Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow Религиозная философия arrow Православная Церковь и внешняя политика





Православная Церковь и внешняя политика

Автор: Стариков Ю.

Православная Церковь и внешняя политика России во второй половине XV века

В годы правления Ивана III (14621505) значительно акти визируется внешняя политика Русского государства. Военные и дипломатические события второй половины XV века стали переломными во всей отечественной истории, качественно из менив Россию, которая теперь превратилась в единое, центра лизованное и независимое государство. 

В развитии внешней политики Ивана III исследователи выделяют два основных этапа, хронологической гранью между которыми служит начало 1480х гг.1 Первый период — период собирания русских земель и борьбы за их независимость — за вершился с присоединением Новгорода в 1478 году и победой над ханом Ахматом в 1480м. Материалы источников позво ляют утверждать, что именно на этом этапе Русская Церковь своими наставлениями оказала наибольшую поддержку свет ской власти. Второй период, характеризовавшийся непростыми отношениями с Литвой и Казанским ханством, стал временем окончательного объединения Руси и установления отношений как с восточными, так и с западными соседями. Одной из важнейших проблем стали взаимоотношения Москвы и Новгорода. В начале 1460х гг. литовский митро политуниат Григорий вновь принял Православие и при под держке константинопольского Патриарха Дионисия I2 стре мился стать митрополитом Всероссийским. И, прежде всего, он хотел подчинить своей власти Новгород, для чего собирался предпринять поездку в русские земли. Узнав об этом, Иван III запретил ни «посла патрiарша, ни Григорьевыа и в свою землю впущать не вел?ть»3 и сообщил об этом новгородскому архи епископу Ионе. Великий князь, следуя примеру своего отца, в очередной раз сохранил Русскую Церковь от раскола. Но затишье продолжалось недолго. В 1470 году преставил ся архиепископ Иона. Новгородцы, согласно древнему обы чаю, на вече сами выбрали нового кандидата в архиеписко пы — «н?коего священноинока Феофила именем». Иван III утвердил это назначение: «и аз их жалую, и того нареченнаго Феофила … стати на архиепископью Новгорода и Пскова … по прежнему обычаю, как было при отц? моемъ»4. Вероятно, Великий князь возлагал особые надежды на поддержку ново го архиепископа, так как в это же время в Новгороде значи тельно усилилась партия Марфы Борецкой, желающая пере дать город под власть польского короля Казимира IV. Среди новгородцев не было единого мнения на этот счет. По сооб щению летописи, одни люди, «д?ти Исака Борецкого … кричати … хотим за короля Польскаго», другие же говорили, что поляки — это «развратници, яко же прежни еретици, науче ни дьяволом»5. Спор о политическом подчинении Новгорода здесь (как и в последующем) тесно переплетался с вопросом о церковной юрисдикции. Разрубить узел противоречий могли только совместные действия русских светских и церковных властей. Поводом к принятию решительных мер стало посольство новгородцев к польскому королю: «и послаша ко акаянному ляху и латинину кралю Казимеру Литовскому, дабы за ним жити и дань давати ему, и прося у него князя, и митрополиту Григорья, такому же латинину прося у него с?бе епископа»6. Иван III и митрополит Филипп послали новгродцам обличи тельные послания, в одном из которых Великий князь пытал ся образумить непокорных, говоря: «но еще и жаловати вас хочю, свою отчину»7. Здесь княжеская летопись напоминает, что Новгород — это законное владение русского князя, достав шееся ему от предков. Но новгородцы, «яко пси», не желали подчиниться. Тогда Иван III отправился на совет к митрополиту с предложением организовать военный поход. Сам факт такого совещания го ворит о важности церковной власти в глазах Великого князя. Если отвлечься от устоявшихся в историографии взглядов на эту проблему8, то источники рисуют нам вполне четкий образ симфонии властей: «и князь великы прием благословенье от митрополита Филиппа … и начат въоружатися», а митрополит «ограждаетъ его крестомъ и молитвою въоружает его и благо словляет его на противныа и вся воа его, яко же Самоил Дави да на Гольафа»9. «Молитвою помози ми», — просил Иван III, и митрополит сердечно молился за него у мощей московских святителей10. Кстати сказать, очевидно, в результате такой же поддержки Великий князь все свои договорные и духовные грамоты писал «во имя Святыя и Живоначалныя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и по благословению отца нашего … ми трополита всеа Русии»11. Вполне очевидно, что Иван III шел покорять Новгород не только ради государственного, но и ради церковного единства русских земель. Свидетельства летописи сообщают, что «поиде на них (новгородцев. — Ю.С.) князь велики не яко на христи анъ, но яко на иноязычникъ и на отступник православиа»12. Действительно, как отмечает А.М. Сахаров, «в 1471 г. поход против Новгорода принял характер общерусского ополчения против «изменников христианству»13. Учитывая менталитет эпохи, можно утверждать, что такой мотив в действиях князя был вполне естествен. Иван III выступил в роли православного государя — охранителя и объединителя Церкви. Так или иначе, но поход на Новгород оказался удачным. Уже в 1471 г. «самодержецъ възвратися оттуду к Москв? с поб?дою великою»14. Однако на этом история с присоединением Новго рода не закончилась. В 1477 г. в городе вновь вспыхнуло восста ние. Причиной к тому послужило посольство новгородцев (в составе подвойского Назара и вечевого дьяка Захария) к Ива ну III, в ходе которого послы обратились к Великому князю не как к «господину», а как к «государю»15. Такой поступок вызвал возмущение новгородского вече: «того не бывало, никоторого великаго князя государем не называли, но господиномъ»16. В итоге послы были казнены, а Ивану III было отказано в выше упомянутом титуле. Назревал новый вооруженный конфликт. Как и в прошлый раз, Великий князь отправился на совет «къ отцу своему ми трополиту Геронтею» и просил его благословения на новый поход против клятвопреступников. Получив оное от митро полита «и еже о нем священнаго собора, архиепископъ и епи скопъ, и всего священническаго чина»17, Иван III выступил на Новгород. На подступах к городу его встретило посольство во главе с архиепископом Феофилом, просившим князя о прими рении. Государь выдвинул условие полного подчинения горо да и упразднения вечевого строя. 15 января 1478 г. новгородцы признали свое поражение. В городе были казнены сто заговор щиков, вечевой колокол был увезен в Москву. Кроме того, по сообщению летописи, Иван III повелел «взятии половину вс?х волостеи владычних да и монастырьских»18. Были конфискова ны земли шести монастырей и десяти волостей. Но вряд ли стоит считать этот факт злонамеренным поку шением князя на церковную собственность. Дело в том, что новгородский архиепископ Феофил, чьи земли были конфи скованы, еще во время конфликта должен был выступить про тив Ивана III со своим полком, но в последний момент отка зался от этого. Вероятно, именно изза этого в октябре 1478 г. архиепископ был взят под стражу, и именно этим оправдыва лось изъятие церковных земель. К тому же, источники не со общают о какихлибо возражениях митрополита Геронтия, что весьма показательно. Православная Церковь также активно поддерживала русское государство в продвижении на восток. В 1467 г. был организован поход русских войск на Казань и Вятку. Митрополит Филипп направил Ивану III послание, в котором призывал князя идти «на поганых за Святыя Церкви и за все православное християн ство»19. Далее он писал: «и благословляю вас, своих детей, чтобы … стояли с Божиею помощию твердо противу безбожных … А яз … с своими детми Бога молим непрестанно о вашем благородие и о господстве»20. Другое послание митрополит направил твер скому епископу Геннадию (Кожину), где прописал ему «бить челом» тверскому князю Михаилу Борисовичу, чтобы тот от правил свои войска для участия в казанском походе. В послании сказано, что сделать это епископ Геннадий должен «по своему святительскому долгу». Этот факт показывает отношение ми трополита к поддержке государственной власти. Одним из крупнейших событий в правление Ивана III ста ло освобождение Руси от ордынского ига. Летом 1480 г. войска хана Ахмата двинулись на соединение с Казимиром IV с целью последующего похода на Москву. Но на берегах р. Угры (левого притока Оки) они встретили организованную оборону русских войск. В результате ни одна армия не решилась форсировать реку, и началось знаменитое «стояние на Угре». Однако сам Иван III изза ряда внутриполитических слож ностей21 еще в сентябре 1480 г. вынужден был оставить войска и вернуться в Москву. Многими этот шаг был расценен как ма лодушие, тем более, что ходили слухи о возможном перемирии с татарами. Ростовский архиепископ Вассиан Рыло поспешил направить Великому князю послание с церковным наставле нием. Этот чрезвычайно интересный документ отразил саму сущность отношения Церкви к великокняжеской власти. В начале послания архиепископ оговаривается: «наше (дело. — Ю.С.) убо, о государю великий, еже въспоминати вам, ваше же — еже послушати»22. Задача Церкви — это нравствен ное наставление Государя. Упоминаются и прежние заслуги Ивана III, его стремление «крепко стояти за православное хри стианьство» против безбожных татар. Но сейчас «супостаты глаголют» князю отступить и не защищать стадо Христово. «И молимся твоей д?рьжаве: не послушай таковаго съвета их»23, — пишет Вассиан. Он предупреждает: за христианские земли Великий князь несет ответственность перед Богом. В пример исполнения княжеского долга архиепископ приводит подвиг князя Дмитрия Донского. По мнению Р.Г. Скрынникова, Вассиан Рыло пытался сыграть ту же роль, что и Сергий Радонежский в событиях 1380 г.24 Но следует учи тывать, что к 1480 г. обстоятельства существенно изменились, и архиепископ Вассиан обращается к Ивану III уже как к «ве ликому Русскых стран християнскому царю»25. Его воинство бьется не только за интересы государства, но, прежде всего, «за православную Христову веру и за святыя Божия церкви». Власть русского правителя осмысляется здесь как власть пра вославного царя — охранителя Церкви и всех православных народов. Для исполнения этой миссии Вассиан даже освобо ждает Ивана III от клятвы не воевать с ханами, которую тот дал своим «прародителям». Существенное место в послании занимает и критика Вели кого князя. Упоминая Димитрия Донского, Вассиан пишет, что князь не говорил: «жену имею, и дети, и богатство многое», и это не было (в отличие от Ивана III) поводом к отступлению. Автор, разумеется, намекает на Софью, вторую жену князя, которая в 1480 г. ввиду опасности спешно бежала в Белоозе ро. Особенно резко об этом отзывается великокняжеская лето пись: «(Софья. — Ю.С.) бо б?гала за Белоозеро и з боярынями от татаръ, а не гонима никым же … Воздаи же имъ, Господи, по д?лом их, и по лукавъству начинания их»26. Такое порицание княжеского рода, очевидно, было связано с тем, что сын Со фьи — Василий — претендовал на престол в той же степени, что и законный наследник — сын Ивана III от первого брака Иван Молодой. Это обстоятельство вызывало недовольство русских людей. И все же главным объектом критики в послании стало бег ство самого Ивана III. Этот факт, а также сведения о некоторых волнениях в Москве27 дали повод ряду историков утверждать, что на Руси, «повидимому, назревало антифеодальное восста ние»28, и архиепископ Вассиан готов был выступить одним из его идеологов. Но эта точка зрения не выдерживает критики: текст источника недвусмысленно дает понять, что Вассиан был обес покоен лишь готовностью князя признать власть Орды и путем архиепископского наставления хотел предостеречь его от этого. Церковная проповедь не стала напрасной. Не получив по мощи от Казимира IV, зимой 1480 г. хан Ахмат отступил от рус ских границ. Окончательно было свергнуто ордынское влады чество над православным народом. Церковь стала рассматривать внешнюю политику России как фактор, влияющий на судьбы всего православного мира. Так, в послании некоего монаха к великокняжескому воеводе (датируется 14731507 гг.) последнему дается такой совет: «раз сматряя вся языки иноплеменные … смятии сердца их, Божиею милостью растерзая мысли их, пособствующи православному христьянству»29. В другом послании (1480 г.) игумен Троице Сергиева монастыря Паисий Ярославов поучает юного князя Ивана Молодого: «стани крепко противу врага Божья и вели церкви и за сродников своих»30. Враг России теперь мыслится как враг Божий: ведь Россия стала последним оплотом вселен ского Православия. И Великий князь — «христианский царь», «Богом венчанный» и «Богом утвержденный» — становится главным защитником Церкви от внешних врагов.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >