Pravmisl.ru







Служебная тайна

Служебная тайна: административно-правовой или гражданско-правовой институт

Н. И. Сотарева

Служебная тайна является составной частью информации ограни­ченного доступа. Вместе с тем место служебной тайны среди отраслей публичного и частного права не определено.

В Законе Республики Беларусь от 29 ноября 1994 г. № 3410-ХII «О государственных секретах» служебная тайна определяется как категория государственных секретов.

Вопрос о соотношении служебной и коммерческой тайны имеет большое значение, поскольку Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) в ст. 140 оперирует этими двумя понятиями, не раскрывая их отличий. В части 1 названной статьи определяется, что информация со­ставляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу не­известности ее третьим лицам, к ней нет доступа на законном основании, и обладатель принимает меры к охране ее конфиденциальности. Из дан­ного положения следует, что ГК не разграничивает понятий «служебная тайна» и «коммерческая тайна».

Статья 53 Трудового кодекса Республики Беларусь закрепляет обя­занность работника хранить государственную и служебную тайны, не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну на­нимателя. Таким образом, указанная норма предполагает независимое существование трех понятий: государственной, служебной и коммерче­ской тайны.

Объявление:

Статья 17 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» устанавлива­ет, что к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относятся сведения, составляющие государственные секре­ты, а также информация, составляющая коммерческую и профессиональ­ную тайну. Следовательно, законом введено новое понятие: профессио­нальная тайна. При этом данный нормативный правовой акт не включает в состав информации ограниченного доступа служебную тайну, а также не содержит официального определения и разграничения понятий «госу­дарственные секреты», «коммерческая» и «профессиональная тайна».

Анализ нормативных правовых актов позволяет сделать вывод об отсутствии единообразных подходов в определении дефиниции служеб­ной тайны и соотношении ее с такими институтами (содержащимися как в отраслях публичного, так и частного права), как государственные сек­реты, коммерческая тайна и профессиональная тайна.

В связи с вышеизложенным полагаем целесообразным:

1) разграничить понятия «служебная тайна» и «коммерческая тайна» в гражданском и административном законодательстве;

2) отнести институт служебной тайны к числу институтов публично-правовых отраслей законодательства (как составную часть государствен­ных секретов);

3) ввести в гражданское законодательство термин «служебная ин­формация», определив ее в ч. 1 ст. 140 ГК как «информацию, связанную с деятельностью юридического лица, обязанность о неразглашении кото­рой возложена на конкретного работника, состоящего в трудовых отно­шениях с указанным юридическим лицом, не обусловленную коммерче­ской ценностью, но разглашение которой может причинить имуществен­ный ущерб ее обладателю и вред его деловой репутации, и ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью»;

4) изменить название ст. 140 ГК на «Коммерческая тайна и служеб­ная информация».


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >