Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Регулирование трудовой миграции





Регулирование трудовой миграции

Некоторые проблемы регулирования трудовой миграции

С. Г. Красовский

Страны СНГ по характеру протекающих в них демографических процессов в 90-е гг. XX в. разделились на две группы. Население одних продолжало уменьшаться, других – росло. Выявилась и резкая дифферен­циация между ними в соотношении спроса и предложения рабочей силы. Эта разница оценивается экспертами в 15–20 раз. Наблюдается резкое различие между государствами СНГ по уровню оплаты труда. В прошлом году межстрановая дифференциация превышала 10 раз. Все это формирует серьезные предпосылки для развития миграционных процессов в рамках регионального рынка труда стран СНГ, включая трудовую миграцию.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим общест­венные отношения в области трудовой миграции граждан, является Тру­довой кодекс Республики Беларусь, в частности его бланкетная ст. 323, в которой говорится о том, что особенности регулирования труда трудя­щихся-мигрантов устанавливаются законодательством и международны­ми договорами Республики Беларусь. Кроме того, следует указать также ряд декретов Президента Республики, в том числе декрет от 9 марта 2005 г. № 3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми», а также законы Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», «О внешней трудовой миграции» и еще целый ряд норматив­ных правовых актов меньшей юридической силы. В соответствии со ст. 9 Закона Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» Совет Министров с учетом государственных интересов и ситуации на рынке труда устанавливает квоты (пределы) на привлечение иностранной рабо­чей силы. Однако в настоящее время следует переходить к такому меха­низму, как единый банк данных запросов работодателей. Крайне гро­моздким является и правовой механизм привлечения рабочей силы. Не­обходимо ввести новый разрешительный принцип для иностранных ра­ботников – платный патент, который будет приобретаться иностранными гражданами и ежемесячно продлеваться через банковскую систему. Пре­жде всего полагаю, следует разрешить трудоустройство вне квот ино­странным студентам, которые обучаются в вузах Беларуси. Необходимо также упростить порядок въезда с целью осуществления трудовой дея­тельности для высококвалифицированных работников и членов их семей. Не менее важна и проблема поиска контрагентов гражданско-правовых и трудовых договоров. Не урегулирован в белорусском законо­дательстве и вопрос о том, каким образом работодателю подыскать себе работника за рубежом и откуда потенциальный работник сможет узнать о наличии вакансии рабочих мест. Здесь следует использовать нормы Кон­венции № 181 Международной организации труда о частных агентствах занятости, а также проекта Модельного закона о деятельности частных агентств занятости ЕврАзЭС. Частное агентство занятости – физическое или негосударственное юридическое лицо, зарегистрированное в поряд­ке, установленном национальным законодательством, независимое от государственных органов и по договору оказывающее законные услуги работодателям в поиске и подборе соискателей вакансий с целью занятия имеющихся у них свободных рабочих мест и соискателям вакансий в подборе подходящей работы и трудоустройстве. Представляется, что ча­стный интерес юридического лица будет способствовать установлению тесных контактов с иностранными частными агентствами или государст­венными агентствами занятости с целью сбора заявок для работодателей. Для гарантии трудовых прав мигрантов Конвенцией № 181 установлено, что если набор работников проводится в одной стране для работы в дру­гой, то соответствующее государство должно рассмотреть вопрос о за­ключении двусторонних договоров для недопущения злоупотреблений в отношении набора, трудоустройства и занятости. Таким образом, благо­даря заключению двусторонних договоров будет облегчена работа част­ных агентств занятости и гарантированы права работников. В настоящее время 21 страна ратифицировала Конвенцию № 181, включая 11 стран – членов Европейского союза и одну страну из СНГ (Республика Молдова). Полагаю, что у нас есть два пути, по которым мы можем пойти в данном вопросе, а именно – сначала привести свое законодательство в соответст­вие с указанными Конвенцией и Модельным законом, а потом ратифици­ровать их, и наоборот. Однако убежден, рано или поздно мы все равно столкнемся с необходимостью имплементации частных агентств занято­сти в национальный и межнациональный рынок труда.

Совершенствование национального законодательства в сфере трудо­вой миграции крайне важно. В связи с этим необходимо осуществлять реальные шаги по законодательному улучшению положения трудовых мигрантов.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >