Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Религиозная философия arrow Величие Иоанна Крестителя





Величие Иоанна Крестителя
Автор: Иерей Алексий Никитин

Величие и сила духа Святого Иоанна Крестителя

О жизни и деяниях Иоанна Предтечи до наших дней дошли крайне скудные сведения. Однако сохранившиеся свидетельства не оставляют сомнений, что Пророк, которому свыше было предначертано стать предвестником Мессии, был выдающейся и незаурядной личностью. В прошлом году многие из верующих нашей епархии сподобились прикоснуться к деснице святого. Страх и трепет охватывал, наверное, душу каждого, кто сподобился этой милости. 

При вспоминании событий из его жизни, перед глазами встает образ небесного посланника, призывающего всех к покаянию. «Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Божие!» — говорил святой Пророк громогласно на берегах Иордана. И люди шли и слушали его божественную речь. Приняв от него крещение покаяния, их мятущиеся души получали долгожданное успокоение и тем самым готовились к встрече с Мессией, чтобы принять от Него крещение огнем, как говорил об этом святой Иоанн Креститель.
Пророческое будущее Иоанна было предрешено еще до его рождения. Родители Иоанна Крестителя вели свою родословную от священнического рода левитов (Лк. 1, 5). Священник Захария был из поколения Авии, совершавшего чередное служение при храме Иерусалимском, а Елисавета имела по прямой линии своим родоначальником Аарона, первого первосвященника. По свидетельству слова Божия, оба они были праведны, и не только пред людьми, но и пред самим Богом, Который видит самые
 
тайные человеческие помыслы. «Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно » (Лк. 1, 6). Они были богаты духовными сокровищами, но у них не было детей. Даже исчезла в них надежда чадородия, потому что Елисавета была неплодна, да и оба они были в преклонном возрасте1. В то время в иудейской среде поздний ребенок, о рождении которого родители молили Бога годами, воспринимался как посланец Всевышнего, и его было принято приобщать к аскетическому назорейскому образу жизни2. Ветхозаветная история представляет нам немало примеров, что отличные мужи, предназначенные для особого служения, рождались от родителей бесплодных и терявших уже надежду иметь детей: например, Исаак, Сампсон, Самуил. Так и праведным Захарии и Елисавете было определено Господом не только дожить до дня пришествия Мессии, но и быть родителями Его Предтечи. Рождение Иоанна, как и его служение, имело цель быть Предтечею Мессии. «За одним чудом должно было следовать другое. Необходимо было Иоанну Крестителю родиться от неплодной матери, чтобы люди приготовились видеть рождение Спасителя от безмужной Девы», — говорит св. Амвросий Медиоланский3.
Опираясь на слова Ангела о том, что «он (Иоанн Креститель. — Авт.) будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери» (Лк. 1, 15), можно заключить, что Иоанн до своего появления на свет воспринимался окружающими как пророк, «осененный божественным благословением». Обратим внимание на слова: «И Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1, 15). Ни о ком из ветхозаветных праведников неизвестно, чтобы он был исполнен Духа Святого, будучи еще во чреве матери: один Предтеча удостоился этой благодати. Замечательно, что само имя его — Иоанн — значит «благодать Господня»; а имя Захария означает «Господь вспомнил».
Когда Иоанн родился, в семье священника Захарии была великая радость; по этому поводу в доме собралось множество родственников. Немота Захарии исчезла, и он возвестил дивное пророчество о том, что младенец должен стать Предтечею Мес    
сии: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1, 76). Все эти чудесные события: немота Захарии, рождение сына, неожиданное из-за преклонных лет его и Елисаветы, затем чудесное разрешение от немоты при наречении имени сыну, и наконец, вдохновенное слово Захарии о пришествии времени избавления — все это решительно убеждало присутствующих, что здесь явно действует рука Господня. Таким образом, св. Иоанн, по промыслу Божиему, с первых дней своей жизни уже начал исполнять свое высокое предназначение. «Что отроча сие будет? » — гадали в нетерпении люди4.
«Слава Давшему неплодной по старости плод, старцу и пророку сына, готовяща Ему люди совершенны — Божественнаго Предтечу!» — радостно воспевает Святая Церковь в день рождения его5.
У евреев был закон посвящать первенцев на служение Господу6. Нет сомнения, что обряд принесения в храм и посвящения Господу был совершен и над Иоанном. Особенность посвящения состояла в том, что он как потомок Левия не был искуплен7, но по обычаю священничества был представлен собранию священников для того, чтобы его имя было внесено в список потомков Аарона и за ним были утверждены его права на служение перед алтарем Господним8.
Казалось бы, судьба Иоанна была предрешена, и родители счастливы: с юных лет он станет помогать в храме, а в 25 — будет посвящен в священный чин особым помазанием. Но Господу было угодно, чтобы Иоанн с раннего детства отрешился от всего земного. В его жизни происходит трагическая перемена.
Воины, посланные от Ирода, чтобы убить младенца Иисуса, придя в дом Захарии, никого там не нашли. Захария в это время был в храме, а Елисавета — в Иутте, в своем доме9. Услышав вопли и стоны отцов и матерей, дети которых были убиты в Вифлееме, и, опасаясь за дорогого сына, она бежит в соседние пустынные горы и со слезами молит Господа о помощи. И «рука Господня» спасает младенца с матерью: скала чудным образом раскрылась, приняла ее и снова замкнулась, скрыв ее от преследователей10.
 
Праведная Елисавета поселилась в горном ущелье, в скале, где нашла удобную для этого пещеру. Внизу этой пещеры струился источник чистой воды, а вверху росло густое, покрытое плодами финиковое дерево. Но недолго наслаждался св. Иоанн нежною заботливостью своей матери: через 40 дней после мученической смерти Захарии скончалась и праведная Елисавета. Таким образом, с раннего детства св. Иоанну было суждено остаться сиротою в мире; однако Господь повелел Своему Ангелу питать и хранить сироту-младенца в пустынной пещере (Мф. 23, 35).
Жизнь св. Иоанна в пустыне до призвания его на общественное служение была покрыта таинственностью. Евангелисты умалчивают подробности его жизни, объясняясь лишь краткими выражениями: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1, 80).
Духовные силы человека сами по себе слабы. И даже исполины, крепкие телом, бывали слабы духом. Источник духовной крепости для человека есть Дух Святый. При Его благодатной помощи человек может не только покорить свою плоть владычеству души своей, но и твердо отражать и побеждать всякое плотское мудрование. Чем же в пустынном уединении св. Иоанн привлекал к себе благодатные силы для духовного укрепления? «Он жил в пустыне, как на небе, — говорит св. Златоуст, — и, возвысившись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, провождая время в песнопениях и молитвах, и удалившись от общества человеческого, непрестанно беседовал с одним Богом»11.
Дух Святый, исполнивший Иоанна еще во чреве его матери, несомненно, был постоянным его руководителем в духовной жизни и в чтении слова Божия. Он внушал ему верные понятия о Боге, разливал свет на все ветхозаветные пророчества о Мессии и на время их исполнения12.
Внимательно следя за своею совестью, св. Иоанн так утвердился в истине и добродетели, что никакие искушения не могли уже отклонить его от прямого пути истины. Все это образовывало в нем тот строго нравственный, отшельнический дух, которым отличалась вся земная жизнь праведника.
Глубокое подвижническое настроение отражалось и на его
 
внешности. Глава его, как назорея, была покрыта длинными, волнистыми волосами. Одежда была из грубого верблюжьего волоса. Блаженный Иероним говорит, что Иоанн, в знак проповедуемого им покаяния, имел одежду из волоса верблюда — согбенного животного. Чресла его были препоясаны широким кожаным поясом. Пищею для него служили акриды и дикий полевой, не сладкий на вкус, мед13.
Строгая подвижническая жизнь имела примеры в Ветхом Завете: такую жизнь вели Илия, Елисей и другие пророки; они любили жить в пустынном уединении, хотя оно было только временным. Но чтобы кто-нибудь из ветхозаветных праведников с самых ранних лет посвящал себя уединению в глубине пустыни и всю жизнь провел в горных пещерах — такого примера не было до Иоанна Крестителя!
Жизнь его была так необыкновенна, что враги его, фарисеи, не имея возможности отвергнуть чрезвычайной высоты ее, старались приписать ее скорее влиянию духа злобы, чем сознать ее истинное, небесное достоинство14.
Святой Иоанн более 30 лет провел в пустыне, и все это время не являл себя миру. Он довольствовался только тем, что постоянно приносил сам себя в чистую, духовную жертву Господу. Конечно, он сознавал свое великое призвание, но знал также и то, что никто сам собою не должен присваивать себе честь, но только званный от Бога — и потому смиренно ожидал призывного к себе гласа Божия15.
Итак, наступило время, предопределенное Богом и предвозвещенное пророками, наступило время пришествия на землю Мессии. Как совершилось призвание св. Иоанна Предтечи? Каким образом был к нему глас Божий в пустыне? Ни евангелист Лука, ни другие благовестники не указывают на то, каким образом св. Иоанн призван был к общественному служению, но несомненно, что этот глагол Божий к Иоанну был особенным, чрезвычайным откровением Божиим. Послушный велению Божию, он оставляет свое пустынное уединение. Есть предание, что Предтеча жил тогда в горных пустынях Кармила, где обитал когда-то пророк Илия и имел здесь свою пророческую школу16.
 
До явления Предтечи иудеи более трех веков не видели и не слышали в своей среде пророков. Люди с нетерпением жаждали услышать пророческий глас. И вот, наконец, Предтеча, как ангел Божий с неба, является на берегах Иордана, среди множества иудеев, пришедших сюда из разных мест Палестины для совершения обычных в праздник труб омовений17.
Взирая на св. Иоанна, на его тело, хотя крепкое, но утонченное постом, на главу его, покрытую, как у назорея, волнистыми волосами, на его странное одеяние, напоминавшее древних пророков, все видевшие его были глубоко поражены. Им представлялось, что видят они пред собою Илию — великого пророка, так любимого народом18.
Евангелисты не указывают ясно, что было предметом первых речей св. Иоанна. Но из евангельских сказаний видно, что Предтеча говорил о покаянии, крещении и Царстве Небесном (Мф. 3, 2; Мк. 1, 4; Лк. 3, 3). Однако проповедь покаяния составляла главную черту в учении Иоанна Крестителя. Силою вдохновенного своего слова он должен был, прежде всего, тронуть и раскрыть души людей, очистить их от плевел, посеянных лжеучением, смягчить их ожесточение и привести к покаянию19. Можно сказать, что с первой же своей проповеди он имел столько же учеников, сколько было его слушателей… Молва о нем быстро разнеслась по всем окрестным странам и влекла видеть и слышать нового, чудного пророка, нового Илию. И «исхождаше к нему Иерусалима, и вся Иудея, и вся страна Иорданская!» (Мф. 3, 5)
Иоанн не творил никаких чудес, но его вдохновенное слово производило сильное впечатление на умы и сердца, и толпы народа увеличивались все более и более… Возбужденный народ тотчас же, по окончании его проповеди, мог спрашивать его о том, что нужно сделать, чтобы заслужить у Господа вожделенное прощение грехов? Тогда-то он и изъяснял значение и силу крещения20.
Среди народа, пришедшего к Иоанну, были люди разных сословий, и далеко не все были с одинаковым душевным настроением. Искреннее желание спасения Предтеча встречал только в сердцах людей простых, еще не зараженных суеверием фарисейским или лжеверием саддукейским21.
 
Особенно строго св. Иоанн обличал саддукеев, фарисеев и книжников, ибо видел, что подобные люди шли к нему в пустыню неискренне. Они либо хотели удовлетворить свое любопытство, либо лицемерно показать свою ревность ко спасению, либо уловить в слове самого проповедника. Но он, не стесняясь ни политического их могущества, ни богатства, ни известной их мстительности, с полной свободой, открыто перед всеми, поражал их своими обличениями, чтобы пресечь их гибельное влияние на простой народ иудейский22.
Обращаясь к людям, он указывал на дела милости: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3, 11).
Сам Господь через пророков указывал согрешившим на дела милости ближним. «Как вода погашает огонь, так милостыня очищает грех», — говорит сын Сирахов (Прем. Сир. 3, 30). Пророк Исайя вопиял иудеям, что ни молитвенные их вопли, ни посты не могут вполне умилостивить Бога… Дела милосердия — вот что всего приятнее Господу! (Ис. 58, 6-9) Обращаясь к мытарям, Иоанн говорил: «Ничего не требуйте более определенного вам» (Лк. 3,13). Тем самым он удерживал их от привычной жадности к присвоению им не принадлежащего. Обращаясь к воинам, он не требовал от них возвышенных добродетелей и лишь говорил: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием» (Лк. 3, 14). Солдаты очень часто употребляли насилие, клевету и ложные доносы именно потому, что их жалование было скудным. Иоанн поучал их, чтобы они довольствовались своим заработком и через это начали бы исполнять другие добродетели23.
Предтеча Иоанн был великим Пророком. Христос сказал о нем, что он был «светильник горящий и светящий» (Ин. 5, 35). «Этот свет он имел не сам по себе, но по благодати Святого Духа, а иудеи отнеслись к нему легкомысленно. Как дети, они забавлялись и тешились светом этого духовного светильника, вместо того, чтобы обращать себе на пользу его наставления; они забавлялись светом недолго и, как дети бросают наскучившую им игрушку, так и они, наскучив строгим учением Предтечи, проводили учителя покаяния в темницу»24.
 
Рано по времени скончался Креститель: ему было не более 32 лет, когда его лишили временной жизни. Но это печальное событие состояло под особенным тайным распоряжением Божиим. «Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое божественное, да сущим во аде Спасово проповесть пришествие» (Тропарь Предтече). Итак, св. Иоанн, быв Предтечею Христовым при жизни своей, стал им и по смерти. Предварив сошествие Господа во ад, он благовестил там Бога, явившегося во плоти, и утешил души праведных, находившихся там.
Когда в Воскресение Христово ад был разорен, св. Иоанн изшел со Христом оттуда и сподобился многих венцов на небе: как девственник, как пустынножитель, как учитель и проповедник покаяния, как пророк, как Предтеча и Креститель и, наконец, как мученик!25
Из жизни св. Предтечи извлечем урок; он учит нас словом: не делайте больше худых дел и творите дела добрые; не надейтесь на то, что вы носите имя христианина, — одно имя без дел христианских не спасет вас. Св. Пророк учит нас и делом: он служил своему призванию неуклонно, верно, свято; он пожертвовал своею жизнью. Вера его сопровождалась всегда практической деятельностью. Царство Небесное представлялось ему не только в виде чудесного божественного дара, но и как дело человеческих усилий, которое теперь же должно иметь свое начало и для вступления в которое необходимо человеку приложить все свои старания26.
Величайшего из рожденных женами Церковь прославляет самым торжественным образом, чествуя его память семь раз в году.
1) Праздник зачатия. Только три зачатия были возвещены Архангелом Гавриилом и совершились при содействии Божией благодати: Спасителя (25 мар.), Богоматери (9 дек.)27 и св. Иоанна Предтечи (23 сент.), и только три эти зачатия прославляет Церковь.
2) Рождество св. Иоанна Крестителя, 24 июня. Рождество одного только Иоанна прославляет Церковь, кроме рождества Господа и Божией Матери. У других святых Церковь празднует лишь последний день их жизни, окончание их подвигов, а в Ио    
анне освящает и первый день, как начало нового человечества.
3) Усекновение честной главы Предтечевой, 29 августа. Древними святыми Отцами установлен пост в этот день. В месячной Минее говорится об этом так: «Паче достоит в той день всяко воздержатися постом, пострадавшаго ради за истину пророка и проповедавшаго во аде Господа… Всяко бо достоит нам в той день сетованием унылым быти, а не чревоугождение имети, воздержательнаго ради жития святаго и скверноубийственнаго кровопролития его от Ирода, понеже усечена бысть глава Предтечева на пиру плясанием блудныя плясавицы, и чревоугодием, и различных животных закланием и кровопролитием. Нам же ни единаго от таковых животных, из них же кровь изливается, но ниже рыб (кровь бо имеют, аще и в воде жительствуют и от тварей животных суть) подобает вкушати, да не сообщницы явимся Иродову чревоугодию… Темже братие, усердно почтим день сей молитвою и постом в целомудрии… Аще бо кто узаконеннаго сего повеления не сохранит, таковый зле пагубныя напасти постраждет»28.
4) Собор Предтечи, как Крестителя Господа, 7 января, после Крещения Господня.
5) 1-е и 2-е обретение главы Иоанна Крестителя, 24 февраля.
6) 3-е обретение — 25 мая.
7) Перенесение из Мальты в Гатчину десной руки св. Предтечи в 1799 году, 12 октября.
Кроме этого, празднование памяти св. Предтечи совершается каждую неделю по вторникам29.
Таким образом, Святая Церковь особо чтит память великого праведника, призывая всех ныне живущих людей к спасительному покаянию. Святый Предтече Спасов Иоанне, моли Бога о нас!


Примечания


1 Святой Великий Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Сергиев Посад, 1995. С. 10.
2 Крылов А. Величие и сила духа Святого Иоанна Крестителя // Фонд стратегической культуры. 04.07.2006. C. 2.
3 Святой Великий Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Указ. соч. С. 11.
 
4 Там же. С. 38. 5 Минея 24 июня, песнь 9-я канона на Утрени. 6 Этот закон о первенцах дан был еврейскому народу в память того, что в

ночь пред исходом его из Египта Ангел-губитель поразил всех первенцев египетских, но не коснулся первенцев еврейских.
7 По закону каждого первенца израильского нужно было посвящать Господу. Но так как право священства было за коленом Левииным, то за первенцев из других колен назначен был выкуп, называвшийся ценою искупления, пять сиклей серебра. (Один сикль составлял 20 медных монет).
8 Святой Великий Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Указ. соч. С. 41.
9 Иутта находилась недалеко, к юго-западу от Иерусалима, в обширной лощине, на нижнем скате гор иудейских, среди прекрасных садов и обработанных полей.
10 Святой Великий Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Указ.
соч. С. 43. 11 Там же. С. 47. 12 Там же. 13 По толкованиям, это почки рожкового дерева и сок сахарного тростника. 14 Святой Великий Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Указ.
соч. С. 49. 15 Там же. С. 78. 16 Там же. С. 81. 17 Омовения были связаны с праздником труб. Иудеи совершали его доволь   но торжественно: несколько дней не производилось никаких работ, приносились частые жертвы Господу, читали в собраниях книгу Закона, который изрек Господь при звуках громов и труб на Синае. Особенностью этого праздника было омовение. Иудеи через этот обряд как бы смывали с себя греховную нечистоту, допущенную в минувшем году.
18 Святой Великий Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Указ.
соч. С. 83. 19 Там же. С. 92. 20 Там же. C. 96. 21 Основателем этого учения (секты) был ученик раввина Антиоха – Саддок.
Саддукеи не верили в загробную жизнь и наказание человеку за плохие дела. Жили они только для земных удовольствий и о бедных совершенно не заботились. Они также не верили в воскресение тела.
22 Святой Великий Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Указ.
соч. С. 122. 23 Там же. С. 135. 24 Там же. С. 243. 25 Там же. С. 272. 26 Там же. С. 279. 27 Даты даны по старому стилю. 28 Минея 29 августа. 29 Святой Великий Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Указ.
соч. С. 288-289.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >