Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Расширение полномочий конституционного суда





Расширение полномочий конституционного суда

Расширение полномочий конституционного суда республики Беларусь в свете нового законодательства

И. Д. Харитончик

Конституционный Суд является одним из важнейших государствен­ных институтов в Республике Беларусь. Это единственный орган судеб­ной власти, компетенция которого закреплена непосредственно в Кон­ституции Республики Беларусь (ст. 116).

С 1996 г. компетенция Конституционного Суда оставалась неизмен­ной. Лишь с течением времени возникающие вопросы привели к изданию Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июня 2008 г. «О некото­рых мерах по совершенствованию деятельности Конституционного Суда Республики Беларусь» (далее – Декрет).

Декрет расширяет рамки полномочий Конституционного Суда. На­пример, Конституционный Суд уполномочивается осуществлять обяза­тельный предварительный контроль законов до подписания их Президен­том; излагать позицию о конституционности международных догово­ров – до подписания Президентом нормативных правовых актов о выра­жении согласия Республики Беларусь на обязательность для нее этих ме­ждународных договоров; давать официальное толкование декретов и ука­зов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанно­стей граждан, и некоторые другие.

На наш взгляд, одним из важнейших новых полномочий является обязательный предварительный контроль. Однако при первом прочтении сомнения вызывает формулировка «предварительный контроль законов до их подписания Президентом». Если законопроект уже стал законом, будет ли этот контроль предварительным? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к теории конституционного права, а именно к понятиям предварительного и последующего контроля.

Объявление:

Как отмечается в литературе, при предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу (закон – до санкционирования и промульгации, но уже после принятия парламентом). Последующий кон­троль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере, официально опубликованные, акты.

Таким образом, становится понятным разграничение предваритель­ного и последующего контроля на различных стадиях законодательного процесса. После принятия законопроекта Парламентом Республики Бела­русь он становится законом, однако вступит в силу только после подпи­сания его Президентом Республики Беларусь. В соответствии с ч. 6 ст. 100 Конституции, принятый Парламентом закон передается Прези­денту на подпись. В свою очередь Президент имеет 2 недели на подписа­ние закона либо на возвращение его в Парламент с замечаниями. В тече­ние всего этого времени может осуществляться предварительный кон­троль закона. Таким образом, уже после подписания закона Президентом будет осуществляться последующий контроль, независимо от времени вступления его в силу (через 10 дней после его официального опублико­вания либо с даты, указанной в самом законе).

Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что рассматривае­мый Декрет Президента Республики Беларусь не только значительно расширяет полномочия Конституционного Суда, являясь значимым ша­гом в развитии полномочий Конституционного Суда, но также подтвер­ждает конституционный принцип разделения властей и возможность вет­вей власти контролировать друг друга.


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >