Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow История христианства arrow Христианство на Руси





Христианство на Руси
Автор: Лангольф Оксана Григорьевна 

Установление христианства на Руси 

Больше тысячелетия прошло с того дня, когда Русь была официально крещена. Этому событию предшествовал длительный период распространения Православия в нашем Отечестве. Ученики Христа спешили во все концы мира для привлечения народов ко Господу. История христианства на Руси начинается с предания о путешествии на Русь святого апостола Андрея Первозванного, брата апостола Петра. Увидев горы вверху Днепра, он сказал ученикам: «На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей». Он благословил эти горы, поставил на них крест. Впоследствии в этих местах возник г. Киев1. 

Еще до крещения киевлян в IX веке среди русов были христиане. Князь Кий был приглашен императором в Византию, чтобы заключить союз. Там его дружинники ощутили высоту христианской культуры, и через них Русь стала узнавать о вере Христовой. В 860 году киевские князья Аскольд и Дир с дружиною пришли в ладьях воевать Константинополь, но греки с молитвою погрузили в море ризу Пресвятой Богородицы, море взволновалось, и ладьи были разметаны. Русские послали посольство и просили крещения. Это было первое крещение на Руси. Патриарх Фотий в 867 году в Окружном послании к епископам сообщал, что русские исполняют христианские обычаи с великим усердием2. На Руси появились церкви. В 944 году в церкви святого пророка Илии в городе Киеве князем Игорем был подписан договор с Византией.
Говоря о распространении Православия на Руси, нужно ос    
тановиться на том, что 24 мая мы вспоминаем создателей славянского алфавита, просветителей славян в Моравии, братьев Кирилла (827-869) и Мефодия (815-885). Их жизнь стала служением славянской культуре. После смерти отца Константин (при пострижении в монахи названный Кириллом), отличавшийся ученостью, из византийского города Солуни отправился в Константинополь, где продолжил обучение. Затем он занимал пост патриаршего библиотекаря, но оставил государственную службу и преподавал в университете эллинскую и христианскую философии. Вместе со своим учителем, будущим патриархом Фотием, он занимался филологией. Затем, как знавший язык славян, был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение народа оказалось невозможным, потому что не было книг на их родном языке. Вместе со своим братом Мефодием, Кирилл приступает к созданию славянской азбуки.
Примерно с 862 года Мефодий переводит книги на славянский язык, но есть сведения, что еще в 860 году Кирилл крестил в южнорусских степях 200 семей и нашел у них Евангелие и Псалтирь своего же перевода. Для обращения в христианскую веру русских был послан митрополит Михаил. Князь русов призвал народ принять крещение. Старейшины потребовали чуда: чтобы Евангелие было брошено в огонь и не сгорело. Господь совершил это чудо, и народ крестился.
23 мая 863 года в столице Болгарии Плиске был оглашен новосоставленный славянский алфавит, а через два месяца в Софийском соборе патриарх Фотий отслужил в честь этого события молебен.
В связи с этим моравский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой разрешить богослужение не на латинском, а на славянском языке, чтобы прекратить влияние в своем государстве немецкого духовенства на культурную жизнь страны. Константин взялся за составление азбуки на основе греческого алфавита. Требовалось перевести и переписать большое количество книг, поэтому буквы должны были быть простыми и легкими и в то же время красивыми, чтобы человек, увидев их, захотел овладеть письмом.
 
Появились буквы, которые отсутствовали в греческом алфавите: б, ж, ш, з, с, ч, щ, ц, ъ, ь. Всего в алфавите было 43 буквы.
В буквах славянской азбуки присутствуют такие элементы: крест, круг (соединение начала и конца), треугольник (Троица)3. Считается, что славянская азбука — наставление братьев. Вот литературный перевод азбуки: «Я знаю буквы, Слово — это достояние, Живите, трудясь усердно, Земляне, как подобает разумно людям, Постигайте наше мироздание, Несите слово убежденно! Знание — дар Божий! Вникайте, чтобы Сущего свет постичь»4.
В языке, ставшем для славян международным письменным языком (старославянским), были грецизмы, латинизмы, болгарские элементы.
С 863 года в течение 40 месяцев, до весны 867 года, братья просвещали моравских славян, воспитывали учеников, внесших вклад в историю письма и славянской культуры: Горазда, Климента, Лаврентия, Ангелара, Славомира, Наума. В 866 году братья оставили Моравию, так как в 864 году Людвиг Немецкий, боясь, что Римская церковь окончательно потеряет свое влияние в этой стране, захватил ее. В 868 году братья приехали в Рим. Папа Адриан признал, что славянские книги могут просвещать народ, принял их, а учеников Кирилла и Мефодия благословил и посвятил в сан служителей Церкви. В Риме Кирилл принял монашество, но внезапно заболел. Перед кончиной он просил брата не оставлять труды учительства и не удаляться в монастырь. Кирилл умер 14 февраля 869 года и был похоронен в правой стороне от алтаря церкви святого Климента. В Риме Мефодий получил сан архиепископа, распространял славянские книги в Паннонском княжестве. После захвата Паннонии немецкий епископ приказал арестовать Мефодия. Два года тот находился в Швабской тюрьме. Освободили его в 874 году при Святополке, преемнике Ростислава. В Моравии, Чехии, Польше богослужение уже шло на славянском языке, поэтому немецкое духовенство сфабриковало на Мефодия подложные письма, доносы. Мефодий уезжает в Византию, но через год снова возвращается в Моравию, переводит библейские книги. 4 апреля 885 года Мефодий скончался. Через год из Моравии были изгнаны ученики Кирилла и
 
Мефодия. Около двухсот учеников были отданы воинам, отвезены в придунайские земли, шли под конвоем нагими, с приложенными к шее мечами и приставленными к бокам копьями. Славянские книги уничтожались. У восточных же славян дело Кирилла и Мефодия утвердилось прочно. Сначала — в Болгарии, принявшей благодать Святого Крещения в 864 году; оттуда христианское просвещение пошло в Сербию, Румынию, на Русь, которая с конца IX — начала X века поддерживала с Болгарией тесные отношения.
На Руси ученики Кирилла и Мефодия основывали школы. В Киеве была открыта дворцовая школа «учения книжного». К концу IX века уже тысячи людей умели писать и читали богослужебные книги. В 1380 году братья Кирилл и Мефодий были канонизированы.
Славянский алфавит просуществовал неизменным более семи столетий. Только в Петровское время были упразднены «юс малый», «юс большой», «кси», «пси», «зело», омега». Во второй половине XVIII века алфавит пополнился буквами «и краткое», «е». В 1918 году была проведена еще одна реформа по упрощению алфавита: упразднены буквы «i десятеричное», «ять», «фита», «ижица», «ер» на конце слов.
Сейчас наша азбука содержит 33 буквы, она проста и удобна. Кириллическое письмо используют болгары, сербы, белорусы, украинцы, русские, народы Севера, таджики, татары, казахи, узбеки. Каждый человек, изучающий русский язык, должен хранить в своей памяти имена славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Благодаря им, наши предки славяне восторженно устремились к источникам христианского Богопознания, изложенным на славянском языке.
Христианство продолжало распространяться при святой равноапостольной княгине Ольге. Была она славянкой из Псковской земли, происходила из рода Гостомысла, по совету которого были призваны на Русь князья-варяги, языческое имя ее Прикраса. С князем Игорем она познакомилась при переезде через реку Псков. Опекун Игоря, князь Олег, поехал за ней и выдал за Игоря, славянское имя заменил собственным, назвав Ольгой5.
 
В летописи рассказывается о путешествии Ольги в 957 году в Константинополь и о ее крещении там. В составе посольства в Константинополь был пресвитер Григорий, возможно, убедивший ее в спасительности Христовой веры. Ольга была крещена в Святой Софии и наречена именем Елена, восприемником был император Константин Багрянородный. Предстоятель Церкви прославил ее в своей речи: «Благословенна ты в женах русских, яко возлюби свет, а тьму остави. Благословити тя хотят сынове рустии и в последний род внук твоих». Патриарх вручил ей святой Крест с надписью: «Земля Русская была воздвигнута для жизни в Боге крещением блаженной Ольги». Крест этот исчез во время разгрома Киева татарами в 1240 году. Вернувшись в Киев, княгиня приказала крушить идолов языческих. Занимаясь внуками Ярополком, Олегом и Владимиром, Ольга посеяла в их сердца семена православной веры. Окрестить внуков она не могла, так как сын ее Святослав был убежденным язычником. Тем не менее, Ольга неустанно распространяла Православие между своими подданными. Святославу говорила: «Я, сыну мой, познала Бога и радуюся, аще ты познаеши и радоватися почнешь». За сына она молилась ежедневно. В 969 году, когда заболела, в последний раз предложила Святославу окреститься. А когда он отказался, то предсказала ему плохой конец и вечную погибель. Через три года после кончины Ольги Святослав был убит печенегами, которые из его черепа сделали своему правителю чашу6.
После кончины Ольги явились и первые мученики Русской Православной Церкви — Феодор и Иоанн, убитые язычниками в 983 году. Язычники приносили Перуну и Велесу человеческие жертвы, и жребий пал на юного Иоанна, сына православного варяга Феодора, который отказался выдать его язычникам: «Если ваши боги всемогущи, пусть они сами придут и возьмут моего сына!» Язычники подрубили столбы их дома, отец и сын были убиты. Князь Владимир был поражен их мужественной смертью и на месте их убиения воздвиг Десятинную церковь. (Празднование мученикам Феодору и Иоанну совершается 12/25 июля.7)
Внук Ольги, Владимир, с 17 лет самостоятельно княжил на Руси, шесть лет провел в походах, объединяя Русь от Карпат и
 
Немана до Белоозера, Оки и Волги. А.А. Шахматов считает, что в XI веке было два сказания о крещении Владимира: в одном из них сообщалось, что он был обращен в христианство греческим философом в Киеве. Во втором, в «Повести о Крещении Руси», говорится о крещении его в Корсуни после взятия города и отправления посольства с требованием руки царевны Анны, сестры императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных (условием брака было крещение Владимира), о наречении Владимира именем Василий в честь святого своего восприемника, императора Василия II. Перед крещением Владимир ослеп и прозрел, когда вышел из купели.
Существует легенда, что в 987 году Владимир отправил посольство для испытания вер. Вернувшиеся послы сообщили, что не знают веры лучше греческой. Стоя в церкви, они не знали, на земле они или на небе.
Где же и как крестился князь Владимир?
О крещении Владимира и Русской земли говорится в «Памяти и похвале святому Владимиру», составленной мнихом Иаковом и дошедшей до нас в рукописи XV века. Этот источник был составлен раньше «Повести временных лет» Нестора. В «Слове о законе и благодати» митрополита киевского Илариона, «Памяти и похвале святому Владимиру» мниха Иакова, «Чтении о святых мучениках Борисе и Глебе» летописца Нестора говорится, что истинными причинами принятия православия Владимиром был пример его бабки, свято жившей под Богом, украсившейся добрыми делами. Влиял на князя пример его матери христианки Малуши. Он всегда слышал о земле Греческой, где чтят единого в Троице Бога. Иаков мних (XI в.) пишет, что Владимир взял Корсунь, уже будучи христианином. «Чадо и весь дом его» приняли крещение в конце 987 года в имении своем — Васильеве. По современному календарю это время с 1 января по 1 марта. Такое решение частично диктовалось и союзным договором, заключенным осенью 987 года между Константинополем и Киевом, — оказать Византии военную помощь. После этого должен был состояться брак с Анной при условии, если Владимир крестится. Следующим летом князь ходил к Днепровским порогам и
 
лишь на третье лето взял Корсунь. Осадив город, он обратился к Богу с молитвой, чтобы Он даровал ему победу, чтобы «привести люди крестьяны и попы на свою землю и да научить люди закону крестьянскому». Вот главная причина, которой руководствовался Владимир, заключая договор с Византией. Бог услышал его, и князь «прия град Корсунь» (989).
Владимир оказал Василию военную помощь против мятежа Варды Фоки и провинциальной военной знати, начавшегося в 986 году в малоазийской провинции империи. Фока в 987 году провозгласил себя императором и к лету 988 года стоял на Босфоре. После подавления мятежа Василий не стал выполнять договор, подписанный в 987 году, так как требование руки Анны было унизительным для ромейских василевсов (базилевсов). (По договоренности Анна должна была приехать к Днепровским порогам). Тогда Владимир двинул свою дружину на Корсунь. Город осаждался 6 месяцев и был взят в мае-июне 989 года. К несчастью для византийцев болгары стали совершать опустошительные набеги на империю, а в Малой Азии вновь началось возмущение Варды Склира; поэтому Василий все же отправил Анну к Владимиру, так как ему нужен был союзник. Венчание было в храме Святых апостолов. Дружина крестилась во Влахернской церкви Пресвятой Богородицы. Затем, поставив у стен Корсуни церковь святому Василию, Владимир с женой, с греческим корсунским духовенством, с иконами, мощами священномученика Климента, епископа Римского, возвратился в Киев.
В Киеве летом 989 года Владимир открыто объявил о решении крестить народ: «Аще не обрящется кто, богат ли, или убог, или нищ, или работник, противен мне да будет». Русский народ, предугадав величие духовного подвига князя, потек ко Днепру, говоря: «Аще бы се не добро было, не бы сего князь и боляре прияли»8. Православные болгарские священники крестили киевлян 30 сентября/13 октября при впадении речки, названной потом Крещатик, в Днепр. У них были богослужебные книги, переведенные Кириллом и Мефодием на славянские языки. Со священниками был греческий митрополит Михаил. В год крещения Руси Владимиру было всего 25 лет.
 
В первые три года вера распространялась по всему Великому пути «из варяг в греки», далее — в Ростово-Суздальской земле. Православными людьми оказывалась помощь бедным, больным. Народ любил князя Владимира и называл его «красным солнышком». Князь собирал со всех концов Руси старейшин на совещания, после которых устраивал пиры. Скончался он в своем любимом селе Берестове 15/28 июля 1015 года, был погребен в Десятинной церкви Киева, затем мощи Владимира хранились в Софийском соборе9.
Христианская культура обогатила Русь новыми научными и философскими понятиями. Стали развиваться архитектура, живопись (иконография) и музыка. Христианство дало стимул развитию собственной письменности на Руси. Появился патриотический памятник «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. При Ярославе Мудром появилась при Софийском соборе первая библиотека. Славянский язык в середине XI века превзошел по своим выразительным богатствам многие языки европейского мира. В XI веке в монастырях Киева и Новгорода писались летописи о событиях общегосударственной значимости. Приходы и монастыри имели большое значение в развитии Руси: осваивались лесные дебри, поднимались целинные земли, осуществлялась христианизация иноверцев. Восточные славяне объединились через Церковь, культуру и единый литературный язык. Церковь оказывала влияние на прекращение княжеских междоусобиц, на расширение связей с другими европейскими государствами, на развитие русской нации. Молясь за митрополита Киевского и всея Руси, прихожанин чувствовал свою связь с центром государства. Князь на Руси считался защитником Православия (это пришло из Византии). После принятия христианства возвысилась роль женщины, преобразовалось семейное и брачное право, стали гуманнее гражданские законы. Церковь влияет на совесть, душу русского народа, обогащает его нравственные идеалы святостью, аскетизмом, смирением, братолюбием, жертвенностью. Православная Церковь учит патриотизму, благословляет воинов на защиту Отечества. Например, Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на
 
Куликовскую битву. У людей Древней Руси была удивительная любовь к миру при одновременном признании мира греховным, суетным.
Ф.М. Достоевский писал: «Христианство есть единственное убежище Русской земли от всех ее зол». Эти слова актуальны и сейчас.

 

Примечания
 

1 Повесть временных лет. Изборник. Повести Древней Руси. М., 1986. С. 25.
2 Митрополит Минский и Белорусский Филарет. Установление христианства на Руси. Крещение Святого князя Владимира и Русской земли // Тысячелетие крещения Руси. Международная церковно-историческая конференция. Киев. 21-28 июля 1986 г. Материалы. М., 1988. С. 39-61.
3 Зайцева О.Н. Уроки истории русского языка в школе. Предпрофильное обучение. Методическое пособие для учителя 8 кл. М., 2005. С. 25.
4 Буквицы Древней Руси: Глаголь, Добро, Есть // Морозова Е. «Детская роман- газета». 2005. № 1(67). С. 14-15.
5 Жития русских святых. Месяцеслов. Ольга. М., 2005. С. 163.
6 Там же. С. 163-164.
7 Жития русских святых. Месяцеслов. Феодор Варяг, киевский первомученик Российский. М., 2005. С. 164.
8 См.: Митрополит Минский и Белорусский Филарет. Указ. соч.
9Жития русских святых. Месяцеслов. Владимир (в крещении Василий) равноапостольный, великий князь. М., 2005. С. 165-167.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >