Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Эволюционистский подход к религии





Эволюционистский подход к религии

Сущность эволюционистского подхода к религии

О. С. Савченко

XIX век – время, когда в научной среде формируются относительно самостоятельные научные дисциплины (социология, этнография, антро­пология, лингвистика и др.), в рамках которых осуществляется изучение различных явлений человеческой жизнедеятельности и человека, выдви­нутых в качестве объекта исследования.

Одной из таких научных дисциплин стала «наука о религии». На этапе ее становления были сформулированы основные принципы иссле­дования религии с опорой на рациональное мышление, обозначены ос­новные подходы к религии, в рамках которых формируется понятийно-категориальный аппарат данной науки и методологическая база, а так же были сформулированы дефиниции, отразившие сущность религии.

Одним из подходов к религии, который оформился в религиоведе­нии этого периода, был эволюционистский подход. В его основу были поло–жены идея развития и принцип историзма.

Формирование эволюционистского подхода к религии было в опре­деленной степени спровоцировано закреплением в сфере социально-гуманитарного знания основных идей теории диалектики и идей Ч. Дарвина, которые явились синтезом всего того, что, было достигнуто наукой 19 в. в рамках позитивистского материалистического мировоз­зрения. В частности, М. Мюллер писал по этому поводу: «Благодаря влиянию идей, которые Дарвин снова выдвинул на передний план есте­ственной философии, специалисты в разных областях уделяют гораздо больше внимания общему, чем частному. Каждый вид изменения, назы­ваемый развитием, теперь кажется постижимым и допустимым, и когда человеческие расы будут сведены к одному общему источнику, когда их следы будут обнаружены в период времени, когда еще не существовало человеческое сообщество, то устранятся трудности при выявлении род­ства между всеми так называемыми туранскими языками, более того бу­дет выявлена общая основа всего многообразия человеческой речи.» [3, с. 81].

Объявление:

Наиболее яркими представителями эволюционистского подхода к религии считаются Э. Тайлор, Дж. Фрезер, Р. Маретт, Г. Спенсер, к ним можно отнести и К. Тиле, М. Мюллера, О. Плейдера. Сущность данного подхода заключается в следующем.

1. Религия выступает в парадигме эволюционизма как духовное явление человеческой жизнедеятельности, возникающее в доисторические времена и проявляющееся по существу в этот исторический период во всем мире идентично. Дж. Фрэзер отмечал, что «исследования в области древнейшей истории человечества обнаружили, что при множестве по­верхностных различий первые грубые философские системы, вырабо­танные человеческим разумом, сходны в своих существенных чертах» [2, с. 8]. Эволюционисты фиксируют наличие единого для всего человечест­ва фундамента религии на котором в дальнейшем строятся «дома» рели­гий мира. Кроме того, проработав эмпирический и исторический матери­ал, представляющий жизнедеятельность различных народов мира на раз­личных этапах исторического развития, на предмет наличия у них рели­гии, они приходят к выводу, который можно, по словами К. Тиле, обо­значить как «…способ, каким она проявляется, и элементы, из которых она состоит, везде и во все времена по существу одни и те же» [3, с. 118].

2. Основными исходными элементами религии являются, по оценке представителей эволюционизма, вера в сакральную сферу и деятель­ность, направленная на установление и поддержание связи с этой сфе­рой.

3. Религия трактуется в эволюционизме как динамичное явление. Разви­тие религии интерпретируется в качестве непрерывного процесса изме­нения по восходящей (прогресс всегда превалирует над регрессом), но ее исходные элементы всегда присутствуют на всех последующих этапах развития. Э. Тайлор писал: «Нет человеческой религии, которая стояла бы совершенно отдельно от других: мысли и принципы современного христианства имеют умственные нити далеко позади, за пределами дох­ристианских времен, в самых первых начатках человеческой цивилиза­ции и, может быть, даже самого существования человека» [1,с. 208].

4. По мнению представителей эволюционизма на каждом историческом этапе развития человечества присутствует та или иная форма веры и практическая деятельность, поддерживающая ее, отражающие уровень интеллектуального развития на данном этапе. Развитие религии проис­ходит в исторически-временном пространстве и проявляется в замене одних форм религии другими, подтверждение чему история человечест­ва. Кроме того, исследователи, работающие в рамках эволюционистского подхода, отмечали, что каждому историческому этапу развития харак­терна определенная форма религии, которая изменяется (смена формы религии или ее смыла, при внешней неизменности формы) при переходе от одной исторической ступени на другую.

5. В рамках эволюционистского подхода религия исследуется способом восхождения от абстрактного к конкретному. Определив, что есть рели­гия по сущности, в дальнейшем возможно представить историю религии более полно, не ограничиваясь историей религии цивилизованных наро­дов. Как писал К. Тиле: «под религией мы понимаем все те явления, ко­торые от других (этических, эстетических, политических и им подобных) отличаются именно как религиозные, т. е. все то, в чем человек выражает свою веру в сверхчеловеческую силу и что он делает, чтобы поддержать свою связь с ней» [3, с. 119]. Аналогично по мысли Дж. Фрэзера: «так вот под религией я понимаю умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека, сил, которые, как считается, направляют и кон­тролируют ход природных явлений и человеческой жизни. Религия в та­ком понимании состоит из веры в существование высших сил и из стремления умилостивить и угодить им» [2, с. 58]. О. Пфлейдерер взял за основу определение религии, данное отцом церкви Лактацием: «Рели­гия – это связь с Богом посредством благочестия» [3, с. 432]. В понятие «Бог» он вложил общий смысл: «Бог», по Пфлейдереру сверхъестествен­ная сила господствующая над миром. Отталкиваясь от этих общих поня­тий они рассматривали конкретные исторические религии.

В результате использования эволюционистского подхода к религии, последняя предстала перед научным миром как явление историческое, психологическое, социальное, возникшее в доисторический период неза­висимо от откровения, естественно развивающееся в исторически-временном пространстве и проявляющееся во все времена и у всех наро­дов аналогично: через веру в сакральную сферу и действия, поддержи­вающие эту веру.

Литература

1. Тайлор Эдуард. Первобытная культура. М., 1989.

2. Фрэзер Джеймс. Золотая ветвь. М., 1998.

3. Религиоведение. Хрестоматия./Под редакцией А. Н. Красникова. М., 2000.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >