Pravmisl.ru







Епископ Варлаам
Автор: Ерошкин Юрий Витальевич

О жизни Епископа Варлаама (Козули)

Жизнь и деятельность епископов Марийских, викариев Нижегородской епархии, в 1920 — 1930-е годы — одна из весьма интересных и малоисследованных страниц истории Православия в Марийском крае. С 9 июня 1935 по 29 января 1937 года Марийскую кафедру занимал епископ Варлаам (Козуля), которому посвящается данная публикация. 

Епископ Варлаам, в миру Петр Карпович Козуля, родился 1 (14) июля 1871 года в селе Байбузовка Балтского уезда Подольской губернии в крестьянской семье. После окончания церковноприходской школы 15 января 1886 года он поступил в число послушников Коржовецкого Рождество-Богородицкого монастыря, расположенного в Летичевском уезде Подольской губернии, где с 30 января 1886 по 8 января 1893 года проходил послушание пономаря, а с 3 января 1893 по 16 августа 1896 года — церковного уставщика и письмоводителя. 20 августа 1897 года будущий архипастырь был переведен в Грановский монастырь Подольской губернии, где со 2 октября 1897 по 25 октября 1898 года занимал должность учителя при монастырской школе грамоты, 25 октября 1898 года настоятелем обители игуменом Мелетием был облачен в рясофор, а 29 июля 1901 года пострижен в монашество с именем Варлаам. Свидетельством духовной зрелости монаха Варлаама стало то, что уже через два месяца, 26 сентября 1901 года, он был рукоположен во иеродиакона, а 12 января 1903 года — во иеромонаха. 25 августа 1903 года батюшка был утвержден в должности казначея Грановского монастыря1, что, безусловно, говорило о его высоких нравственных качествах, доверии к нему братии и епархиального начальства.
В 1904 году началась русско-японская война, в ходе которой Православная Церковь и ее священнослужители были вместе с народом, исполняя свой долг перед Богом и ближними. 30 апре    
ля 1905 года иеромонах Варлаам был командирован на Дальний Восток в город Никольск, где проходил службу в Уссурийском сводном госпитале, духовно окормляя раненых, находящихся на излечении в городских лечебных заведениях. Батюшка прибыл к месту назначения 7 июня 1905 года, а 20 ноября того же года, вследствие расформирования госпиталя, был откомандирован к прежнему месту служения, в Грановский монастырь. В память войны с Японией отец Варлаам был пожалован темно-бронзовой медалью на ленте, составленной из Александровской и Георгиевской лент, а затем, 1 февраля 1906 года, епархиальное начальство наградило его правом ношения набедренника2.
14 апреля 1907 года Подольским епархиальным управлением иеромонах Варлаам был командирован в город Балту для устроения мужского монастыря. Поначалу он совершал богослужения в кладбищенской церкви города и заведовал местным приютом. Послушание было выполнено успешно, вновь созданная обитель получила имя преподобного Феодосия Великого. Отец Варлаам служил здесь до 1923 года, с 30 июня 1907 года управляя монастырем в качестве наместника. С 15 сентября 1908 года батюшка состоял также заведующим двуклассной церковноприходской школы, в которой с 1 августа 1908 года был и законоучителем. Признанием трудов отца Варлаама на ниве Христовой стало награждение его медалью в память юбилея церковноприходских школ; 24 июня 1909 года преосвященным Амвросием (Гудко), епископом Балтским, он был возведен в сан архимандрита3.
Руководство монашеской обителью было делом непростым. Так, в 1908 году братии Балтско-Феодосиевского монастыря пришлось противостоять учению «иннокентьевцев», предводитель которых объявил себя «воплощением Святого Духа» и выступил с проповедью о близости конца света. В связи с этим он и его последователи призывали всех отказываться от всякого имущества, полностью отрицали брак и семейную жизнь, запрещали прибегать к медицинской помощи. В город Балту к новому «проповеднику» со всей Бессарабии потянулись тысячи людей, а в истории Украины это явление получило название «Балтского психоза». При активном участии насельников Свято-Феодо    
сиевской обители и их настоятеля Балта была избавлена от напасти: после освящения жителей города монастырским крестом психическая эпидемия чудесным образом прекратилась4.
В 1923 году архимандрит Варлаам был переведен в Бершадский Спасо-Преображенский монастырь, располагавшийся на территории Винницкой области5, где также нес послушание настоятеля. Для Православной Церкви наступили чрезвычайно тяжелые времена. С одной стороны — открытое гонение новой власти с ее богоборческой идеологией, с другой — натиск обновленцев, воспользовавшихся революционными «свободами» для достижения своих целей. После ареста в 1922 году митрополита Киевского Михаила (Ермакова) вся тяжесть ответственности за Киевскую епархию легла на плечи епископа Уманского Макария (Кармазина), вокруг которого стали консолидироваться сторонники Патриаршей Церкви на Украине. Сложившаяся ситуация привела владыку Макария к мысли о необходимости рукоположения новых архиереев, которые смогли бы исполнять архипастырские обязанности в неблагоприятных для Православной Церкви обстоятельствах. Таким образом, в 1920-х годах был совершен ряд архиерейских хиротоний наиболее верных сторонников Святейшего Патриарха Тихона, способных к активной и плодотворной церковной деятельности. Предлагаемые кандидатуры утверждались преемником Патриарха Тихона Патриаршим местоблюстителем митрополитом Петром (Полянским), а после его ареста — митрополитом Сергием (Страгородским), будущим Патриархом Сергием. Одним из кандидатов и стал архимандрит Варлаам (Козуля), показавший себя исповедником Православной веры и уже вступивший на свой крестный путь: в 1925 году батюшка был арестован харьковским ОГПУ, но по недостатку доказательств осужден не был6. 1 августа 1926 года в Бершадском Спасо-Преображенском монастыре архимандрит Варлаам (Козуля) был хиротонисан во епископа Бершадского, викария Подольской епархии7 и около двух лет по-прежнему проживал на территории Спасо-Преображенской обители8. Особенно примечательно то, что в хиротонии архимандрита Варлаама во епископа принял участие епископ Сергий (Куминский), который впоследствии был одним из пред    
шественников владыки Варлаама на Марийской кафедре9.
С октября 1928 года епископ Варлаам жил в городе Браилове Жмеринского района Винницкой области, в 1928-1931 годах временно управлял Винницкой епархией, оставаясь при этом, после ареста епископа Амвросия (Полянского), и управляющим Подольской епархией. В труднейших условиях гонений Владыка показал себя верным сыном Матери-Церкви, поминал за богослужением арестованного к тому времени Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) и епископа Подольского Амвросия (Полянского)10. Кроме того, епископ Варлаам состоял в переписке с владыкой Амвросием, считал своим христианским долгом помогать ему материально11.
Управляя Подольской и Винницкой епархиями, Владыка боролся с обновленчеством, назначал священнослужителей на приходы — как по просьбе религиозных общин, так и самостоятельно, при условии того, что ставленники отвечали всем каноническим требованиям. Духовными советами епископа Варлаама пользовались духовенство и верующие; особое значение он придавал окормлению монахинь женского монастыря, расположенного в городе Браилове. В условиях смятения умов, распространения множества «пророчеств» об уже пришедшем антихристе и скором конце света Владыка призывал паству к трезвенной молитвенной жизни, называя такие взгляды шарлатанством12.
Ревностное служение епископа Варлаама вызывало резкое неудовольствие властей. 17 января 1931 года он был арестован и помещен в Винницкий дом предварительного заключения. Владыку обвиняли в том, что он группировал вокруг себя «контрреволюционный элемент», создавая антисоветские группы, братства и сестричества, вел антисоветскую агитацию, говорил о предстоящей войне и гибели в ходе нее советской власти, поддерживал связь со ссыльным епископатом. Обвинение предъявлялось по статьям 54-10 и 54-11 УК УССР, что соответствовало статьям 58-10, 11 УК РСФСР13.
На единственном допросе, состоявшемся 8 мая 1931 года, своей вины в контрреволюционной деятельности Владыка не признал, показав, что его служение носит исключительно церковный
 
характер. «Кто политически не благонадежен, мне совершенно не известно. Лично для меня политика чужда, и я никогда в своей жизни политикой не занимался и не занимаюсь», — говорил он14. 17 июля 1931 года Особое совещание коллегии Харьковского ОГПУ приговорило епископа Варлаама к трем годам ссылки15. В городе Булаеве Петропавловской области Казахстана он находился до 24 февраля 1934 года16.
9 апреля 1934 года, после окончания срока ссылки, епископ Варлаам был поставлен на Златоустовскую кафедру, став викарием Свердловской епархии. 5 сентября того же года он назначается епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии, а 30 января 1935 года — епископом Осинским, временно управляя к тому же и Пермской епархией17. С 23 марта 1935 года Владыка жил на покое в городе Муроме18.
Время было непростое. То тут, то там, в связи с арестами и перемещениями правящих архиереев, освобождались епископские кафедры. 9 июня 1935 года владыка Варлаам был назначен епископом Марийским викарием Нижегородской епархии, 12 июня ему был направлен соответствующий указ19.
Владыка приехал в Йошкар-Олу в июне 1935 года. По прибытии он направил в Марийскую областную комиссию по делам культов заявление о регистрации, к которому прилагались копия указа Московской Патриархии о назначении его на Марийскую кафедру и три экземпляра анкеты, где содержались краткие сведения о жизни архипастыря20. Вскоре Владыка получил уведомление в том, что он зарегистрирован в Марийском облисполкоме епископом Марийским с правом совершения богослужений в церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Семеновка21. Согласно упомянутой выше анкете, проживал епископ Варлаам в Йошкар-Оле, на улице Льва Толстого, в доме номер 90 «в»22.
Находясь на Марийской кафедре, Владыка совершал богослужения, окормлял духовенство и паству, противостоял обновленчеству23. В июне 1936 года под его омофором находилось 92 прихода, на которых служило 96 штатных священников, 18 диаконов, 15 псаломщиков, кроме того, 9 священников, 3 диакона и 1 псаломщик находились за штатом24. В тяжелейших условиях
 
репрессий Владыка ободрял верующих и духовенство, благословляя их на подвиг исповедничества и мученичества за Христа. Так, 21 декабря 1936 года епископ Варлаам издал указ о назначении архимандрита Серафима (Павловского) в церковь села Кужмара Звениговского кантона МАО. К документу о назначении прилагалось следующее письмо, без сомнения свидетельствующее о том, что Владыка ревностно заботился о нравственном состоянии вверенного ему духовенства и верующих: «Дорогой отец Серафим! Предлагаю Вам занять священническое место в с. Кужмару Звениговского района, от ст. Шолонгер в 14 километрах. Приход очень хороший, прихожане все марийцы, к церкви очень прилежные. Там священник умер еще в начале ноября; прихожане жаждут священника и с нетерпением ждут его, и я боюсь, как бы не захватили приход неправославные батюшки, — грех будет. Поэтому прошу, приходите ко мне завтра, захватив с собою все нужное и необходимое, а также паспорт и справки из сельсовета, что за Вами нет никаких налогов. Здесь получите бумагу и поедете в Кужмару; думаю, что и Вы будете довольны, и я буду доволен, что удовлетворю просьбу прихожан ввиду наступающих Рождественских праздников. Мне передали, что Вы желаете оставаться дома до переписи. Это долго ждать, и перепись не помешает ни в чем, где бы Вы ни были в этот момент. Итак, жду Вас, приезжайте. Бог благословит! Отказываться нельзя; послужите некоторое время, поступите, как захотите. С любовью к Вам, епископ Варлаам »25. Фактически это было благословением на мученичество. И крест этот архимандрит Серафим понес с честью — 29 сентября 1937 года он был арестован в Кужмаре по ложному обвинению, а затем расстрелян 8 декабря 1937 года26.
Епископ Варлаам пользовался уважением и любовью не только у верующих и духовенства Марийской епархии, но и у тех, кто служил ранее под его началом, духовно окормлялся у него. Свидетельством тому стал и тот факт, что вслед за своим архипастырем в Марийскую область с Украины приехали игумен Алипий (Щуренко) и иеромонах Сергий (Задерей), которые были пострижениками владыки Варлаама, в то время архимандрита, а затем служили под его началом в Винницкой области.
 
Оба священнослужителя были людьми высокой духовной жизни. К примеру, в графе «О качествах» формулярного списка за 1936 год об отце Алипии написано: «Честный, трезвый, трудолюбивый и к послушаниям способный». А вот характеристика на иеромонаха Сергия от 28 октября 1926 года: «Как священник иеромонах Сергий высоко нес знамя пастырства и своими постоянными ежедневными службами пред Престолом Божиим и на клиросе снискал уважение и вечную благодарность прихожан Балтского Свято-Успенского собора. Отличаясь прекрасным, тихим, мягким характером, иеромонах Сергий был, воистину, для всех образец христианина-монаха»27.
Оба священнослужителя прибыли в Марийскую автономную область в 1936 году. Игумен Алипий служил в храмах сел Шабы и Шихалеево, 8 августа 1937 года был арестован и приговорен к 10 годам заключения. Иеромонах Сергий совершал богослужения в церквах сел Семеновка, Русский Кугунур, Мамасево; был арестован 1 октября 1937 года и приговорен к 8 годам заключения28. По имеющимся сведениям игумен Алипий скончался в Карелии, в Белбалтлаге, 25 июня 1939 года29, а иеромонах Сергий, претерпев все трудности лагерной жизни, в 1946 году был освобожден; дальнейшая судьба его в настоящее время не известна30.
Пострадал за веру Христову и епископ Варлаам (Козуля). Марийскую кафедру Владыка занимал до 29 января 1937 года, затем был направлен в Сызрань, а 23 мая 1937 года назначен епископом Оренбургским и Тургайским31. Проживал епископ Варлаам в Оренбурге по адресу: ул. Нижегородская, дом 87. Здесь 2 августа того же года он был арестован и заключен во Внутреннюю тюрьму НКВД. Владыку обвиняли в участии и организации антисоветской церковно-сектантской, повстанческой организации, шпионаже в пользу Японии и Германии, контактах с «японской военно-казачьей фашистской организацией», подготовке восстания против советской власти, руководстве повстанческой диверсионно-террористической деятельностью, антисоветской агитации. 9 октября 1937 года епископ Варлаам (Козуля) был приговорен тройкой при УНКВД СССР по Оренбургской области к расстрелу. Приговор привели в исполнение на следующий
 
день, 10 октября, в 9 часов вечера в Зауральной роще, вблизи Оренбурга. 7 декабря 1989 года на основании заключения прокурора Оренбургской области Владыка был реабилитирован32.
Таков, в кратком изложении, жизненный путь епископа Варлаама (Козули), оставившего служением своим Богу и ближнему добрую память на марийской земле. Хочется надеяться, что в будущем будет составлено более полное жизнеописание Владыки, что обогатит нас новыми сведениями по истории Православия в Марийском крае.

Примечания
 
1 Государственный архив Харьковской области (далее ГАХО). Ф. 315. Оп. 1.
Д. 9279. Л. 111 об.-112. 2 Там же. Л. 113-114. 3 ГАХО. Ф. 315. Оп. 1. Д. 9279. Л. 113-114; ГА РМЭ. Р. 250. Оп. 1. Д. 1609.
Л. 139. См также: За Христа пострадавшие. Гонения на Русскую Православную Церковь 1917-1956. Биографический справочник. Кн. 1. М., 1997. С. 210; Святители земли Новгородской. Нижний Новгород, 2003. С. 497; Епископ Варлаам (Козуля) // www.ortho-rus.ru. Примечательным представляется то, что в 1934-1935 годах епископ Варлаам занимал Сарапульскую кафедру, а одним из его предшественников на этом посту в 1914-1917 годах был епископ Амвросий (Гудко), ныне прославленный Церковью в лике священномучеников.
4 См.: Балтский психоз // www.baltatown.narod.ru 5 См. например: ГА РМЭ. Р. 250. Оп. 1. Д. 1609. Л. 139; За Христа пострадавшие… С. 210. 6 Государственный архив Винницкой области (далее ГАВО). Р. 6023. Оп. 4.
Д. 24317. Л. 179. 7 www. zaistinu.ru/ukraine 8 ГАВО. Р. 6023. Оп. 4. Д. 24317. Л. 162. 9 Cм: Священномученик Макарий, епископ Днепропетровский // www.zais   tinu.ru/ukraine 10 ГАВО. Р. 6023. Оп. 4. Д. 24317. Л. 23-24. 11 Там же. Л. 162 об. 12 Там же. Л. 24-25. 13 Там же. Л. 179. Статья 58-10 УК РСФСР означала обвинение в пропаганде
или агитации против советской власти, статья 58-11 — в создании или участии в контрреволюционной организации, деятельность которой направлена против существующего строя.
14 Там же. Л. 25, 162-163. 15 Там же. Л. 186. 16 ГА РМЭ. Р. 250. Оп. 1. Д. 1609. Л. 139. 17 ГА РМЭ. Р. 250. Оп. 1. Д. 1609. Л. 139; За Христа пострадавшие… С. 210;
Святители земли Новгородской… С. 497; Акты Святейшего Патриарха Тихона.
 
М., 1994. С. 923, 938, 944, 964; Епископ Варлаам (Козуля) // www.ortho-rus.ru. 18 ГА РМЭ. Р. 250. Оп. 1. Д. 1609. Л. 139. 19 Там же. Л. 140. О викарном статусе епископа Марийского в тот период
свидетельствуют регистрационные документы митрополита Нижегородского Феофана (Тулякова), хранящиеся в Государственном архиве Нижегородской области. См.: ГАНО. Р. 2626. Оп. 1. Д. 3220. Л. 53.
20 ГА РМЭ. Р. 250. Оп. 1. Д. 1609. Л. 137, 139-140. 21 Там же. Л. 134. 22 Там же. Л. 139 об. 23 После захвата в июне 1935 года Вознесенской церкви, последнего к тому
моменту действовавшего православного храма в Йошкар-Оле, обновленцы писали в органы власти, что священники, руководимые епископом Варлаамом, по-прежнему совершают в городе требы, исповедуют, отпевают, крестят на дому, а обновленческое духовенство многие горожане и жители окрестных деревень не принимают. В связи с этим обновленцы просили «ликвидировать» староцерковников и передать дом, где проживал владыка Варлаам, под обновленческое церковное управление. См. ГА РМЭ. Р. 873. Оп. 1. Д. 14. Л. 123.
24 ГА РМЭ. Р. 168. Оп. 1. Д. 1054. Л. 16. 25 ГА РМЭ. Р. 1086. Оп. 8. Д. 646. Л. 5. 26 Там же. 27 См. об игумене Алипии (Щуренко): Архив УФСБ по РМЭ. Дело № 3833;
об иеромонахе Сергии (Задерее): ГА РМЭ. Р. 1086. Оп. 8. Д. 695, 696. 28 Там же. 29 Справка Информационного центра МВД Республики Карелия от
22.04.2005. Копия документа хранится в архиве комиссии по канонизации свя   тых Йошкар-Олинского епархиального управления. 30 Государственный архив Одесской области. Р. 2000. Оп. 3. Д. 99. Л. 10. 31 См.: За Христа пострадавшие… С. 210; Святители земли Новгородской…
С. 497; Акты Святейшего Патриарха Тихона… С. 938, 964; Епископ Варлаам (Козуля) // www.ortho-rus.ru.
32 См.: Архив УФСБ по Оренбургской области. Д. 18875; Священник Н. Стремский. Мученики и исповедники Оренбургской епархии XX века. Кн. 1. п. Саракташ Оренбургской области, 1998. С. 186; За Христа пострадавшие. С. 210.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >