Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Осуществление судебного конституционного контроля





Осуществление судебного конституционного контроля

Правовые основы осуществления судебного конституционного контроля в республике Беларусь

А. С. Коханская

Конституционный контроль – осуществляемая государственными органами деятельность, направленная на обеспечение соответствия кон­ституции государства законов и иных нормативных правовых актов [5, с. 309]. Контроль за конституционностью нормативных правовых актов в государстве возложен на Конституционный Суд Республики Беларусь 1, ч. 1ст. 116]. Он является специализированным, судебным, централизо­ванным, последующим, абстрактным, факультативным, решающим (по крайней мере, это касается решений по существу), по содержанию как формальным, так и материальным.

Конституционный Суд, будучи важным элементом политической системы, служит обеспечению политической стабильности, развитию политических процессов в установленных Конституцией рамках. При этом, однако, политическая функция Суда может и должна осуществ­ляться только в форме судебного разбирательства. Именно в этом случае позиция Суда в качестве арбитра, посредника или миротворца имеет правовое значение и влечет юридические последствия, обязательные для сторон конституционного спора [6, с. 126].

В этом смысле в Федеральном Конституционном Законе о Консти­туционном Суде Российской Федерации изложена верная позиция о том, что Конституционный Суд является судебным органом конституционно­го контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства [3, с. 1]. Кон­ституционный Суд вносит коррективы в правовую систему, признавая нормативный правовой акт не соответствующим Конституции, таким об­разом, расширяя или ограничивая пределы конституционно-властных отношений. Данное воздействие является незаменимым способом вы­страивания в иерархическую зависимость всех источников права, прежде всего, нормативных правовых актов, что является реализацией одного из ключевых требований принципа конституционной законности [4, с. 108].

Кроме основного субъекта правоотношений по осуществлению су­дебного конституционного контроля (Конституционного Суда) можно выделять дополнительных субъектов данных правоотношений – лиц, на­деленных правом инициировать возбуждение конституционного судеб­ного процесса. Для проверки конституционности нормативных правовых актов органов республиканского уровня и вынесения заключения необ­ходимо, чтобы в Конституционный Суд обратились указанные в Консти­туции лица [1, ч. 4 с. 116]. Кроме того, решения местных Советов депу­татов, исполнительных и распорядительных органов, ограничивающие или нарушающие права, свободы и законные интересы граждан и нося­щие нормативный характер, могут быть обжалованы в Конституционный Суд [1, ч. 4 с. 122].

Объявление:

Основным объектом судебного конституционного контроля следует считать соответствие нормативных правовых актов, принимаемых упол­номоченными органами, положениям и принципам Конституции Респуб­лики Беларусь. Дополнительным объектом судебного конституционного контроля является соответствие Конституции Республики Беларусь оп­ределенных действий палат Парламента. В качестве дополнительного объекта судебного конституционного контроля необходимо выделять и соответствие Конституции пробелов в нормативном регулировании об­щественных отношений.

Предметом судебного конституционного контроля, то есть частью материальной действительности, непосредственно по поводу которой складываются правоотношения в области осуществления судебного кон­ституционного контроля, являются нормативные правовые акты, подле­жащие рассмотрению на предмет соответствия их Конституции.

Конституционный Суд Республики Беларусь осуществляет следую­щие основные полномочия, соответствующие его природе:

• рассмотрение нормативных правовых актов на предмет соответствия их Конституции (абстрактный конституционный контроль) и объявление данных актов не имеющими юридической силы;

• рассмотрение вопросов конституционности нормативных правоых актов по инициативе отдельных граждан, выраженной посредством конституционной жалобы, в связи с нарушением их конституционных прав (конкретный конституционный контроль);

• казуальное последующее разрешение споров о компетенции между высшими органами государства;

• казуальное толкование положений Конституции;

• последующее рассмотрение международных договоров и соглашений на предмет соответствия их Конституции;

• принятие решений, обязывающих законодателя или высшие судебные органы устранить нарушения конституции либо издать акты, обеспечивающие реализацию конституционных прав и свобод;

• рассмотрение по предложению Президента вопроса о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции.

Полномочия Конституционного Суда реализуются посредством принятия им своих решений. Решением Конституционного Суда являет­ся любой акт, принимаемый в его заседании [2, ч. 1 с. 36]. Решения Кон­ституционного Суда можно подразделить на решения по существу, от­ражающие различные формы осуществления судебного конституционно­го контроля, и решения, принимаемые по организационно-техническим вопросам. На основании норм действующего законодательства решения Конституционного Суда по существу подразделяются на три вида:

1. Заключения Конституционного Суда, такие как: заключения о со­ответствии нормативных правовых актов Конституции; заключения о пересмотре ранее вынесенных заключений; заключения о толковании ранее вынесенных заключений; заключения о наличии фактов система­тического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь. Заключения занимают центральное место среди актов Конституционного Суда. Конституционный Суд принимает реше­ния в виде заключений в случаях, прямо предусмотренных законом [2, с. 5]. Что касается пересмотра и толкования актов Конституционного Суда, то ревизионный или интерпретационный акты должны обладать такой же юридической силой, что и акты, подлежащие пересмотру или толкованию.

2. Послания Конституционного Суда о состоянии конституционной законности. Конституционный Суд ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента Республики Беларусь посла­ние о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмотренных материалах [2, ч. 4 с. 36].

3. Решения Конституционного Суда, такие как: решения, разъяс­няющие определенные юридически значимые вопросы и излагающие правовые позиции Конституционного Суда; решения, содержащие пред­ложения государственным органам о внесении изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты, о принятии новых актов; решения о пересмотре ранее вынесенных решений; решения о толкова­нии ранее вынесенных решений.

Правовые позиции представляют собой систему выводов и аргумен­тов, выявленных в ходе рассмотрения им конкретных дел и имеющих как общий характер (то есть необходимых для рассмотрения последующих дел), так и обязательный (то есть обладающих той же юридической си­лой, что и решения Конституционного Суда). Правовые позиции Кон­ституционного Суда являются основой для корректировки законодатель­ства, изменения практики его применения.

Особое значение имеют юридические последствия: решение Консти­туционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами или должностными лицами. Юридическая сила решения о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

В зависимости от действия юридических последствий во времени решения Конституционного Суда можно подразделить на действующие ex nunc, то есть решение о несоответствии нормативных правовых актов Конституции распространяется только на будущие правоотношения, в то время как прежние правовые последствия остаются в силе, и действую­щие ex tunc, то есть решение имеет обратную силу и нормативный пра­вовой акт, признанный несоответствующим Конституции, считается не­действительным со времени вступления его в законную силу (таким об­разом, правоотношения, сложившиеся на основании такого акта, подле­жат пересмотру).

Литература

1. Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп.) / Принята на респ. референдуме 24 ноября 1996. Мн. Беларусь/ 1997. 92 с.

2. Закон Республики Беларусь о Конституционном Суде Республики Беларусь от 30 марта 1994. № 2914–XII (в ред. Законов Республики Беларусь от 03.03.1995 № 3634–XII, от 06.02.1997 № 1–З, от 07.07.1997 № 51–З, от 16.06.2000 № 401–З, от 04.01.2003 № 183–З).

3. Федеральный Конституционный Закон о Конституционном Суде Российской Феде­рации от 21 июля 1994 г. (в ред. ФКЗ от 08.02.2001 №1–ФКЗ, от15.12.2001 №4–ФКЗ).

4. Василевич Г.А. Усиление конституционного контроля – важнейший фактор по­строения правового государства // Государственно-правовое строительство в Рес­публике Беларусь в контексте европейских правовых процессов: Материалы меж-дунар. науч. конф. В 2 ч. Ч. 1. Гродно, 2004. С. 105–108.

5. Конституционное право: Энциклопедический словарь / Под ред. С.А. Авакьяна. М.: Норма-Инфра М. 2001. 678 с.

6. Кряжков В.А. Органы конституционного контроля субъектов Российской Федера­ции: проблемы организации и деятельности // Государство и право. 1995. N 9. С. 126.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >