Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ





Жизнь и деятельность Игумена Серафима
Автор: Елеев Владимир Леонардович

Игумен Серафим (Бакланов): жизнь и деятельность

 14 мая 2007 года верующие Республики Марий Эл отметили зна-менательное событие – 360 лет со дня чудесного обретения Мироно-сицкой иконы Пресвятой Богородицы, ставшей Небесной Покрови-тельницей Марийского края. В 1649 году на месте явления чудотвор-ного образа по указу царя Алексея Михайловича был основан мужской Мироносицкий монастырь. На протяжении столетий обитель распро-страняла свет духовного просвещения на территории Марийского края, миссионерская деятельность ее насельников оказывала огромное духовно-нравственное влияние на местное население.

Одним из самых известных настоятелей Мироносицкого мона-стыря был игумен Серафим, в миру Стефан Кузьмич Бакланов. Родил-ся он в 1869 г. в деревне Медянино Царевококшайского уезда Казан-ской губернии в крестьянской семье, 1 августа 1895 г. был принят в Мироносицкую пустынь, 29 мая 1898 г. определен послушником мо-настыря, 12 марта 1899 г. пострижен в монашество с именем Серафим, 7 июня 1899 г. рукоположен во иеродиакона, 5 марта 1900 г. – во ие-ромонаха. Отец Серафим пользовался уважением и доверием епархи-ального начальства и братии: 23 мая 1903 г. указом Казанской Духов-ной консистории он был утвержден казначеем обители, 17 февраля 1904 г. определением Святейшего Синода – настоятелем Мироносиц-кой пустыни, 24 марта 1907 г. был возведен в сан игумена1.
Батюшка управлял обителью около 12 лет. Во время его настоя-тельства монастырь значительно окреп в хозяйственном отношении. Стараниями отца Серафима в Мироносицкой пустыни был заложен небольшой плодово-ягодный сад, на монастырской даче в лесу распо-ложилась пасека в 70 ульев, за которой ухаживал послушник монасты-ря. В обители было налажено производство качественного кирпича, часть которого шла на продажу2.
Отец Серафим принимал активное участие в общественной и культурной жизни Царевококшайского уезда – был попечителем го-родских и сельских (Медянинской, Пахомовской, Ронгинской) школ, Мироносицкого земского училища, принимал экзамены в земских школах, был членом Царевококшайской городской управы, нес по-слушание казначея Царевококшайского отделения Братства святителя Гурия3.
Во времена настоятельства игумена Серафима Мироносицкий мо-настырь активно занимался благотворительной деятельностью: сред-ства перечислялись в Совет Братства святителя Гурия, на восстановле-ние Православного христианства на Кавказе, в Санкт-Петербургское славянское благотворительное общество (в пользу нуждающихся сла-вян), на нужды русских богомольцев у Живоносного Гроба Господня и на поддержание Православия в Святой Земле, на построение церквей и школ в западных губерниях Российской империи, на распространение Православия между язычниками, на нужды малообеспеченных учени-ков Казанского Духовного училища, на развитие церковно-приходских школ Казанской епархии, для раненых и больных воинов, в пользу нуждающегося духовенства4. При Мироносицкой пустыни существо-вал приют, открытый в 1910 г. на пожертвования архиепископа Казан-ского и Свияжского Никанора (Каменского). В нем жили десять детей-марийцев, которые обучались в находившейся при монастыре земской школе5.
Особое внимание отец Серафим уделял миссионерской работе. Батюшка совершал поездки по Царевококшайскому уезду, в ходе ко-торых беседовал с язычниками и новокрещенными, раздавал духовную литературу. К примеру, в начале февраля 1910 г. отец Серафим посе-тил деревни Купсола, Шургуял, Кур-Сола Ронгинского прихода, где провел с местным населением беседы на марийском языке о земной жизни Спасителя, читал жития некоторых святых на марийском языке, раздавал крестики, книги духовно-нравственного содержания и лис-товки на марийском языке. 17 февраля того же года батюшка вторично побывал в Ронгинском приходе, уже с чудотворной иконой Святых Жен Мироносиц. Совместно со священниками с. Кузнецово Антонием Николаевым, с. Ронги Николаем Голубевым и о. Симеоном Петропав-ловским в здании училища в деревне Кур-Сола на марийском языке было совершено всенощное бдение. После богослужения состоялась беседа, по окончании которой населению были розданы крестики, брошюры и листки. Затем отец Серафим и другие священнослужители отправились в с. Ронга, где на следующий день была совершена Боже-ственная литургия и молебен перед иконой Святых Жен Мироносиц, а в селе Малый Абаснур отслужен молебен перед Мироносицкой ико-ной. Целью поездки, по словам о. Серафима, было также стремление противодействовать некой «лже-богородице» – девице из Вятской гу-бернии, проживавшей в с. Абаснур и выдававшей себя за пророчицу и предсказательницу будущего, и к которой шли как русские, так и ма-рийцы, что вносило путаницу и в без того недостаточно твердые пред-ставления местного населения о Православной вере. Но встреча с сек-танткой не состоялась, потому что та уехала в Вятскую губернию.
Проповедь отца Серафима и сослужащего ему духовенства при-несла свои плоды. В конце февраля 1910 года в Мироносицкий мона-стырь прибыл житель деревни Кур-Сола Семен Чумаев, изъявивший желание пожить в обители, креститься и вступить в число братии. Ви-дя его искреннее желание принять Православие, батюшка наставлял его в вере. По благословению архиепископа Никанора над язычником Семеном Чумаевым в храме Мироносицкой пустыни было совершено Святое Крещение с наречением имени Василий, после чего новопро-свещенный остался жить среди братии монастыря. При совершении Таинства присутствовал родной брат принявшего крещение язычник Александр Чумаев, с которым отец Серафим после Литургии провел беседу о необходимости принятия им Святого Крещения и также по-лучил согласие6.
С целью просвещения язычников-черемис 3 января 1912 г. отец Серафим посетил деревню Верх-Ушут, находящуюся в 50 верстах от Мироносицкой пустыни. Остановился батюшка в доме язычника Ми-хаила Николаевича Медведева, и поскольку хозяина на месте не было, беседовал с его женой Салимой о предстоящем крещении их дочери. Из беседы стало видно, что мать никаких материальных выгод не ищет, а руководствуется желанием просветить душу дочери светом христианства и дать ей посильное образование. Затем отец Серафим беседовал и с дочерью, носившей в язычестве имя Кугу-Удюрь. Она прекрасно знала Закон Божий, молитвы, Символ веры, заповеди и ска-зала, что уже давно желает креститься. Батюшка побеседовал и с жи-телями деревни; собравшимся раздали брошюры духовного содержа-ния, несколько книг по Священной истории Нового Завета на черемис-ском языке, показывали им картины священных событий, объясняя их содержание. Вечером в присутствии сельского старосты и других со-седей-свидетелей были написаны необходимые расписки о доброволь-ном и непринужденном согласии семьи Медведевых на обращение к Православию их дочери. Крещение девушки состоялось в Царевокок-шайском Богородице-Сергиевом женском монастыре по благослове-нию Высокопреосвященнейшего Иакова (Пятницкого), архиепископа Казанского и Свияжского. 14 января 1912 года перед Всенощным бде-нием было совершено оглашение язычницы, а 15 января перед нача-лом Божественной литургии благочинным протоиереем Алексием Азановским в сослужении священников Николая Преображенского и Антония Николаева, а также диакона Михаила Вотякова, при стечении молящихся, было совершено таинство Святого Крещения с наречени-ем крещаемой имени Мария, а затем игуменом Серафимом (Баклано-вым) была совершена Божественная литургия7.
Христианское просвещение населения Марийского края было де-лом непростым, но благодаря помощи Господа и Его Пречистой Мате-ри труды подвижников благочестия имели успех. Особенно ярко это проявилось при следующих событиях. 20 сентября 1912 г. совместно со священниками Адрианом Троицким (с. Сурты) и Даниилом Федо-ровым (с. Пуялки) игумен Серафим совершил опасное путешествие в деревню Шуашнур Царевококшайского уезда, где они, рискуя жизнью, пытались образумить новокрещенных марийцев, собиравшихся при-нять участие в языческом молении. Неподалеку от языческой рощи был отслужен молебен перед чудотворной Мироносицкой иконой Пресвятой Богородицы и произнесена проповедь. При содействии бла-годати Божией языческое моление, планировавшееся сроком на 3 дня, непонятным образом расстроилось на второй день, 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы8. Не состоялось подобное моление у деревни Шуашнур и на следующий год9.
Настоятельские и миссионерские труды игумена Серафима (Бак-ланова) были высоко оценены: 7 апреля 1910 г. ему было преподано архипастырское благословение за благоустройство Мироносицкого монастыря; 6 мая 1911 г. Святейшим Синодом батюшка был награж-ден наперсным крестом, а 28 мая 1914 г. советом Братства святителя Гурия ему было присвоено звание почетного миссионера по Царево-кокшайскому уезду10. Скончался игумен Серафим (Бакланов) 19 фев-раля 1916 года.
Вся жизнь о. Серафима до последнего вздоха была посвящена служению Богу и Русской Православной Церкви. Будучи настоятелем Мироносицкой пустыни, батюшка много сделал для распространения Православия среди марийского народа: неоднократно выезжая в мис-сионерские поездки, он привел к вере во Христа многих людей. Важно отметить и то, что многие насельники, подвизавшиеся в монастыре во времена настоятельства и под руководством о. Серафима, приняли мученический венец, что свидетельствует о нем как о добром пастыре.


Примечания
1    ГА РМЭ. Ф. 88. Оп. 1. Д. 116. Л. 75-76.
2    Церковное торжество на «Святом месте» // Известия по Казанской епархии. 1909. ? 35.
3    ГА РМЭ. Ф. 88. Оп. 1. Д. 116. Л. 75-76.
4    ГА РМЭ. Ф. 88. Оп. 1. Д. 112. Л. 50, 51, 52. Там же. Д. 116. Л. 37, 45.
5    Миссионерский приют при Мироносицкой пустыни // Известия по Казан-ской епархии. 1910. ? 48.
6    ГА РМЭ. Ф. 88. Оп. 1. Д. 116. Л. 140.
7    Страничка из современной летописи о просветительной деятельности Ми-роносицкой пустыни и Богородице-Сергиевского монастыря Царевококшай-ского уезда // Известия по Казанской епархии. 1912. ? 23-24.
8    Современная просветительская деятельность Мироносицкой пустыни. Из-вестия по Казанской епархии. 1912. ? 37, 38.
9    Инородческое обозрение. Кн. 9. Казань, 1914. С. 604.
10    ГА РМЭ. Ф. 88. Оп. 1. Д. 116. Л. 76.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >