Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Государство и право arrow Регулирование отношений природопользования



реклама:




Регулирование отношений природопользования

Роль правовых принципов в регулировании отношений природопользования в республике Беларусь

Н. С. Минько

Правовые принципы выступают в виде выраженных в действующем за­конодательстве основных начал и руководящих идей, раскрывающих сущ­ность правовых норм и пути их развития. В любой отрасли права правовые принципы отражают важнейшие направления политики государства, форми­руют основные источники, институты и подинституты. Развитие правовых принципов определяет характер взаимодействия правовых норм, институтов, эволюцию отрасли права.

Большинство ученых рассматривают принципы как целостную сис­тему, которая включает общеотраслевые и специальные отраслевые пра­вовые принципы, и указывают на такие принципы природопользования, как производность права природопользования от права собственности на природные ресурсы, рациональное природопользование, экосистемный подход к регулированию природопользования, целевой характер и устой­чивость природопользования, платность специального природопользо­вания.

Совершенствованию конституционно-правовых основ организации и деятельности органов государственной власти в сфере природопользова­ния предшествует изучение международных и национальных принципов (основных начал) правового регулирования данных отношений. Их реа­лизация уполномоченными органами государственной власти в рассмат­риваемой сфере является важнейшей предпосылкой и условием осущест­вления последовательной и сбалансированной государственной экологи­ческой политики, демократизации процессов государственного регулиро­вания. Международные принципы природопользования и охраны окру­жающей среды нашли отражение в действующем законодательстве Рес­публики Беларусь (например, в отраслевых кодифицированных актах, Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

В соответствии с классификацией по предмету правового регулиро­вания (предоставляемому в пользование природному ресурсу) выделяются следующие классификационные группы национальных отраслевых принципов природопользования: принципы лесопользования (например, обеспечение непрерывного, неистощительного и рационального исполь­зования лесов); принципы водопользования (например, приоритета ис­пользования подземных вод для питьевых нужд населения по отношению к их использованию для других нужд); принципы пользования недрами (например, полноты, комплексности и рациональности изучения, использо­вания недр и их охраны) и т. д.

Кроме того, по характеру действия и правовым последствиям реали­зации предлагается выделить «жесткие» и «гибкие» принципы исполь­зования природных ресурсов и объектов природы. В отличие от «гиб­ких», которые носят общий, направляющий характер в отношении дея­тельности всех субъектов рассматриваемых правоотношений, «жесткие» принципы требуют неукоснительного соблюдения, влекут применение мер ответственности к конкретным субъектам за их неисполнение. Например, к «гибким» принципам можно отнести принцип законности и выполнимости предписаний государственных органов (организаций), осу­ществляющих государственный контроль в области охраны и использова­ния животного мира и др. В свою очередь, «жесткими» принципами явля­ются принципы платности пользования землями, недрами, лесами и т. п.

С учетом изложенного можно определить роль правовых принципов в регулировании отношений природопользования в Республике Беларусь. Названные принципы отражают содержание всей системы правовых норм в указанной сфере, помогая понять их смысл, связь с экономикой и политикой государства, определяют положение уполномоченных органов государственной власти и подчиненных субъектов.

 
Рекомендуем:
< Предыдущая   Следующая >