Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Философия arrow Творчество И.А. Ильина





Творчество И.А. Ильина
Автор: Стариков Юрий Сергеевич

Русская идея в творчестве И.А. Ильина

Иван Александрович Ильин (1883-1954), великий российский мыслитель, религиозный философ и публицист прошлого столетия, занимает особое место среди деятелей русского религиозно-философского ренессанса. Он жил и творил в эпоху трагических по-трясений, выпавших на долю нашего государства. Стойко не приняв революцию в России, Ильин всегда оставался верен своим идеям, был убежден в своей духовной правоте. За это в 1922 году большеви-ки выслали его из России, и он не смог вернуться на Родину до конца своих дней. Тем не менее, Ильин, как никто другой, всю жизнь был верен своему долгу, который видел в самоотверженном служении России и делу национального возрождения русского народа.

В эмиг-рации им были написаны и изданы десятки трудов, среди которых наиболее значительными стали «О сопротивлении злу силою» (1925), «Аксиомы религиозного опыта» (1953), «Путь к очевидности» (1954), «Наши задачи» (1948-1954) и др.
Философская концепция Ильина по своему характеру, источникам и методу, качественно отличается от философских концепций русского возрождения начала ХХ века. Как отмечал А.В. Гулыга, «Ильин нико-гда не предавался философии ради философии, он думал и писал в первую очередь о том, чем жила русская общественность»1. Его идеи основываются не на отвлеченном теоретизировании или интеллектуа-лизме, а на непосредственном духовном опыте жизни. Ильин полагал, что истинная философия не должна строиться из рассудочной систе-матизации умозрительных философских категорий, – методе, который был принят русскими мыслителями из немецкой философии. Напро-тив, он основывал свои рассуждения на опыте живой религиозности и духовности, не раз отмечая, что его философия «простая, тихая, дос-тупная каждому, рожденная главным органом Православного Христи-анства – созерцающим сердцем»2.
Именно с высоты такого взора Иван Александрович рассматрива-ет смысл русской идеи. Понятие это, однако, не является его нововве-дением. Впервые о русской идее заговорил еще Ф.М. Достоевский, выделив ее как идею национальную, но в то же время общечеловече-скую и объективно-ценную для всех народов. Впоследствии опреде-ленный вклад в развитие русской идеи внесли крупнейшие русские философы В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, А.Ф. Лосев и другие. Итогом их творчества стало понимание русской идеи как составной части всеобщей христианской идеи, имеющей глу-бинные национальные особенности и выраженной в терминах диалек-тической философии. По существу, вся русская философия стала тео-ретическим оформлением различных сторон русской идеи. Именно так можно расценить и творческое наследие Ильина. Русская идея была для него, прежде всего, идеей творческой, идеей, которой уже обладал русский народ, которая составляла его силу и самобытность среди всех прочих народов. В то же время она отражала призвание русского на-рода, его высокую историческую задачу и духовный путь. Русская идея в философии Ильина никогда не была пустым умозрительным определением, а служила основным ориентиром на пути освобождения русского народа от безбожного тоталитаризма и возрождения его тра-диционных духовных ценностей.
Русская идея представляется у Ильина как идея «сердца, созер-цающего свободно и предметно, и передающего свое видение воле для действия и мысли, для осознания и слова»3. Понятие «сердце» высту-пает здесь в качестве философско-антропо¬ло¬ги¬ческой концепции че-ловеческой души и ее внутреннего сокровенного мира. Русская идея, таким образом, есть «идея сердца», которая утверждает, что главное в жизни – любовь, на основе которой строится вся совместная жизнь на земле и «культура духа». Русская душа изначально была предрасполо-жена к чувству, и эта особенность исторически была развита у нас Православием. Для России всегда была характерна вера «не волею и умом, а огнем сердца»; и это, как считал Иван Ильин, определило корень русской идеи, который выражался в стремлении к совершен-ному качеству, к объективному идеалу. Желание увидеть подлинное совершенство проявилось в духе русского быта, русского искусства, русской науки. Ильин убежден, что без этого стремления, без веры и без любви «русский человек становится пустым существом, без идеа-ла и без цели»4.
Основным же проявлением любви и веры в русской жизни служит «живое созерцание». Термин этот напрямую связан с религиозностью и составляет центральное место философии Ильина. Жизнь в «сердеч-ном созерцании» означает, прежде всего, пребывание в духовности, которое наполняет душу человека и лежит в основе всего человеческо-го бытия. «Сердечное созерцание» – это особая экзистенциальная ка-тегория, своеобразное внутреннее «зрение», направленное к совершен-ству и открывающее человеку духовные предметы. Это – характерная русская черта, которая выражается в потребности «увидеть любимое вживе и въяве и потом выразить увиденное – поступком, песней, ри-сунком или словом. Вот почему в основе всей русской культуры лежит живая очевидность сердца, а русское искусство всегда было чувствен-ным изображением нечувственно-узренных обстояний»5. Это и есть проявление русской идеи в народной жизни. Воспитанное бесконечной широтой и красотой русской природы, «сердечное созерцание» вопло-тилось и в духовно-творческую силу народа, и в небезызвестную рус-скую ментальность и «созерцающую лень».
Однако сердечная любовь и созерцание неизбежно исчезают при отсутствии свободы. В философии Ильина можно выделить два типа свободы – внутреннюю и внешнюю. Последняя является лишь необхо-димым условием развития первой, которая, в свою очередь, и вопло-щается в сердечном стремлении к объективному совершенству. По мнению Ильина, желание свободы, как внешней, так и внутренней, есть «явление исконно русское, которому соответствовала и право-славная концепция христианства: не формальная, не законническая, не морализующая, но освобождающая человека к живой любви и к живо-му совестному созерцанию»6. Свобода всегда была важнейшим ком-понентом русской идеи, исторически отразившемся в том «органиче-ском свободолюбии», который проявил русский народ в эпоху ино-племенного порабощения и крепостного права. Тем не менее, облада-ние свободой не должно переходить в своеволие и саморазнуздание, поэтому созерцание должно быть не просто свободным, но и пред-метным. Предметность в жизни человека, по словам Ильина, – это «прекрасная и священная» духовная цель жизни, значимая и в объек-тивном и в субъективном отношении, ради которой стоит «жить, бо-роться и умереть». Предметность вселяет в человека чувство радост-ного служения, духовного достоинства и высшей ответственности. В России предметное служение Богу, Царю и Отечеству отразилось во многих сферах общественной жизни, начиная от религиозных тради-ций и заканчивая идеей праведного патриотизма в русской армии.
Таким образом, Ильин разработал целый комплекс экзистенци-альных категорий бытия человека, характерных для исконно русской ментальности. Русская национальная идея выступает здесь в качестве идеи созерцающей любви и свободной предметности, углубляясь в которую мы сможем восходить к Богу. В связи с этим все категории экзистенциалов человеческого бытия Ильин подразделяет на «первич-ные силы» (сердце, созерцание, свобода, совесть) и «вторичные силы» (воля, мысль, форма, организация). С этой позиции смысл русской идеи может быть выражен иначе, – как подчинение и формирование вторичных сил на основе первичных, т.е. создание духовной культу-ры. Это определило и характер русской религиозности, основанной на созерцании, свободе и совести, которые проявились в православ-ной дисциплине и организации, в русском искусстве, где во внеш-нюю форму облекается глубокое идейное содержание, в русской нау-ке, раскрывающей предмет во всей его полноте благодаря свободно-му творческому исследованию.
В сфере общественно-политической организации государства, по мнению Ильина, наиболее приемлемой формой правления для России является монархия. «Россия росла и выросла в форме монархии не по-тому, что русский человек тяготел к зависимости или политическому рабству, – писал мыслитель, – но потому, что государство в его пони-мании должно быть художественно и религиозно воплощено в едином лице, беззаветно любимом и укрепляемом всеобщей любовью»7. Власть монарха в России всегда выполняла роль консолидирующей силы, символа могущества и независимости Русского государства. Как и многие другие философы русского ренессанса, Иван Ильин полагал, что монархия в России имеет сугубо экзистенциальные основания, которые выражались, прежде всего, в «живой очевидности сердца». Это составляло отражение сущности русской идеи в сфере историче-ски сложившегося общественно-политического строя России. Соглас-но справедливому замечанию многих исследователей, в творчестве Ильина, наряду с трудами И.Л. Солоневича, М.В. Назарова и Л.В. Ти-хомирова, теория монархического государственного устройства нашла наиболее полное отражение8.
Исторически сложившаяся самобытность духовной культуры рус-ского народа есть неотъемлемое наше призвание и историческая зада-ча. Ильин определял ее смысл как необходимость для русского народа «быть таким со всей возможной полнотой и творческой силой, блюсти свою духовную природу и не соблазняться чужими укладами»9. Все, что дано России в качестве национального своеобразия, будь то осо-бенность государственного устройства, молитвы, быта, искусства или науки, – все это есть дар Божий и призвание наше. Иван Александро-вич был убежден, что заимствование западной культуры губит Россию, что «мы Западу не ученики и не учителя. Мы ученики Бога и учителя самим себе», – и в этом он видел смысл русской идеи.
Вне всякого сомнения, Ильин оставил глубокий след в истории русской религиозной философии. «В ХХ столетии в России не было более трезвого и глубокого политического мыслителя, чем Иван Алек-сандрович Ильин»10. В его творчестве черты русского духовного и по-литического своеобразия не просто получили четкое оформление и осмысление, но, прежде всего, были обозначены как путь националь-ного возрождения России. Идея эта не теряет своей актуальности и в наше время, время утраты русским народом преемственности своей истинной культуры и ментальности, когда нам особо необходимо на-циональное духовное обновление. И в связи с этим творческое насле-дие И.А. Ильина и его идеи являются для нас ориентиром на пути воз-рождения России.


Примечания
1    Гулыга А.В. Творцы русской идеи. М., 2006. С. 230.
2    Цит. по: Гулыга А.В. Указ. соч. С. 229.
3    Ильин И.А. О русском национализме. Сборник статей. М., 2007. С. 110.
4    Там же. С. 111.
5    Там же. С. 112.
6    Там же. С. 113.
7    Там же. С. 112.
8    Владимиров В.В. Смысл русской жизни. М., 2006. С. 244.
9    Ильин И.А. Указ. соч. С. 115.
10    Гулыга А.В. Указ. соч. С. 239.

 

Нас поддерживают: Ремонт квартир

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >