Pravmisl.ru







Регулирование деятельности религиозных организаций

Правовое регулирование деятельности религиозных организаций

Ю. А. Мурыгина

Большую роль в развитии белорусского общества играет религиоз­ный фактор. Обращение к религии и ее институтам, поиск новых миро­воззренческих основ, характерно для переходного общества, находяще­гося в условиях трансформации. Поэтому вопросы взаимодействия госу­дарства и религиозных объединений особенно важны в наше время. Для современной религиозной ситуации в Республике Беларусь характерен ряд тенденций. Во-первых, значительно возросло число религиозных ор­ганизаций. Во-вторых, появилось множество религиозных объединений ранее не известных в нашей стране, в том числе имеющих деструктив­ный характер. Поэтому правовое регулирование деятельности религиоз­ных организаций сейчас имеет огромное значение.

В законодательстве о свободе совести можно выделить три уровня правового регулирования:

• международно-правовые акты, которые закрепляют основные принципы;

• конституционные нормы и законы Республики Беларусь;

Объявление:

• указы Президента, постановления правительства, правовые акты органов исполнительной власти.

Среди международно-правовых актов можно выделить Всеобщую декларацию прав человека, в которой в ст.18 провозглашено, что «каж­дый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, это право включает свободу менять свою религию или убеждения, свободу испове-дывать свою религию или убеждения» [1,с. 14]. Европейская конвенция о защите прав человека в ст.9 также провозглашает право каждого на сво­боду мысли, совести и религии.

Подтверждая приверженность общепризнанным принципам и нор­мам международного права, Конституция Республики Беларусь провоз­глашает в качестве правовой основы принципы свободы совести для каждого (ст.31), светскости государства и равенства религиозных органи­заций перед законом (ст.16).

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятель­ность религиозных организаций, является закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» с изменениями и допол­нениями от 2.10.2002 г.

Новая редакция внесла ряд существенных изменений. Прежде всего, увеличился объем закона с 31 до 40 статей. Введена преамбула, которая имеет важное политическое и правовое значение. В преамбуле особое значение имеют два фактора. Во-первых, признается определяющая роль Православной церкви; отмечается духовная, культурная и историческая роль Католической церкви; неотделимость от общей истории народа Бе­ларуси Евангелическо-лютеранской церкви иудаизма и ислама.

Во-вторых, ни одна из религий не имеет каких-либо преимуществ пе­ред другими, наоборот, все религии признаются равными перед законом.

Закон вводит институт религиоведческой экспертизы. В приказе Ко­митета по делам религий и национальностей от 12.04.2002г. « Об утвер­ждении Положения об экспертном совете» закреплены основные задачи совета: проведение религиоведческой экспертизы и подготовка по ее ре­зультатам экспертных заключений; проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах, основах вероуче­ния и иных материалов, их соответствие законодательству.

Государственная регистрация религиозных организаций представля­ет собой правовой институт, с помощью которого государство регулиру­ет деятельность религиозных структур, в процессе которого признается определенный юридический, социальный или иной статус религиозных структур. Процесс государственной регистрации религиозных организа­ций усложнился. Если прежний закон закреплял регистрацию уставов религиозных организаций, то новая редакция предусматривает регистра­цию самих религиозных организаций. Расширен объем сведений, кото­рые необходимо указывать в уставе: наименование, цели, задачи и ос­новные формы деятельности, источник и порядок формирования денеж­ных средств.

Если религиозное объединение исповедует вероучение, ранее не из­вестное в Республике Беларусь, она должна предоставить сведения об основах этого вероучения, о формах и методах ее деятельности, об от­ношении к браку и семье, образованию, исполнению государственных обязанностей.

Увеличены сроки рассмотрения материалов, представленных на ре­гистрацию. Институт государственной регистрации влечет за собой пре­доставление налоговых, коммунальных льгот, возможность проведения публичных религиозных обрядов и богослужений, возведения культовых зданий, приглашения служителей из других стран; обеспечивает доступ к средствам массовой информации; дает право на приобретение статуса юридического лица.

В соответствии с новой редакцией закона государство может строить свои взаимоотношения с религиозными организациями путем заключения с ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством.

Спецификой закона является подробное регулирование вопросов ли­квидации религиозной организации, общее правило получает более под­робную регламентацию.

Деятельность религиозных организаций урегулирована также нор­мами гражданского права, уголовного права, административного права. Существует множество актов локального характера, в основном в форме решений исполнительно-распорядительных органов.

Предусмотренная Конституцией Республики Беларусь свобода веро­исповедания является одним из фундаментальных прав граждан в демо­кратическом обществе.

В настоящее время значительно возросло количество деструктивных сект, которые зачастую создают угрозу здоровью и благосостоянию на­селения, нарушают неотъемлемые права граждан. Поэтому, существует острая необходимость разрабатывать новые законопроекты, которые бо­лее детально регламентировали бы деятельность религиозных организа­ций, выступали как гарант реализации права на свободу совести и гарант защиты граждан от посягательств со стороны деструктивных сект.

Литература

1. Всеобщая декларация прав человека. Представительство ООН в Беларуси.2000.

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, внесенными на республиканском референдуме 24 ноября 1994 года.

3. Земляков Л.Е. Религиозные процессы в Беларуси. Проблемы государственно-правового регулирования. М. РИВШ БГУ. 2001.

4. Приказ Комитета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения об экспертном совете». На­циональный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002 г. 8/8045.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >