Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Ответственность за невыполнение требований о профилактике правонарушений





Ответственность за невыполнение требований о профилактике правонарушений

Административная ответственность за невыполнение требований о профилактике правонарушений

В. В. Коляго

В качестве одной из основных задач Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) согласно ч. 2 ст. 1.2 является предупреждение административных правонарушений. При помощи запретов формируются сдерживающие мотивы поведения участников общественных отношений и обеспечивается их действие. В целях формирования гарантий реализации правовых норм, регламенти­рующих профилактическую деятельность, в настоящее время требуется закрепление в КоАП новых составов правонарушений, а также конкрети­зация имеющихся норм.

Так, в ч. 3 ст. 21 Закона Республики Беларусь «Об основах деятель­ности по профилактике правонарушений» указывается, что непринятие организацией, должностным лицом мер по выполнению требований, со­держащихся в представлении, влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь. Но в КоАП содержится лишь ст. 24.3, предусматривающая ответственность за непринятие мер по частному определению (постановлению) суда или представлению судьи, органа дознания, следователя или прокурора. Исходя из содержания ст. 199 УПК Республики Беларусь орган уголовного преследования впра­ве внести представление об устранении причин и условий, способствую­щих совершению только преступлений, которые им устанавливаются при производстве по уголовному делу. Остаются без внимания причины и условия, способствующие совершению административных правонаруше­ний, а также подобные обстоятельства, выявляемые вне производства по уголовному делу. Круг субъектов, имеющих право вносить представле­ние об устранении причин и условий, способствующих совершению пра­вонарушений, значительно шире органов дознания. Поэтому в практиче­ской деятельности некоторых субъектов профилактики возникают про­блемы, связанные с оставлением внесенных ими представлений без рас­смотрения, что негативно сказывается на устранении либо нейтрализации причин правонарушений и условий, способствующих их совершению. В связи с вышеизложенным представляется целесообразным внесение до­полнений в ст. 24.3 КоАП в виде закрепления ответственности за непри­нятие мер по устранению либо нейтрализации причин правонарушений, либо способствующих им условий, а также за несвоевременный ответ на представление уполномоченного на его внесение субъекта профилактики.

В статьях 3, 35 Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» содержится норма об ответственности, в том числе и административной, должностных лиц субъектов профилактики правона­рушений за нарушение законодательства в области профилактики право­нарушений, но в КоАП отсутствует соответствующий состав правонару­шения. В связи с этим целесообразно предусмотреть ответственность субъектов профилактики за нарушения законодательства в данной облас­ти правоотношений (например, за необоснованную постановку либо сня­тие граждан с профилактического учета, применение мер индивидуаль­ной профилактики правонарушений, а также нарушение установленного Законом порядка их применения и т. д.).

Необходимость введения административной ответственности за данные действия уполномоченных должностных лиц обусловлена тем, что ими затрагиваются конституционные права и законные интересы граждан, в связи с чем применение дисциплинарной ответственности за их нарушение представляется несоответствующим тяжести совершенного проступка. На наш взгляд, внесенные предложения будут способствовать усилению исполнительской дисциплины соответствующих субъектов и повышению эффективности механизма административно-правового ре­гулирования профилактической деятельности уполномоченных органов.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >