. Описание природы создает гне­тущую, тревожную атмосферу для появления призрака на Грозовом Пе­ревале во время пребывания там Локвуда: «dark night coming down prematurely, and sky and hills mingled in one bitter whirl of wind and suffocating snow» [1] («темная ночь наступила до времени, смешав небо и холмы в ожесточенном кружении ветра и снега» [2, II, c. 30]). Таким об­разом, Э. Бронте использует пейзаж в целях эмоционального воздействия на читателя.

«Грозовой перевал» начинается с момента, когда действие уже дви­жется к развязке. В результате, нарушается традиционная логическая по­следовательность основных элементов композиции (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка). Приемом сюжетно-композиционной инверсии Э. Бронте пользуется с целью захватить внимание читателя уже с первых страниц книги.

В романе действует принцип композиционного кольца, поскольку на­чинается он сценой посещения Локвудом Грозового Перевала и заканчи­вается роман аналогичной сценой. Прием композиционного кольца дает возможность Э. Бронте вернуть читателя к началу романа и подвести черту под изложенной в нем историей, сделав его завершенным и кос­венно выразив свое авторские отношение к затронутой в романе про­блеме.

Особенностью романа является использование автором приема умол­чания без дальнейшего прояснения или прямого обнаружения дотоле скрытого от героев и читателя. Остается неизвестным происхождение Хитклифа, как он разбогател и превратился в настоящего джентльмена после трехлетнего отсутствия на Грозовом Перевале. Тайной покрыта и смерть Хиндли: повинен в ней Хитклиф или нет. На все эти вопросы Э. Бронте не дает ответы, внося в роман, таким образом, романтический дух таинственности и загадочности.

Таким приемом как смена точек зрения Э. Бронте пользуется в «Гро­зовом перевале» в масштабе всего произведения. В романе присутствует разноречие или многоголосье, т. е. нет традиционного для викторианско­го романа автора, который, по выражению У. Теккерея, «знает все». Э. Бронте запечатлевает в книге различные манеры говорения и сказы­вающиеся в них типы сознания, через которые выявляется мировоззре­ние того или иного героя. Со страниц романа читатель слышит голоса Кэтрин, Хитклифа, Нелли Дин, Локвуда, Изабеллы.

Из вышесказанного видно, что основными композиционными прие­мами, которыми пользуется Э. Бронте в «Грозовом перевале» являются сюжетно-композиционная инверсия, композиционное кольцо, сюжетное обрамление, умолчание, монтаж, смена точек зрения.

Таким образом, композицию романа «Грозовой перевал» Э. Бронте можно определить как кольцевую, т.е. начало и конец романа как бы смыкаются, образуя кольцо, а также как сложную или комплексную с элементами ретроспекции.

Литература

1. Bronte E. Wuthering Heights. http://lang.nagoya-u.ac.ip/matsuoka/Bronte. html.

2. Бронте Э. Грозовой перевал // Бронте Э. Грозовой перевал. Стихотворения. М., 1990.

3. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М., 1987.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >