Pravmisl.ru







Косово и Албания
Автор: Лотменцев А. М.

Албанский элемент в Косово: история проблемы 

Косово, Косово и Метохия, или, как называют иногда этот край сами югославы, Космет является одной из двух автономных областей (вторая — Воеводина) в составе Республики Сербии. Территория края составляет около 10887 кв. км.
В исторической памяти сербского народа Косово и Метохия занимают особое место, в чем нетрудно убедиться любому человеку, побывавшему в Югославии. 

Действительно, многие из событий, определявших судьбу Сербии, происходили, начиная со второй половины XI в. именно в Косово. Зимой 1073/74 г. в Косово сражался с византийской армией наследник зетского престола Бодин. В этой битве решалась также судьба болгарского народа. В конце XI в. в Косово располагались важнейшие крепости жупана Вукана, предка Стефана Немани — св. Симеона, отца первого сербского архиепископа св. Саввы. Важнейшей из этих крепостей был град Звечан, руины которого производили незабываемое впечатление на редких и в лучшие времена туристов.
В конце седьмого десятилетия XII в. в бою под Пантином, недалеко от Звечана, родилась новая сербская держава династии Неманичей после победы над византийским войском, в котором участвовал и дядя Немани Тихомир. После того, как третий сын Стефана Немани Растко  основал Хилендарский монастырь, среди дарованных этому вертограду сербской духовности сел в ряде грамот упоминаются и косовские. Битва на Косовом поле, о которой имеется богатейшая историография, так же как и последующие сражения у Грачаницы, около Нового Брода, очередная битва на Косовом поле (1448) ознаменовали закат средневековой сербской державы .
Косовская область была также и центром сербской духовной культуры. Всего в Косово было около тысячи четырехсот монастырей и церквей, из которых значительная часть функционировала вплоть до бомбардировок НАТО в 1999 г. В Метохии находится один из основных центров Сербской Православной Церкви — Печская патриархия. Среди наиболее значимых памятников, представляющих культурное значение, следует отметить Высокие Дечаны, Грачаницу, монастырь Богоматери Левишкой и т. д. Многие церкви и монастыри были разграблены в годы турецкой оккупации или превращены в мечети, другие спалены дотла. С другой стороны, многочисленные турецкие культурные памятники, наиболее интересным из которых можно счесть могилу султана Мурада, никогда не подвергались даже угрозе уничтожения.
Сербская средневековая держава и, в особенности, область Косово и Метохия, находящаяся на перекрестке путей, соединяющих Запад и Восток, в течение веков подвергались ударам различных неприятелей. Овладеть этой областью значило обрести контроль над Балканами и всей ЮгоВосточной Европой. Начиная с XIV в. из Косово на север начинают уходить колонны беженцев. Первым из этих переселений сербского народа, происходившим вскоре после Косовской битвы , руководил Димитрий, брат героя народных песен Марко Королевича. О массовом переселении сербов в Южную Венгрию во второй половине XV в. свидетельствует письмо короля Матьяша Корвина, причем упоминается цифра в 200 тысяч человек. Каждому сербскому школьнику хорошо известны два Великих Переселения — 1690 г. под руководством патриарха Арсения III Чарноевича и 1737 г. при патриархе Арсении IV Йовановиче Шакабенте. Таким образом, область Косово и Метохия постепенно пришла в упадок. Известно, что в 1690 г. из Косово ушло около 37 тысяч сербских семей , бежали наиболее образованные, богатые и предприимчивые люди. Во всех отношениях этими двумя переселениями Косово было отброшено на несколько столетий назад в своем развитии. Отмена юрисдикции Печской патриархии в 1766 г. отметило высшую точку кризиса в жизни косовских сербов. На смену сербам приходили люди иных национальностей, главным образом это были католикиалбанцы из самой Албании или спустившиеся с местных горных пастбищ. Сначала отношения сербов и албанцев складывались неплохо. Известно, что семейные кланы албанцев (фисы) принимали на себя обязательство защищать сербские святыни, назначая для этого специальных монастырских воевод. Тем не менее туркам удалось постепенно в значительной степени исламизировать албанцев и противопоставить их сербскому народу. Политику Порты в отношении албанцев продолжила Австрия, а затем АвстроВенгрия, и в ходе Второй мировой войны — Германия и Италия. В настоящий момент той же политики придерживается НАТО. Следует добавить, что в 1945 г. югославское правительство само осложнило ситуацию, приняв постановления о запрете на возвращение в Косово беженцев, покинувших край, опасаясь итальянскоалбанского террора, и о ревизии земельных наделов.
Поскольку вопрос о времени вхождения Косово в сербскую державу и о роли этого региона для сербской государственности можно счесть частично разрешенным, попробуем выяснить теперь время появления на этой территории албанцев и проследить, насколько возможно, пути их миграции. Судьба этого этноса прослеживается с трудом. Большинство ученых сходится на том, что, подобно иллирам, фракийцам и эллинам, албанцы ведут свое происхождение от старого балканского этнического слоя. Можно вспомнить Албанию, располагавшуюся в древности в северном Азербайджане, можно предположить связь между арбанасами и арабами. Во времена римского владычества албанцы населяли долину реки Шкумбы и ряд примыкающих территорий, оказавшись изолированными от происходивших тогда этнических процессов. По имени реки, согласно одной из версий, албанцышиптары и получили свой этноним . Здесь их и застали славяне, переселявшиеся на Балканы во времена императора Юстиниана в VI в. Интересно, что албанцы не изменили существенно регион своего расселения и тогда, когда на Балканах поселились турки. На востоке они не переходили долину Черного Дрина, а на юге так и не пересекли границу северного Эпира. Уже после турецкого вторжения они начинают использовать горные пастбища, а затем спускаются на оставленные сербами плодородные земли. Впрочем, как было указано выше, по крайней мере во времена Стефана Душана албанцы уже были пастухами. В целом албанская историография склонна рассматривать свой народ как аборигенов Косово, с чем сложно согласиться. Например, согласно мнению одного исследователя, тщательно документированному, сербы составляли около 98 % населения накануне Косовской битвы, в то время как албанцы упоминаются очень эпизодично, чаще в качестве участников караванов .
Согласно описи 1455 г., проведенной турками на землях Косово и Метохии сразу после изъятия этих земель у Бранковичей, насчитывалось всего 46 домов, принадлежавших албанцам, что опять указывает на их незначительную долю в этой области. За 66 лет, прошедших с момента Косовской битвы до переписи, албанцы упоминаются в источниках лишь эпизодично. Величайшим историческим событием в жизни албанского народа стало принятия ислама (кон. XVI–нач. XVII вв.). Отныне путь на восток был открыт для албанцев, их поселения начинают в большом количестве возникать повсюду на турецкой части Балкан и, в первую очередь, в Косово. Их распространению значительно способствовало участие сербов в двух войнах с Портой на стороне Австрии (1689–1690 и 1737). Как было уже сказано, значительная часть сербов покинула в ходе двух переселений Косово и отправилась на территории под австрийским управлением. Было всего четыре волны албанских переселенцев . Первая отправилась из южной Албании в Грецию, вторая — из центральной Албании в Македонию, наконец, третья и четвертая волны непосредственно коснулись Косово, их называют Дукаджинская и Малисирская, переселение продолжалось с конца XVII до конца XIX вв. Не вдаваясь в довольно значительные племенные различия между этими албанцами, скажем, что изначально между ними было немало католиков, которые постепенно отказывались от христианства под влиянием своих соплеменников. Впрочем, одно из племен, чтобы сохранить свою религию, ушло вместе с сербами в 1737 г. в Срем и впоследствии слилось с единоверными хорватами. Часть оставшихся племен продолжала распространяться, захватывая новые земли до 1912 г., когда в ходе Первой Балканской войны эти земли были отбиты государством Карагеоргиевичей у турок.
Метод, которым пользовались албанцы при заселении новых мест, был по тем временам достаточно оригинальным; первым делом албанские четы устраивали террор против местного христианского населения, а затем поселяли в сербской деревне дветри семьи, которые поддерживали связи со своим фисом, затем к этим семьям постепенно переезжали их родственники. Таким образом, постепенно сербов выживали из их селений. События конца XVII–XVIII вв. способствовали осуществлению этой великоалбанской политики, так что заселение Косово албанцами продолжалось до середины XIX века, когда оно стало принимать несколько иные формы. Тем не менее албанцы продолжали значительно уступать сербам в количественном отношении. По данным 1838 г., в Пече сербы составляли 92,09 %, в Призрене из 25 тысяч сербов было 73,68 %, в то время как албанцев насчитывалось 16,63 %, в Джаковице албанцы составляли большинство, более 80 % . Экспансия албанцев стала возможной благодаря протекционизму турок, которые предоставляли более плодородные земли собратьям по исламу, не поощряли католиков, создавали пополнение военного класса, усиливали собственные позиции в регионе.
Согласно сообщению Петара Кукуля, аналитика австрийской армии, от 1871 г., сербы все еще составляли большинство, две трети населения Косово, при общем населении в 480 тысяч человек. Однако в период от 1878 г. до Первой мировой войны соотношение албанцев и сербов радикально меняется . Происходит массовое переселение албанцевмиридитов в Косово, предания этого племени также подтверждают, что их переселение произошло три–четыре поколения назад. Ситуация переменилась с переходом Космета под сербскую юрисдикцию (1912). В Косово переехало около 60 тыс. сербов, было создано 330 новых поселений, 46 школ, 32 церкви, многие из этих людей приняли мученическую смерть в годы Второй мировой войны. Всего за войну в Космете погибло около 10 тысяч сербов и около 70 тысяч вынуждено было бежать в Черногорию.
Оккупация итальянская (1941–1943) сменилась немецкой (1943–1944), земли Косово и Метохии были включены в так называемую Великую Албанию. В это время из Албании в Космет переселилось около 200 тысяч человек, все они остались в стране и после войны, в то время как сербы в Косово оказались в положении национального меньшинства. Конфликт с Информбюро усилил в большой степени приток албанцев в Косово, где они принимались как политические беженцы. Олигархия албанцев, постепенно укреплявшаяся в полиции и государственных структурах, откупая имущество сербов и черногорцев на национальные средства, содействовала укреплению имущественного положения албанских беженцев. После принятия конституции 1974 г. граница между Албанией и Югославией в области Косово была практически упразднена. Уход сербов и черногорцев принял в семидесятых годах массовый характер. С 1948 по 1991 год количество албанцев увеличилось в 3.2 раза, других национальностей — в 1.5 раза, наконец, число сербов практически не увеличилось, составив 1.1 от 1948 г.  Известно, что албанцы использовали паспорта умерших для легализации незаконных иммигрантов.
Данные переписей семидесятых годов свидетельствуют о приросте населения, который можно объяснить лишь переселением из Албании. Результатом экспансии албанцев стало уменьшение доли сербов от 47 % до 14.8 % (171 тыс.–209 тыс.) и увеличение доли албанцев от 51 % до 77 % (498 тыс.–1226 тыс.) с 1948 по 1981 годы . Постепенно сербы, как видно из этих данных, вытеснялись из Косова. Если в 1961 г. из 1439 селений насчитывалось 410 чисто албанских, то в 1981 г. их было уже 670. Подобное явление стало возможным благодаря политике, проводимой функционерами Союза коммунистов Югославии, отдавших по сути дела Косово на откуп албанским сепаратистам. Албаноязычный университет, Академия Косово и большинство районных институтов пытались убедить население в том, что Косово всегда было албанским, несмотря на то, что там нет по сути дела ни одного албанского памятника, а некоторые сербские семьи проживают в Косово не меньше 800 лет. Косовские албанцы организовали восстание 1945 г., волнения 1968 г., события 1981 г., именуемые в сербской историографии контрреволюцией, саботировали перепись населения 1991 г., так как она показала бы, что в Косово проживает значительно большее количество сербов, чем утверждала албанская пропаганда . Однако не только количество населения определяет суть земли, хранящей память о живших на ней людях. Пока стоят церкви и монастыри, Косово остается сербским и православным по духу.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >