Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Административные комиссии





Административные комиссии

Юридическая природа административных комиссий

А. П. Лукьянова

Административные комиссии являются юрисдикционными органами межведомственной компетенции в области применения к виновным ли­цам административных взысканий, их деятельность носит коллегиальный характер. Однако их компетенция в связи с принятием нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) от 21.04.2003 г. № 194-З (в редакции от 15.06.2009) несколько сузилась. В настоящее время они вправе рассматривать лишь дела об административных правонарушениях, прямо оговоренных в Процессуаль­но-исполнительном кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. К таким делам относятся, например: нарушение зако­нодательства о книге замечаний и предложений (ст. 9.24 КоАП); уничто­жение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйствен­ных культур или насаждений (ст. 10.8); нарушение требований по охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений или мест их обитания и произрастания (ст. 15.8); уничтожение либо по­вреждение межевых знаков (ст. 15.13) и другие дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями КоАП (всего 71 статья).

До принятия Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях административные комиссии могли рассматривать все дела об административных правона­рушениях, за исключением отнесенных законодательством к компетен­ции других органов (должностных лиц). Это означало, что они рассмат­ривали не только дела, непосредственно отнесенные к их компетенции, но и дела, которые могли передать на их рассмотрение другие органы. Иными словами административные комиссии, по существу, были уни­версальными органами в области административной юрисдикции. Не­плохо было бы и в настоящее время их компетенцию расширить за счет дел, ныне отнесенных к рассмотрению отдельных инспекций, так как административные комиссии являются коллегиальными органами и их эффективность работы этим самым значительно выше, чем единоначаль-ных – различных инспекций.

Административные комиссии образуются местными исполнитель­ными комитетами. Они действуют при районных исполнительных коми­тетах и при местных администрациях в городах. В состав комиссий по положению входят: председатель комиссии, его заместитель, ответствен­ный секретарь и иные члены комиссии. Не во всех комиссиях ответст­венный секретарь имеет юридическое образование. Нередко секретарями бывают педагогические работники. Ответственный секретарь, по существу, главный в административной комиссии, он готовит все материалы по делам об административных правонарушениях для рассмотрения на засе­даниях комиссии. Он должен знать, относятся ли те или иные дела к ком­петенции административных комиссий. Все иные члены комиссий, как правило, не имеют юридического образования. Желательным было бы включать в состав комиссии, например, юрисконсульта исполнительного комитета.

Специфика правового положения административных комиссий со­стоит в том, что они обладают собственной компетенцией и определен­ной самостоятельностью по отношению к исполкомам, при которых они находятся. Однако, обладая самостоятельностью при разрешении дел, относящихся к их компетенции, административные комиссии вместе с тем в организационном отношении подчинены исполкомам, которые их создают.

Административные комиссии являются единственными юрисдикци-онными органами, которые образуются специально для рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >