Pravmisl.ru







Единоверие
Автор: Священник Валерий Лавринов

Единоверие на урале

Первые старообрядцы появились на Урале в 1680е гг. Среди некогда дремучих лесов они основали село Шарташ. Вскоре вокруг возникло восемь скитов и три часовни. Приток раскольников возрос во времена Петра I, когда открылось множество частных чугунолитейных и железоделательных заводов. При трудностях набора рабочей силы владельцы и управляющие заводов вынуждены были тайно принимать в число рабочих и беглых крепостных, и беглых каторжных, и старообрядцев.

Последним в 1716 г. было разрешено открыто жить в городах. Поэтому население первых уральских заводов — Невьянского и Нижнетагильского сплошь было раскольничьим. С течением времени старообрядцы заняли ведущие должности и стали помогать своим единомышленникам. Сторонники старых обрядов всегда имели высоких покровителей в лице заводовладельцев, золотопромышленников и купцов. В 1740 г. на Урале была основана противораскольническая миссия, но успеха она не имела.
В зависимости от правителя страны и отношение к раскольникам было различным — то снисходительным, то неоправданно жестоким. В 1768 г., при Екатерине II, вновь последовали запрещения строить церкви и часовни, иметь колокола. Однако раскольники получили право приписываться к купечеству и избираться на общественные должности. В результате они оказались очень влиятельной группой населения, особенно в Екатеринбурге. Здесь с момента основания города имелась Успенская старообрядческая часовня. В 1792 г. появилась вторая — Никольская.
В самом начале своем старообрядчество распалось на два направления: поповщину и беспоповщину. Сторонники первого ориентировались на духовенство старого (до раскола) поставления, вторые же, не имея такового, позволили совершать богослужения и таинства выборным мирянам. Первыми священниками на Урале стали иноки Никифор и Иов, подвизавшиеся в Нижнетагильском заводе. Поскольку сами священники без епископа не могли никого рукополагать, со временем у поповцев встала проблема поставления духовенства. Пришлось переманивать на свою сторону «беглых попов» — православное духовенство, по разным причинам невостребованное или отвергнутое Церковью, и принимать их определенным чином. Ввиду запретов государства на такие действия раскольники вынуждены были пойти на уступки. В таких условиях сложилась новая ветвь старообрядчества — единоверие.
27 октября 1800 г. императором Павлом I были утверждены так называемые правила единоверия. Собственно это были условия московских старообрядцев, на которых они искали общения с Русской Православной Церковью, с замечаниями на них Московского митрополита Платона. Не вдаваясь в перечисление всех 16 пунктов, нужно отметить главное — возможность иметь свои церкви и священников, с условием совершения ими богослужений и треб по старопечатным книгам. Единоверческие же священники по духовным делам попадали под суд и в полное ведение православных епископов. Принятые «пункты» стали основополагающими для распространения единоверия, хотя история его началась на два десятилетия раньше. Высочайшими повелениями в ряде епархий была введена практика служения по старым обрядам, однако факты воссоединения раскольников с Церковью носили единичный характер. Следует заметить, что 27 октября 1799 г., ровно за год до вышеупомянутого события, екатеринбургские старообрядцы в количестве 71 человека обращались с подобной просьбой к императору, однако остались без ответа.
В 1803 г. екатеринбургский старообрядец купец Я. Ф. Толстиков подал прошение Пермскому епископу Иустину о постройке храма на основании правил единоверия. В 1805 г. в Екатеринбурге была заложена и вскоре освящена единоверческая церковь в честь Всемилостивого Спаса с приделом свт. Николая Чудотворца. Это была первая единоверческая церковь на Урале и вообще в Пермской епархии. По имени своего строителя она еще называлась Толстиковской. Для церкви специально были изысканы старинные антиминсы, один из Казанского собора, другой из Тобольского. Сначала количество прихожан составило немногим более 100 человек, но с 1810 г. к ней приписались обратившиеся в единоверие старообрядцы Томской, Тобольской, Оренбургской и югозападной части Пермской губерний . В дальнейшем распространение единоверия приостановилось, поскольку в 1822 г. император Александр I разрешил старообрядцам совершение богослужений беглыми попами. В 1837 г. староверам опять было запрещено использовать беглых попов, а также строить и ремонтировать свои молельни. Большинство часовен, в том числе СвятоТроицкая в Нижнем Тагиле, были отобраны и запечатаны. Старообрядцы стали получать «исправленных попов» с Иргиза. Так, раскаявшийся беглый поп Парамон Лебедев в 1837 г. был определен к СвятоТроицкой церкви Екатеринбурга. Эта вторая церковь города была заложена в 1818 г. и подругому именовалась Рязановской в честь своего строителя купца Я. М. Рязанова. В 1834 г. в Синоде был даже проект устроить на Урале для противодействия раскольникам два единоверческих монастыря: Шарташский КазанскоБогородицкий женский, а также мужской у села Краснояр близ Ревдинского завода. Но межевание земли затянулось до 1839 г., а затем об этом забыли . В 1845 г. последовал запрет на старообрядческое письмо: к этому времени уже получила широкое распространение Невьянская школа иконописи. Многие старые иконы записывались заново.
Самым благодатным временем для распространения единоверия на Урале стала первая половина XIX в. В этот период многое сделал Пермский епископ Аркадий (Федоров). Он старался воздействовать на наиболее авторитетных раскольников не только силой принуждения, но и силой убеждения, что имело немалый успех. Владыка стремился всячески облегчить переход в единоверие, обходя, насколько было возможно, строгие предписания. В начале его деятельности в Пермской епархии было всего два единоверческих прихода, к концу же имелось уже 70 приходов, из общего количества 179 в Российской империи. С 1836 по 1851 гг. владыка Аркадий присоединил к единоверию 40863 человек .
Присоединение к единоверию проходило не всегда гладко, имели место попытки перехода обратно в раскол. Так, в 1862 г. единоверцы села Лая Верхотурского уезда, ссылаясь на аварийное состояние часовни, разобрали по домам иконы, книги и прочее церковное имущество. Уездному миссионеру пришлось немало потрудиться, чтобы восстановить утраченное доверие . К успехам миссионерства можно отнести и переход в единоверие в 1891 г. начетчика Нижнетагильской часовни М. С. Сушкова, впоследствии известного Екатеринбургского священника и благочинного . Под влиянием бесед, проводимых епархиальными миссионерами, шел медленный процесс присоединения старообрядцев к единоверию. В 1903 г. присоединились на правах единоверия 239 человек .
Если в 1885 г. при открытии самостоятельной Екатеринбургской епархии в ней имелось 33 единоверческих прихода, то в начале XX в. таковых насчитывалось 36. В пользовании общин имелось 39 храмов (35 приходских, три кладбищенских и один приписной), 17 часовен и молитвенных домов. Почти все храмы были перестроены из старообрядческих часовен посредством пристройки алтаря. Приходы объединялись в три благочиннических округа. Духовенство при единоверческих церквах: 1 протоиерей, 35 священников, 4 диакона, 13 псаломщиков. При СвятоТроицкой единоверческой церковноприходской школе Нижнетагильского завода имелся дополнительный класс для подготовки причетников единоверческих церквей. Общее количество единоверцев в епархии к этому времени составляло около 47 тыс. человек .
Нужно отметить, единоверцы строго придерживались своего прихода. Даже единоверческое кладбище в Екатеринбурге, основанное в 1847 г., было разделено между Спасской и СвятоТроицкой общинами. На территории первой была построена МихаилоАрхангельская церковь.
По случаю исполнившегося 27 октября 1900 г. столетия учреждения единоверия, екатеринбургские единоверцы просили епископа Иринея (Орду) отслужить в их СвятоТроицкой (Рязановской) церкви Литургию, на что он дал свое согласие. Преосвященный совершал богослужение в сослужении 6 единоверческих священников по древнему «Чиновнику» с соблюдением древних обрядов без малейших опущений, песнопения исполнялись знаменным напевом по крюковым нотам. Храм был переполнен молящимися, причем немало было и раскольниковбеспоповцев. В конце пятичасовой службы владыка благословлял двуперстием.
Надо сказать, что единоверцы еще в прошлом веке неоднократно просили правительство поставить им особых епископов. Так, в 1864 г. к императору Александру II обращались екатеринбургские единоверцы. Но прошение не только не было удовлетворено, но было запрещено и впредь подавать таковые. Первый единоверческий Съезд состоялся в 1912 г. в Петербурге. Екатеринбургские единоверцы были представлены настоятелем Рязановской церкви священником Андреем Новиковым. И хотя существенных решений принято не было, вопрос о выделении единоверческих приходов в самостоятельную епархию уже возник. Епископ Екатеринбургский Серафим (Голубятников) к разделению епархии относился отрицательно и даже представил Поместному Собору 1917 г. протест, подписанный пятью маститыми единоверческими священниками. В апреле 1918 г. после долгих споров данный вопрос был окончательно разрешен. Постановлением Собора оговаривалось, что единоверческие епископы, хотя и управляют самостоятельно, но находятся в канонической зависимости от православных епископов.
3 апреля 1918 г. в СвятоТроицкой (Рязановской) церкви Екатеринбурга состоялось приходское собрание, на котором обсуждался вопрос об учреждении в составе Екатеринбургской епархии Шадринской единоверческой кафедры. Собрание признало таковое учреждение весьма желательным и обратилось за благословением к Екатеринбургскому епископу Григорию (Яцковскому). Владыка отнесся сочувственно и положил резолюцию: «Благословляется образовать комиссию для обсуждения вопроса о единоверческом епископе применительно к определению Священного Собора Православной Российской Церкви» . В качестве возможного кандидата рассматривался петроградский священник Семен Шлеев (вскоре епископ Симон), но по неизвестным причинам выборы не состоялись. Самостоятельный единоверческий архиерей на Урале появился в 1922 г. Им стал Петр (Гасилов) с титулом епископа Саткинского. С 1926 г. Саткинскую кафедру занял епископ Вассиан (Веретенников). Количество единоверческих приходов на территории Екатеринбургской епархии и в лучшие времена, не превышало 40, а с притеснением безбожников постепенно сокращалось.
В советское время единоверцы испытывали большие трудности с кадрами духовенства. Старые священники умирали, а подготовка новых не велась. В 1925 г. перешел в единоверие и был назначен настоятелем Спасской (Толстиковской) единоверческой церкви Свердловска известный екатеринбургский протоиерей Анатолий Пономарев. В 1932 г. перешел в единоверие священник Александр Зубрицкий, он был назначен к СвятоТроицкой церкви (в Никольской часовне). В течение 1928–1930 гг. в Свердловске были закрыты все единоверческие церкви: Спасская, МихаилоАрхангельская кладбищенская и СвятоТроицкая. Свердловские единоверцы остались без храмов и вынуждены были просить у беспоповцевчасовенных в аренду часть Никольской часовни. По достигнутой договоренности часовня была перегорожена пополам. Часовенные сохранили за собой алтарную часть, а единоверцы устроили храм в западной части. Чуть лучше было положение в других городах. В Невьянске из двух храмов в 1929 г. был закрыт РождествоБогородицкий. В Нижнем Тагиле имелось два единоверческих храма. В 1930 г. закрытие их не коснулось. СвятоТроицкий храм был закрыт лишь в 1934 г., КазанскоБогородицкий же вовсе не закрывался.
В 1936 г. был арестован епископ Вассиан. По крайней мере, в это время он возглавлял все единоверческие приходы страны с титулом Саткинского и Керженского и имел первенствующую кафедру в единоверии. По делу кроме него проходило 11 мирян. Епископ вскоре был расстрелян, остальные приговорены каждый к десяти годам . В Свердловской области в это время еще оставалось несколько приходов: в Свердловске, Нижнем Тагиле, Артях, Серебрянке, Балакино, Сарапулке. Число единоверческих приходов неуклонно снижалось.
В марте 1941 г. «ввиду непригодности помещения» была закрыта Свердловская Никольская часовня, и единоверцы, занимавшие ее западную часть, лишились возможности совершать богослужения. К началу Великой Отечественной войны в области оставалось только три действующих единоверческих церкви: КазанскоБогородицкая Нижнего Тагила; Введенская села Пристань Артинского района; Богоявленская села Серебрянка Кушвинского района.
Нижнетагильская церковь в 1930 г. была разделена между двумя общинами. Главный храм — Казанский — остался за единоверцами, а правый — Николаевский получили православные. В 1942 г. единоверческая община, не в силах нести хозяйственноэксплуатационные затраты, передала свою половину храма в аренду православной общине.
В 1943 г. возобновилась служба в Вознесенской единоверческой церкви села Березовка Артинского района. В том же году единоверческая община поселка Черноисточинска получила возможность совершать богослужение в молитвенном доме, а в 1944 г. ей вернули храм.
В первые послевоенные годы единоверческие общины слились с православными, хотя продолжали оказывать большое влияние на население, традиционно поддерживая консервативные религиозные обряды. Так, в Нижнем Тагиле при объединении Казанской и Никольской общин в Выйской церкви часть единоверцев открыто выразила недовольство и будоражила верующих еще несколько лет. Известно, что епископ Свердловский Товия (Остроумов), назначая священников в Нижний Тагил, особо инструктировал их, зная, какие требования предъявляют старообрядцы и к службе, и к духовенству.
В послевоенные годы со стороны Православной Церкви были попытки поддержать единоверцев и сохранить богослужение. Так, в 1954 г. тот же епископ Товия по просьбе общины и по договоренности с митрополитом Ростовским принял священника Гетманского, знающего старые обряды, в приход села Балакино Нижнетагильского района. Однако это не спасло положение, и единоверие в конце 1950х гг. в области, как и во всей стране, перестало существовать. В дальнейшем единоверческие приходы начали появляться в стране лишь в 1990е гг. Первый единоверческий приход, открытый за прошедшие десятилетия, образовала община беспоповцев поморского толка. Начетчик был рукоположен в сан священника, а община получила в пользование Николаевскую церковь Нижнего Тагила (в селе Горбуново).

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >