Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Должностное лицо в уголовном праве





Должностное лицо в уголовном праве

Эволюция понятия должностного лица в отечественном уголовном праве

А.К. Новикова

Правильное определение должностного лица важно для адекватного применения норм уголовного закона о должностных преступлениях. На протяжении уже многих лет по этой проблеме ведутся споры. Изменения экономической и политической систем общества, его социальной жизни, а также процессы демократизации делают актуальной проблему пере­смотра сложившихся взглядов на должностное преступление и должно­стное лицо.

Впервые общее понятие субъектов должностных преступлений было разработано Правительственной комиссией, подготовившей проект Уго­ловного Уложения 1903 г. Комиссия, назвав их «служащими», видела в них лиц, «ставших, вследствие порученного им участия в государствен­ном управлении, в особые юридические отношения как по отношению к государственной власти, делегировавшей им власть, так и к гражданам, подчиненным управлению».

Русские юристы все больше приходили к выводу, что основным при­знаком должностного лица является осуществление деятельности по управлению, объем которой зависит от той конкретной функции, кото­рую оно выполняет в общем процессе управленческой деятельности. В соответствии с этим, должностными лицами признавались государствен­ные и общественные служащие, осуществлявшие от имени государства или общественной организации, предприятия или учреждения управле­ние людьми, а равно администрирование в сфере движения материаль­ных и денежных ценностей.

В советское время впервые круг должностных лиц был определен в Декрете СНК РСФСР от 8 мая 1918 г. «О взяточничестве», причем, он был значительно шире, чем в дореволюционном законодательстве. К та­ким лицам относились те, кто состоял на государственной или общест­венной службе.

Объявление:

В примечании к ст. 105 УК БССР 1922 г. (УК РСФСР 1922 г.) впер­вые содержалось развернутое определение понятия должностного лица. Должностными признавались лица, занимающие постоянно или времен­но должности в каком-либо государственном (советском) учреждении или предприятии, а также в организации или объединении, и имеющие по закону определенные права и обязанности в осуществлении хозяйст­венных, просветительских и иных общественных задач. Таким образом, к должностным лицам относили весьма широкий круг лиц, отождествляя должность и должностное лицо как понятия идентичные.

Примерно такое же понятие должностного лица давалось в примеча­нии к ст. 195 УК БССР 1928 г. (к ст. 109 УК РСФСР 1926 г.). Определе­ние должностного лица в примечании к ст. 97 УК УССР 1927 г. имело ряд существенных отличий. Должностными считались лица, занимаю­щие постоянные или временные должности или исполняющие постоянно или временно те или иные обязанности в каком-либо государственном учреждении, государственном предприятии или товариществе с исклю­чительным или преобладающим участием государственного капитала, в кооперативной, хозяйственной организации, а также в организации или объединении, которое по закону имеет определенные права, обязанности или полномочия в осуществлении хозяйственных, административных, судебных (по суду, следствию, защите), просветительских и других задач публично-правового характера, а также отдельные члены таких органи­заций, если они наделяются правами, обязанностями или полномочиями в осуществлении указанных задач публично-правового характера.

В правовой науке 20-х годов должностным лицом признавали любо­го служащего государственного учреждения или предприятия, независимо от занимаемой им должности. Дискуссионным оказался вопрос о призна­нии должностными лицами работников негосударственных объединений и организаций. В период НЭПа служащие негосударственных организа­ций рассматривались как должностные лица, если на данные организации возлагалось выполнение различных общегосударственных задач.

Свертывание НЭПа, «огосударствление» КПСС и иных обществен­ных организаций привели к тому, что дискуссия о том, работники аппа­рата каких предприятий, учреждений и общественных организаций мо­гут признаваться должностными лицами, оказалась беспредметной. Де­лается попытка ограничить круг должностных лиц путем выделения осо­бых признаков, присущих данной категории работников. Предлагалось отнести к числу должностных только тех лиц, которые обладают распо­рядительными правами и правом удостоверять что-либо своей подписью.

Первым этапом сужения понятия должностного лица в конце 30-х годов было исключение из числа должностных лиц рядовых рабочих и колхозников, однако все служащие государственных и общественных организаций по-прежнему рассматривались как должностные лица.

Примерно с 1947 г. в теории уголовного права выдвигается новое положение о том, что одного признака занятия должности в государст­венном учреждении, предприятии или общественной организации еще недостаточно для отнесения работника к числу должностных лиц.

В республиканских УК, принятых в период с 1959 по 1962 гг., долж­ностным лицом признавалось лицо, постоянно или временно осуществ­ляющее функции представителя власти, а также занимающее в любом государственном или общественном предприятии, учреждении, органи­зации должность, связанную с выполнением организационно-распоря­дительных или административно-хозяйственных обязанностей.

В практике вызывала сложности квалификация преступлений меди­цинских работников. Необходимость разграничивать профессиональные и должностные функции признавали многие авторы, полагая, что лишь преступные действия врачей – должностных лиц, связанные с выполне­нием управленческих функций, могут квалифицироваться как должност­ные преступления. Из этого же положения исходили при решении вопро­са об ответственности преподавателей, воспитателей, учителей, совер­шивших общественно-опасные деяния. Верховными судами СССР, РСФСР и Беларуси преподаватели учебных заведений признавались должностными лицами в сфере своих должностных функций.

Закон отнес к числу должностных лиц только тех материально от­ветственных работников, которые выполняли административно-хозяйственные функции, что предполагало право распоряжаться имуще­ством, то есть предписывать, кому и в каком количестве выдать или при­нять имущество, а не осуществление технических операций по хране­нию, приемке, выдаче или продаже имущества по определенным доку­ментам. Поэтому нельзя было рассматривать как должностных лиц про­стых продавцов, поваров, кассиров, шоферов, экспедиторов и т.п. мате­риально ответственных лиц, поскольку они не обладали административ­но-хозяйственными функциями.

УК Беларуси 1960 г. (введен в действие 1 апреля 1961 г.) в примеча­нии к ст. 166 содержал следующие основные элементы понятия должно­стного лица:

• признаки, указывающие на основное отличие должностных лиц от
других категорий работников – характер выполняемых функций:

o осуществление функций представителя власти, o осуществление организационно-распорядительных или адми­нистративно-хозяйственных обязанностей;

• признаки, характеризующие длительность осуществления указан­ных функций (постоянно, временно);

• признаки, определяющие место осуществления указанных функ­ций (государственные или общественные учреждения, организации, предприятия);

• признаки, характеризующие юридическое положение лица в системе государственного или общественного учреждения, предприятия, организации (осуществление функций, занятие должности, специальные полномочия).

Таким образом, в соответствии с законом к должностным лицам от­носились только 3 категории работников организаций: а) представители власти; б) лица, выполняющие организационно-распорядительные; в) административно-хозяйственные обязанности в государственных или общественных организациях, учреждениях или на предприятиях.

Наиболее важным признаком понятия должностного лица считался материальный признак, указание на управленческие функции, возложен­ные на лицо в связи с занятием должности. Управленческие функции оп­ределялись как организационно-распорядительные или административ­но-хозяйственные. Закон не давал определения содержанию управленче­ских функции, и они раскрывались с помощью других правовых наук, практики управления.

Таким образом, должностными лицами по советскому уголовному праву могли быть признаны любые граждане, если они:

• при выполнении возложенных на них функций имели у себя, как правило, в подчинении других лиц;

• уполномочены были совершать от имени организации имеющие юридическое значение управленческие действия (руководители учреж­дений и организаций и их заместители), а также лица, наделенные пра­вом оформлять, удостоверять и выдавать официальные бумаги, исходя­щие от организации, за своей подписью или печатью учреждения;

• имели право контролировать деятельность юридических лиц и граждан (ревизоры, контролеры, старшие и главные бухгалтера);

• были наделены правом действовать от имени государства (представители власти);

• выполняли обязанности по поддержанию общественного порядка на общественных началах (дружинники, общественные инспектора).

С 90-х годов вопрос об отнесении к категории должностных лиц ра­ботников предприятий различных форм собственности опять встал остро.

Законом Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2401-XII дано определение должностного лица, ставшее основой современной его трак­товки в действующем УК Республики Беларусь.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >