Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Мониторинг окружающей среды





Мониторинг окружающей среды

Правовое регулирование мониторинга окружающей среды

Д. С. Морозова

Состояние природной среды является одним из важнейших факто­ров, определяющих жизнедеятельность человеческого общества. Вопро­сы охраны окружающей среды, рационального использования природ­ных ресурсов рассматриваются в числе приоритетных направлений госу­дарственной политики Республики Беларусь, которые во многом опреде­ляют особенности устойчивого развития страны.

Оптимальное управление природоохранной деятельностью может быть обеспечено только при наличии полной, достоверной и своевре­менной информации о состоянии и тенденциях изменения природной среды в целом или отдельных ее объектов, например, атмосферного воз­духа, поверхностных вод, почвы и т.д. Такой системой, обеспечивающей все уровни управления необходимой экологической информацией для определения стратегии природопользования и принятия оперативных управленческих решений, является мониторинг окружающей среды.

Само понятие «мониторинг окружающей среды» сформулировано в статье 1 закона «Об охране окружающей среды» и в статье 1 закона «О гидрометеорологической деятельности».

Анализ этих 2-х определений одного и того же понятия показывает, что на сегодняшний день отсутствует четкая трактовка понятия «мони­торинг окружающей среды».

Объявление:

На мой взгляд, наиболее полное определение содержится в Законе «О гидрометеорологической деятельности», т.к., помимо наблюдения за состоянием окружающей среды и прогноза, предусматривается обеспе­чение заинтересованных организаций и населения информацией о со­стоянии окружающей среды.

Итак, под мониторингом окружающей среды понимается система наблюдений за состоянием окружающей среды и техногенным воздейст­вием на нее с целью своевременной оценки возможных изменений физи­ческих, химических и биологических процессов в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, принятия мер по ликвидации вредных последствий, обеспечения заинтересованных организаций и на­селения информацией о состоянии окружающей среды и техногенном воздействии на нее.

В 1993 году Постановлением Совета Министров Республики Бела­русь «О создании национальной системы мониторинга окружающей сре­ды в Республике Беларусь (НСМОС)» была создана Национальная система мониторинга окружающей среды (НСМОС), которая должна в мас­штабах республики обеспечивать наблюдение за состоянием окружающей среды и факторами, на нее воздействующими, оценку фактического со­стояния природы и прогноз предполагаемых изменений, а также обеспече­ние всех уровней управления необходимой экологической информацией.

До принятия этого нормативного акта на законодательном уровне существовал лишь мониторинг земель, который регулировался Поста­новлением Совета Министров РБ от 31 декабря 1991 г. N 508 «О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель».

На сегодняшний день национальная система мониторинга окру­жающей среды представляет собой совокупность систем наблюдений, оценок и прогноза состояния природных сред и явлений, а также биоло­гических откликов на изменения окружающей среды под влиянием есте­ственных и техногенных факторов с организацией сбора, обработки и представления мониторинговой информации органам управления и хо­зяйствования для решения общегосударственных задач рационального природопользования и регулируется Положением о Национальной сис­теме мониторинга окружающей среды.

НСМОС включает в себя одиннадцать организационно-самосто­ятельных видов мониторинга.

В основу классификации видов мониторинга окружающей среды по­ложено деление окружающей среды на природные компоненты, пред­ставляющие собой элементы природной среды, такие, как земля, недра, воды, растительный и животный мир, атмосфера, включая озоновый слой, природные явления, такие, как сейсмический мониторинг.

В рамках Национальной системы мониторинга также осуществляет­ся наблюдение изменений окружающей среды не только под воздействи­ем природных факторов, но и антропогенных, таких, как радиационный и локальный мониторинг.

Каждому из перечисленных видов мониторинга присуща своя сис­тема управления, во главе которой стоит государственный орган, осуще­ствляющий координацию деятельности головных учреждений и инсти­тутов, осуществляющих сбор, анализ, оценку информации о состоянии природного компонента, как объекта мониторинга. Деятельность по ор­ганизации Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь осуществляет Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Общее управление НСМОС и координация работ по Программе НСМОС осуществляет Межведомственный коорди­национный Совет, созданный при Минприроды.

Каждый из видов мониторинга НСМОС должен быть представлен соответствующим законодательным актом, устанавливающим такой вид мониторинга, и подзаконным актом, регламентирующим процедуру его проведения. Ранее такая структура имела место лишь в отношении мони­торинга земель и лесов.

Например, статья 141 Кодекса Республики Беларусь о земле содер­жит определение мониторинга земель, а Постановление Совета минист­ров от 31.12.1991 года «О порядке ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель», определяет этот порядок.

Однако, в связи с принятием в феврале и апреле этого года Положе­ний о порядке проведения в составе НСМОС мониторинга поверхност­ных вод, подземных вод, атмосферного воздуха, локального мониторин­га окружающей среды и использования данных этих мониторингов, а также принятие Положения о порядке проведения в составе НСМОС в РБ мониторинга озонового слоя и использования его данных, Положений о порядке проведения в составе НСМОС в РБ мониторинга растительно­го мира, геофизического мониторинга и использования его данных, си­туация изменилась.

На сегодняшний день, в правовом регулировании на уровне подза­конного акта нуждается мониторинг животного мира. Этот вид монито­ринга упоминается лишь в статье 15 Закона «Об охране и использовании животного мира».

Кроме того, в Положении о порядке проведения в составе НСМОС геофизического мониторинга от 14 апреля 2004 года отсутствует понятие «геофизический мониторинг» указываются лишь цели его осуществления.

Одной из задач мониторинга окружающей среды является получение мониторинговой информации и ее предоставление для эффективного ис­пользования. Такая информация представляет собой упорядоченную, по­стоянно пополняемую совокупность сведений о состоянии окружающей среды и воздействия на нее антропогенных факторов. Информация На­циональной системы мониторинга окружающей среды является офици­альной, открытой и представляет собой государственную собственность. Из информационно-аналитических центров отдельных видов мониторин­га информация поступает в главный информационно-аналитический центр и банк данных НСМОС Белорусского научно-исследовательского центра «Экология» Министерства природных ресурсов и охраны окру­жающей среды Республики Беларусь. Далее информационные ресурсы субъектов НСМОС объединяются в единую информационную систему. Совет Министров утвердил перечень информационных ресурсов, имею­щих государственное значение от 29 мая 2001 года № 784, однако ин

формация, получаемая в процессе мониторинга окружающей среды, не включена в этот перечень. Представляется необходимым придать такой информации статус информации, имеющей государственное значение.

В заключении можно сказать, что за последнее время были предпри­няты значительные шаги в области законодательного регулирования от­дельных видов мониторинга окружающей среды. Тем не менее, ряд во­просов все еще остается открытым.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >