Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Законодательство о банкротстве





Законодательство о банкротстве

Законодательство о банкротстве как инструмент рыночной трансформации эко­номики республики Беларусь

Т. С. Силюк

Любая экономика не функционирует без вмешательства государства, которое берет на себя ответственность за экономический рост, социаль­ные гарантии, удовлетворение части коллективных потребностей, защи­ту окружающей среды и прав потребителей и т. д. Одной из основных функций государства в условиях переходной экономики является целе­направленное создание правовых условий и стимулов для формирования рыночных отношений. В системе таких правовых регулирующих норм особое значение имеет законодательство о банкротстве. Важность обо­значенной проблемы усиливается тем, что в настоящее время в Беларуси по официальной статистике около 1/3 предприятий относятся к числу неплатежеспособных, а по неофициальной – их гораздо больше. Разре­шить проблему несостоятельности в рыночной экономике возможно в случае применения технологических приемов и процедур, описываемых законодательством о банкротстве хозяйствующих субъектов.

Первая версия Закона Республики Беларусь «Об экономической не­состоятельности (банкротстве)» был разработана в 1991 г., в период, ко­гда рыночные отношения только начинали формироваться. Тогда преду­смотреть все аспекты деятельности хозяйствующих субъектов не пред­ставлялось возможным. Поэтому долгое время этот закон на практике почти не применялся по причине слабой разработанности механизма са­нации и банкротства, а также из-за отсутствия необходимых подзакон­ных актов. Новая версия Закона Республики Беларусь «Об экономиче­ской несостоятельности (банкротстве)» (2000 г.) внесла существенные изменения в концепцию государственного регулирования процессов ре­структуризации, санации и банкротства. Несомненное достоинство ново­го белорусского законодательства о банкротстве состоит в том, что он не ориентирует на ликвидацию предприятия, а, напротив, многие его поло­жения реализуют цели социальной политики, направленные на обеспе­чение занятости населения и предупреждения социальной напряженно­сти в обществе.

Важно отметить, что теория антикризисного управления и практика других стран (Франции, Англии, Германии) убеждают в том, что наибо­лее действенным средством оздоровления несостоятельных предприятий является процедура санации. Новый белорусский закон, опираясь на ми­ровой опыт, на первое место также выдвигает санацию должника. Если же исправить положение совершенно невозможно, то предусматривается ликвидация предприятия. Хозяйственный суд после тщательного анализа сложившегося положения может принять решение о санации или ликви­дации предприятия, причем решение о санации принимается только то­гда, когда кризис на предприятии еще не стал всеобщим и есть реальные шансы восстановить платежеспособность предприятия.

Санация – это комплекс мероприятий, которые представляются под­ходящими для того, чтобы избавить предприятие, находящееся в бедст­венном положении от грозящего банкротства. Она включает мероприя­тия по изменению прав собственности, договорных или других обяза­тельств, оказанию финансовой поддержки несостоятельному должнику, удовлетворению требований кредиторов в установленные сроки. Сана­ция позволяет предотвратить банкротство и ликвидацию предприятия путем восстановления финансовой устойчивости фирмы или пополнения собственных средств за счет оказываемой заинтересованными лицами помощи.

Объявление:

Выделяют следующие виды санации:

1. Структурная (выделение филиалов, открытие фирменной торговли, организация новых сфер бизнеса, выделение с баланса предприятия не­которых объектов (например, социальной сферы)).

2. Экономическая (освоение новых видов продукции, консервация убы­точных производств, сокращение расходов, контроллинг).

3. Маркетинговая (создание системы маркетингового управления с оп­ределением затрат, реализации и результата по странам СНГ, Европы и других стран, разработка контрактов на поставки в страны Европы).

4. Техническая (замена оборудования, внедрение «ноу-хау», экономия энергоносителей).

5. Технологическая (внедрение новых видов материалов и новых эле­ментов в технологический процесс).

6. Экспортно-импортная (участие в международных ярмарках).

7. Мотивационная (создание системы участия работающих в прибылях).

8. Налоговая (ликвидация долговых обязательств перед бюджетом, пен­сионным фондом и пр.).

Санируемое предприятие, а тем более предприятие, по отношению к которому начата процедура ликвидации, неизбежно оказывается в осо­бом правовом поле. Это поле можно назвать рыночным, ибо механизмы санации и банкротства по своей сути, безусловно, рыночные, более эко­номические и менее административные. В этом смысле действительно получается «вход в рынок» через процедуру банкротства. И, если пред­приятие не смогло войти в рынок по-другому, то это, пожалуй, тоже ва­риант (причем не самый худший). Кроме того, в случае ликвидации предприятия-банкрота из гражданского оборота исключаются неплате­жеспособные субъекты хозяйствования, что также служит делу оздоров­ления рынка. В целом институт банкротства – это весьма эффективное средство для перераспределения ресурсов, будь то основные фонды или квалифицированная рабочая сила. Однако санация предпочтительнее, ибо в случае ликвидации предприятия на бюджет возлагаются дополни­тельные затраты по выплате пособий по безработице, а экономика в це­лом оказывается перед проблемой компенсации выпуска продукции, производимой ликвидируемым предприятием. Кроме того, санация го­раздо больше устраивает и кредиторов, поскольку при ликвидации еще ни одному кредитору не удалось полностью вернуть долг (существует очередность возврата, в которой, по закону, обычные кредиторы зани­мают только пятое место).

Процедура санации проводится под контролем государства. Зачастую государство выполняет и главную роль в процессе санации, причем важ­ным является оказание конкретной финансовой помощи. Централизован­ная санационная поддержка может производиться двумя основными пу­тями – прямым бюджетным финансированием и косвенными методами.

В современных условиях наиболее целесообразным является приме­нение процедуры санации в виде слияния предприятия-должника с более крупным предприятием, которое уже имеет устойчивое финансовое по­ложение, свою нишу на рынке, узнаваемый товарный знак. Эта методика широко применяется во всем мире. Поэтому не надо бояться иностран­ных инвесторов, поскольку лучше иметь санированное успешно рабо­тающее предприятие, пусть и с иностранным собственником, чем дове­сти дело до продажи предприятия-банкрота, и, следовательно, иметь проблемы занятости, социальной защиты и др.

Также по результатам опроса, наиболее эффективными источниками получения руководителями кризисных предприятий ценных идей и зна­ний оказались не консультанты или учебные программы школ бизнеса, а беседы с коллегами и знакомство с опытом других предприятий. Поэто­му, при проведении санации нам представляется целесообразным ис­пользование методов «best practice» (передача передового опыта) и «benchmarking» (сравнение с показателями других предприятий). Ис­пользование отработанного и проверенного на практике опыта будет способствовать снижению риска, позволит избежать многих ошибок, сократит временные и финансовые затраты на приобретение собственного опыта путем экспериментирования и привлечения консультантов.

Таким образом, в Республике Беларусь, может быть, медленнее, чем это необходимо, но все-таки последовательно, создается правовая база для реального применения процедуры банкротства к неплатежеспособ­ным субъектам хозяйствования. Те реальные шаги, которые предприня­ты в этом направлении, дают право надеяться, что в ближайшем буду­щем это законодательство окажет позитивное воздействие на белорус­скую экономику. Закон Республики Беларусь «Об экономической несо­стоятельности (банкротстве)» (2000 г.) представляет собой инструмент правового обеспечения государственного регулирования трансформации народного хозяйства из планово-административной направленности в рыночную.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >