Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow История христианства arrow Боевые действия в Югославии





Боевые действия в Югославии
Автор: Кожемякин М. В.

Война в Югославии: боевые действия вооруженных сил СРЮ

Одиннадцать недель ожесточенной воздушной войны Североатлантического альянса против Союзной республики Югославия в марте — июне 1999 г. уже отошли в область недавнего прошлого, однако в их истории все еще больше белых пятен, чем достоверной информации. Не в последнюю очередь способствуют этому обе противоборствовавшие стороны, стремящиеся всячески скрыть подробности и механизм функционирования во время кампании своих военных институтов, до запредельных размеров завысить эффективность своих действий и максимально занизить свои потери.

В данном докладе сделана попытка максимально подробно осветить действия вооруженных сил одной из сражавшихся в новой балканской войне сторон — Войска Югославии, преемника созданной еще в годы Второй мировой войны Югославской Народной армии. Принимая во внимание ограниченный объем статьи, автор счел возможным ограничился освещением исключительно событий воздушной кампании, не останавливаясь подробно на ходе сухопутных боевых действий в Косово. При этом были использованы только наиболее достоверные из довольно скудных источников информации по данной проблеме. Официальные данные прессцентра югославского генштаба, в частности, о потерях вооруженных сил НАТО в ходе боевых действий, использованы исключительно как иллюстративный материал ввиду их крайне сомнительной достоверности.
Силы ПВО и ВВС Югославии
По состоянию на 24.03.99 войска ПВО ВЮ располагали 60 (по другим данным — 40) стационарными ЗРК советского производства системы С75М «Двина» (их наименование в НАТО — SA2, организационно сведены в 8 дивизионов), 60 возимыми ЗРК С125 «Печора» и «Нева М1А» (SA3, 15 дивизионов) и 68 (по другим данным — 80) самоходными ЗРК 2К12 «Куб» и «Квадрат» (SA6, 16 отдельных батарей). Части ПВО сухопутных войск располагали примерно 1 500 зенитными орудиями различных систем и калибров преимущественно югославского производства, 54 советскими зенитными самоходными установками ЗСУ572 и несколькими сотнями югославских самоходных зенитных установок, в целом сведенными в 15 зенитноартиллерийских полков. Кроме того, на вооружении сухопутных войск находилось 113 (по другим данным — 130) самоходных ЗРК «Стрела1М» (SA9), 17 самоходных ЗРК «Стрела10М3» (SA13) и около 500 (по другим данным — до 800) ПЗРК «Стрела2М» и «Игла» (SA7 и SA14). ВМФ Югославии располагал примерно сотней стволов разнокалиберной зенитной артиллерии и двумя ЗРК «Оса М». Все эти зенитные системы на данный момент считаются устаревшими (за исключением, ПЗРК «Игла») и соответствуют стандартам вооружения второго поколения, то есть 60х–начала 70х гг., в то время как авиационная техника НАТО, которой им предстояло противостоять, в основном является оружием четвертого поколения, то есть 80х гг. Впрочем, неоднократные модернизации и хорошее техническое обслуживание позволило ЮНА поддерживать их в относительной боеготовности. Среди радарных станций ЮНА преобладали РЛС Р50 (Bar Lock) советского производства, но имелись и более совершенные французские системы, в том числе 4 мощных станции ДРЛО типа «ShahineMax». О системе маскировки и расположения наземных средств ПВО ЮНА точных данных в доступных источниках практически нет, как, видимо, не было их и у НАТО на протяжении всей кампании. Несмотря на задействование Североатлантическим Альянсом сверхточных систем разведки и слежения, своевременно обнаружить большую часть югославских систем и мощностей ПВО агрессорам так и не удалось.
ВВС Югославии располагали к началу боевых действий следующими силами, способными реально противостоять авиационной группировке НАТО в Европе:
1. На авиабазе Батайница (близ Белграда) и Подгорица (Черногория) находилась в полной боеготовности 127я эскадрилья истребителейперехватчиков МиГ29 советского производства (13 боевых и 2 учебнобоевых машины), вооруженных вполне эффективными советскими ракетами класса «воздухвоздух» Р27Р, Р32Р (АА7) и Р60М (АА8).
2. Кроме того, в воздушных боях вполне могли быть задействованы и 82 боеготовых многоцелевых боевых самолетов МиГ21, вооруженных более устаревшими ракетами К13А (АА2) и, гораздо реже, Р60М. 3 эскадрильи истребителей МиГ21бис/М/МФ/УМ (126я, 123я и 124я) базировались на ВВБ Слатина (Приштина) на территории автономного края Косово и Батайница (Белград). Однако рассчитывать на успех в воздушном единоборстве с современными самолетами НАТО эти хорошо послужившие машины могли равно настолько, насколько в 1941 году советские И16 и И153 могли оказать достойное сопротивление германским Ме109.
3. Самолеты «Орао2», «Ястреб» и «СуперГалеб» югославского производства (около 150) по сути являются тактическими штурмовиками и реального значения в воздушной войне не имели.
Все базы ВВС Югославии были оснащены запасными и тайными ВПП, подземными бункерами и ангарами для укрытия боевой техники авиации и материалов боевого обеспечения. Вообще, созданная в СФРЮ еще во времена И. Броз Тито разветвленная система бункеров и бомбоубежищ, а так же значительные запасы боевых материалов оказали Югославии огромную помощь в современных боевых действиях.
Итак, операция объединенных вооруженных сил НАТО против Югославии, получившая громкое название «Союзная сила», началась нанесением в ночь с 24 на 25 марта 1999 г. массированного ракетнобомбового удара по военным и стратегическим объектам на территории СРЮ. Первоначально в налетах на Югославию приняли участие боевые самолеты США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Канады, Польши, Нидерландов и Испании, Дании и Португалии, в дальнейшем к ним присоединилась и Турция. Реально же основными противниками Войска Югославии были пилоты из США, Англии, Германии, Франции, Польши и Канады.
Действия ПВО и ВВС Югославии на первом этапе войны
«ПВО Югославии оказало авиации НАТО отчаянное сопротивление», «в небе над Белградом шел настоящий воздушный бой» — за время 79дневной войны на Балканах такие фразы успели стать привычным рефреном сообщений мировых СМИ о трагических событиях в Югославии. Однако никто не даст действиям защитников югославского неба лучшей и более объективной оценки, чем их противник — избавившиеся от предвоенных иллюзий высокопоставленные военные НАТО. Вот как охарактеризовал противодействие ПВО ВЮ командующий группировкой британских Королевских ВВС, действующей на Балканах, командор Уиллби: «Югославам удалось создать крайне эффективную интегрированную систему ПВО, которая оказывает нашей авиации непреодоленное сопротивление». Командующий ОВС НАТО в Европе генерал У. Кларк был в этом отношении более лаконичен. «О подавлении ПВО Югославии говорить еще рано», — признался он на второй месяц боевых действий. Очевидно одно: несмотря на подавляющее техническое и численное превосходство и массированные бомбардировки территории СРЮ Североатлантический союз очень долго не мог добиться в воздушной войне над Балканами решающего успеха.
Выступая перед журналистами в Белграде 30.03.99, командующий войсками ПВО Югославии генералподполковник С. Смилянич, ставший национальным героем Югославии в этой войне, разъяснил некоторые общие моменты функционирования системы противовоздушной обороны. На начальном периоде боевых действий она строилась по принципу трех последовательных уровней.
1. Непосредственно против самолетов НАТО, первое время избегавших появляться в сфере досягаемости югославских систем ПВО, действовали истребители МиГ29 с аэродромов Подгорица и Батайница, в первую неделю войны совершавшие не менее 10–15 вылетов ежедневно и смело атаковавшие воздушного неприятеля.
2. Над всей территорией СРЮ против крылатых ракет и самонаводящихся реактивных снарядов и бомб с лазерным наведением НАТО (а со второй недели войны и против боевых самолетов) действовали ЗРК и истребители МиГ21.
3. Непосредственно же над крупными городами и стратегическими объектами СРЮ югославские ПВО «вешали зонтик» плотного огня многочисленной зенитной артиллерии, а для прицельной стрельбы по крылатым ракетам использовались модернизированные ПЗРК «Стрела».
Особенно эффективны были действия защитников югославского неба в первую неделю войны, когда югославские МиГ29 ежедневно вступали в бой с боевыми самолетами НАТО и, весьма вероятно, одерживали индивидуальные и совместные с ПВО победы.
Самое значительное число самолетов ВЮ было поднято в воздух в первую ночь налетов, с 24 на 25 марта, когда на перехват воздушной армады Альянса взлетели 14 из 15 югославских МиГ29, 21 МиГ21 и даже 3 истребителябомбардировщика «Орао2» (источники НАТО признают за югославскими пилотами только «десяток» боевых вылетов). Впрочем, действия югославских ПВО вполне объяснимо носили в первую ночь войны довольно растерянный характер: взаимодействие между ВВС и ПВО ощущалось слабо, тактика борьбы с самолетами и ракетами противника еще не была отлажена. Как результат, в первую ночь налетов югославам, по их данным, удалось сбить только 1 германский истребительбомбардировщик «Торнадо» и 3 крылатые ракеты «Томагавк». В то же время югославские ПВО потеряли 3 перехватчика Миг29, сбитых американскими палубными истребителями F18 и голландским F16, и 2 истребителя МиГ21 (один сбит, другой — поврежден и разбился при посадке), пораженные отличившимися в эту ночь польскими пилотами, летавшими также на экссоветских МиГ29. При этом погиб как минимум один югославский пилот. Наземные системы ПВО Югославии как минимум лишились нескольких РЛС, пораженных ракетами «Харм» и «Мэверик».
В дальнейшем эффективность действий югославских ПВО резко возросла, и уже в ходе дня 25 марта, по данным источников в российском генштабе, им удалось сбить американский истребительбомбардировщик F16 и еще несколько КР. Период с 24 по 31 марта был отмечен неоднократными воздушными боями над территорией Югославии и прилегающей к ней Боснии, а также относительно высокой активностью сил ПВО ВЮ. Впрочем, следует оговориться: за первые 4 дня бомбардировок командование НАТО официально признало, что только против трех его самолетов были выпущены югославские зенитные ракеты (в случае со сбитым 27 марта американским F117 — успешно), так как югославы, по мнению их противников, стремились сохранить свои ЗРК незамеченными как можно дольше. Однако по косвенным данным, действия югославских ВВС и ПВО были довольно результативны; первая неделя воздушной войны была во всяком случае не проиграна югославами. 30.03.99 прессцентр генштаба ВЮ определил боевые потери НАТО с начала кампании в 13 боевых самолетов, 2 вертолета, нескольких БПЛА и более 30 КР. Командующий войсками ПВО Югославии С. Смилянич был менее оптимистичен, заявив о потере Альянсом «по различным причинам» 7–8 боевых самолетов и 2–3 вертолетов; его данные, несомненно, тоже завышены, однако ближе к реальности. Учитывая тот факт, что командование НАТО вообще предпочитало умалчивать о своих потерях, результаты боевых действий в этот период выглядят, скорее всего, следующим образом:
1) В первую ночь налетов югославским истребителем МиГ29 был сбит германский истребительбомбардировщик «Торнадо». Факт его потери до полуночи 24 марта признавался даже в штабе Альянса в Брюсселе, впоследствии же был подтвержден источниками в российском генштабе (позднее канцлер ФРГ Герхард Шредер косвенно признал, что это была не единственная потеря Люфтваффе на Балканах, заявив, что было потеряно «несколько самолетов»);
2) 25 марта ВВС США был потерян истребительбомбардировщик F16. Он упал неподалеку от города Драгоман в Болгарии (пилот успел катапультироваться и попал в руки местной полиции), а фотография его обломков в окружении офицеров Болгарской армии появилась в болгарской газете «24 часа». По данным российских военных, он был сбит ЗРК «Квадрат» (экспортный вариант С125);
3) В ночь на 26 марта при заходе на посадку на авиабазу Авиано (Италия) потерпел катастрофу британский истребительбомбардировщик «Харриер», предположительно поврежденный в небе над Югославией. На утреннем заседании Парламент Великобритании почтил память погибшего при этом 24летнего пилота Королевских ВВС минутой молчания, хотя позднее НАТО опроверг эту информацию;
4) 27 марта югославским истребителем МиГ29 и комплексом ПВО С125 совместно был сбит в 40 км от Белграда малозаметный американский боевой самолет F117. Командование НАТО признало этот факт. Пилот катапультировался и был вскоре вывезен буквально на виду у нерасторопной сербской военной полиции спецгруппой морской пехоты США;
5) 29 марта в воздушном бою над Косово югославский истребитель МиГ29 нанес тяжелые повреждения однотипному польскому самолету, разбившемуся затем при вынужденной посадке на шоссе в районе Куманово (Македония). В польской военной периодике прошли сообщения о гибели пилота — поручика Эвальда Козаковского;
6) В тот же день во французской газете «Le Monde» была опубликована фотография обломков упавшего в Боснии американского «самолетаневидимки» F117 в окружении американских военных и сербобоснийских полицейских — уже второго «Стелса», потерянного с 27.03;
7) По сведениям российских миротворцев в Боснии, в последних числах марта в районе Брчко разбился при вынужденной посадке американский разведывательный вертолет «КайоваУэрриор», вернувшийся из воздушного пространства СРЮ с пожаром на борту.
Факт же уничтожения югославскими истребителями и средствами ПВО многочисленных крылатых и противорадарных ракет НАТО не нуждается в особом подтверждении: это было неоднократно заснято югославскими и иностранными корреспондентами. Эффективность действия ПВО Югославии против крылатых ракет НАТО была в эти дни, вопреки предвоенным прогнозам, крайне высока: не менее 25–30 % ракет были сбиты на подлете к цели.
В то же время авиации НАТО в период с 24 по 31 марта, вне зависимости от серьезных разрушений гражданских объектов и инфраструктуры СРЮ и тяжелых жертв среди мирного населения (по некоторым данным до 1 000 чел.), удалось нанести вооруженным силам Югославии довольно незначительные потери. В дополнение к сбитым в первую ночь войны югославским истребителям, пилотам НАТО удалось добиться только одного внушительного успеха 26 марта, когда американские истребители F16 сбили в небе над северовостоком Боснии 2 югославских МиГ29 (по данным ВЮ — учебнобоевых), пытавшихся отфланкировать боевые порядки взлетевшей с базы Авиано неприятельской авиации. Пилоты успели катапультироваться и были интернированы властями Республики сербской Босна. Кроме того, силам Альянса удалось повредить 6 военновоздушных баз ЮНА, вывести из строя несколько радарных станций и стационарных ЗРК, уничтожить ряд складов с боеприпасами и военными материалами и разрушить несколько казарменных и административных сооружений ЮНА, по большей части эвакуированных заранее или пустовавших. Боевые потери ЮНА в результате ударов НАТО не превысили за этот период 100–150 чел. убитыми и ранеными.
Итоги начальной стадии операции выглядели для Запада явно неутешительно. Первая неделя боевых действий выявила с одной стороны неожиданно высокую способность Войска Югославии противостоять мощным ударам сил НАТО, а с другой — непростительно грубые ошибки и недочеты, допущенные командованием Альянса при планировании и осуществлении операции. Однако эти ошибки были если не признаны, то учтены стратегами НАТО, и со второй недели войны вместе с возросшей интенсивностью бомбардировок Югославии имело место более эффективное распределение целей ракетнобомбовых ударов и более тщательное их осуществление. Не сумев нейтрализовать действия югославской авиации в воздухе, НАТО предпринял для завоевания господства в небе не совсем рыцарские, зато крайне действенные меры: начал планомерно разрушать ВПП и системы наземного обеспечения военновоздушных баз ЮНА. Эта операция окончилась практически полным успехом: вооруженным силам Альянса в конечном итоге удалось надежно приковать югославские истребители к земле до самого конца боевых действий.
Первые числа апреля стали последними днями, когда югославские МиГ29 поднимались в воздух. 5 апреля они провели несколько воздушных боев с авиацией НАТО и, вероятно, сумели сбить истребительбомбардировщик «Си Харриер» морской пехоты США и 2 КР (опять же по данным французской «La Monde», которая называет и погибшего при этом пилота — первый лейтенант Алан Л. Фицрой из 29й авиагруппы ВМС США) — это были последние воздушные победы югославских МиГ29. Впрочем, в тот же день в воздушном единоборстве с однотипным польским истребителем получил серьезные повреждения и один МиГ29 ЮНА. Вследствие тяжелейших разрушений ВПП авиабаз в Подгорице и Батайнице, превратившихся, по словам очевидца, «в сплошную воронку», югославские перехватчики подняться в воздух больше уже не смогли... Кроме того, в первых числах апреля пилотам НАТО удалось разработать удачную тактику обнаружения и поражения неприятельских МиГ29 на земле в единственные моменты, когда они находились вне своих укрепленных ангаров — непосредственно перед взлетом и после посадки. Так было уничтожено еще 4 из немногочисленных самолетов этого типа ВВС Югославии.
Истребители МиГ21 периодически взлетали на боевые задания еще гдето в течение недели и использовались как против КР и бомб НАТО, так и для патрульноразведывательных миссий. Однако, несмотря на участие, по крайней мере, в одном групповом воздушном сражении с боевыми самолетами Альянса (11 апреля над Приштиной), поразить ни одного из них им так и не удалось. В то же время американскими истребителями F15 11 апреля были сбиты еще 2 югославских МиГ21. Самого большого успеха истребителям Миг21 ЮНА удалось добиться в ночь с 31 марта на 1 апреля, когда патрулировавшая воздушное пространство над сербобоснийской границей пара этих машин засекла 2 американских вертолета (вероятно, НН60), шедших из Боснии с группой американских морских пехотинцев на борту, скорее всего, для спасения сбитого летчика, подававшего им сигналы с земли, и сбила их ракетами Р60. Заявлять об этом с весьма вероятной долей достоверности можно, опираясь, помимо югославских данных, на сообщение греческого телевидения, передавшего 5 апреля, что с целью сокрытия потерь, погибшие и раненые американские военнослужащие были отправлены в США через 427 госпиталь греческих вооруженных сил в Салониках. По греческим данным, из 25 находившихся на борту вертолетов морских пехотинцев 19 человек погибло, а 6 получили тяжелые ранения.
Постепенный вывод силами НАТО из строя большинства взлетнопосадочных мощностей авиабаз ВЮ заставил последнее к середине апреля окончательно отказаться от использования своей истребительной авиации и укрыть уцелевшие самолеты в укрепленных подземных ангарах или замаскировать их. Впрочем, легкие штурмовики «Супер Галеб» югославского производства наряду с боевыми вертолетами (Ми8 советского производства и «Газель» — французского) продолжали использоваться югославами в боях против Армии освобождения Косова вплоть до самого конца войны. 229я и 242я штурмовые эскадрильи ВВС СРЮ, укомплектованные «Супер Галебами» в апреле были рассредоточены по полевым аэродромам на территории Косово и почти ежедневно совершали бомбардировочные и разведывательные вылеты в интересах группировки ВЮ и МВД Сербии в автономном крае. Способность взлетать даже с грунтовой дороги, маневренность и возможность укрыться от ракет класса «воздухвоздух» на предельно низких высотах позволила этим небольшим турбореактивным самолетам избежать воздушных потерь от действий истребителей НАТО, а хорошее вооружение позволило им превратиться в реальную ударную силу в боях югославских вооруженных сил против формирований АОК.
Второй этап воздушной войны над Югославией
Фактически, он являлся наиболее длительным и ожесточенным. Наряду с постоянным наращиванием НАТО интенсивности ракетнобомбовых ударов по Югославии и перехода вооруженных сил Альянса от точечных ударов к тактике ковровых бомбардировок, он был отмечен наиболее массированным противодействием наземных средств ПВО ВЮ. Окончанием этого периода следует считать тот момент, когда, израсходовав большую часть своего запаса ракет ПВО, югославское командование приняло решение «придержать» оставшиеся ЗРК до начала вероятной наземной операции, предоставив оказывать сопротивление авиации НАТО только ствольной зенитной артиллерии.
Итак, с постепенным уходом югославской истребительной авиации с театра воздушной войны на Балканах боевые самолеты НАТО значительно увеличили свою активность над территорией СРЮ. Нанося удары по стратегическим и военным объектам на территории Сербии, Косово, и, в меньшей степени, Черногории, они начали выходить для пуска ракет или бомб на рубеж наибольшей эффективности — от 20–25 км до цели до положения непосредственно над нею (в зависимости от систем применяемого оружия). Впрочем, боевые самолеты НАТО еще не осмеливались снижаться менее, чем на 5–8.000 м, (тактические штурмовики А10 «Тандерболт» и А6 «Интрудер», эффективные именно на небольших высотах, вообще не применялись Альянсом до тех пор, пока не подтвердилась информация о том, что сербские ЗРК практически перестали действовать). Однако, сближаясь с целью, авиация НАТО оказывалась в сфере досягаемости югославских ЗРК; чтобы уклониться от устаревших ракет советского производства, пилоты, Альянса отстреливали специальные ловушкиимитаторы, а так же пытались сбить наводку «захватившей» их самолет ракеты каскадом фигур высшего пилотажа. И хотя это удавалось не всегда, надо отметить, что, несмотря на героические усилия югославских зенитчиков, их боевая техника была малоэффективна в борьбе против новейших самолетов Альянса.
Во второй период боевых действий силам ПВО ЮНА не удалось ощутимо снизить интенсивность действий противника; их успехи носили эпизодический характер, а все еще небольшие успехи авиаударов НАТО против собственно военных объектов в Югославии — результат скорее успешной маскировки и маневрирования, чем высокой эффективности сопротивления югославских военных.
Впрочем, зенитчикам ЮНА иногда улыбалось военное счастье. Первого успеха в борьбе против боевых самолетов НАТО им удалось добиться 1 апреля, когда при налете на телерадио ретранслятор в местечке Фрушка Гора ракетой ПВО был тяжело поврежден в опровержение всех прогнозов «самолетневидимка» ВВС США F117. Пилоту с трудом удалось увести свой «стелс» из воздушного пространства СРЮ, и он совершил вынужденную посадку на ближайшем аэродроме на территории Хорватии, где, как сообщило радио Загреба, «самолетневидимка» и был интернирован. Месяц спустя американские военные были вынуждены признать поражение югославской зенитной ракетой очередного F117, оказавшегося на поверку самым уязвимым из применявшихся против Югославии американских боевых самолетов. Однако 30 апреля характер повреждений позволил «невидимке» вернуться на свою базу в Германии. Успешно маневрируя своими передвижными ЗРК, югославским военным почти в течение месяца удавалось поддерживать противодействие налетам авиации НАТО на всей территории страны, избегая при этом значительных потерь. Наиболее успешно действовали подразделения ПВО ЮНА, защищавшие Белград, столицу Косово Приштину и крупнейшие города страны — Нови Сад и Ниш. К исходу апреля наземным средствам ПВО Югославии с высокой степенью достоверности удалось сбить над Белградом 1 итальянский истребительбомбардировщик «Торнадо» и 1 польский разведчик МиГ23 (оба этих самолета сумели дотянуть с тяжелыми повреждениями до соседней Боснии и упали уже на подконтрольной войскам НАТО территории). Это можно заключить на основании сообщений американского агентства новостей UPI, передавшего историю приключений катапультировавшегося над Боснией итальянского экипажа, и польского военного ежемесячника «Wojskowy przegled historicny», в мае посвятившего погибшему при аварийной посадке МиГа23 подпоручику Е. Вщенсовичу статью с патетическим названием «Смерть крылатого гусара». Сведения официального Белграда об уничтожении в этот же период над Приштиной канадского истребителя CF18 (аналог американского A/F18), в отличие от множества аналогичных сообщений югославских СМИ, также можно принять как весьма вероятные, так как они сопровождались публикацией в белградских газетах «Борба» и «Политика» интервью с его пилотом, капитаном канадских ВВС, якобы захваченным в плен югославскими военными. Факт уничтожения в районе Ниша американского боевого самолета F15 или F16, якобы пораженного при выходе из югославского воздушного пространства двумя ракетами ПВО, автор может засвидетельствовать только на основании личного осмотра его обломков и беседы с очевидцами. Кроме того, как сообщили российские офицеры миротворческих сил в Боснии, в апреле на аэродроме в Тузле приземлился еще один якобы поврежденный над СРЮ американский F16.
Югославским зенитчикам удалось уничтожить в апреле несколько беспилотных самолетовразведчиков, широко применявшихся командованием НАТО для наблюдения за перемещением югославских войск в Косово. Показательно, что сами военные альянса были вынуждены признать довольно высокие потери БПЛА. 7 апреля, по данным Пентагона, в Косово был уничтожен огнем зенитных орудий ВЮ американский беспилотный разведчик «Хантер», что явилось первой подтвержденной победой югославской зенитной артиллерии. А по сообщениям представителя Бундесвера в Македонии, в середине апреля германская авиация лишилась в небе над Косово сразу трех своих БПЛА; впрочем, о причинах их падения не сообщалось, так что вполне можно предположить и техническую неисправность. 27 апреля военные НАТО официально признали и первую потерю в результате авиакатастрофы: недалеко от Тираны разбился один из 24 ударных вертолетов ВВС США АН24 «Апач», буквально накануне прибывших в Албанию для участия в предполагаемой наземной операции (экипаж отделался легкими ранениями).
Последним периодом активного применения югославами своих зенитноракетных комплексов стала первая неделя мая, когда в дополнение к силам ПВО сухопутных сил ЮНА, были впервые задействованы зенитные средства югославских ВМС, сконцентрированных в гавани Бока Которская. Начиная с 1 мая они нанесли несколько ударов по авиационным соединениям НАТО, поднимавшимся для бомбардировок Югославии с авианосного соединения в Адриатическом море. 1 мая над Адриатикой упал истребительбомбардировщик морской пехоты США «Си Харриер», выполнявший тренировочный полет. НАТО признал факт гибели самолета (пилоту удалось спастись), объясняя ее техническими неисправностями. Следующий день, 2 мая, принес Альянсу еще одну потерю, а ПВО ЮНА — победу: при авианалете на западе Сербии был сбит и упал в 11 км от сербобоснийской границы очередной F16 ВВС США. Попытка объяснить эту потерю неисправностью двигателя была обречена на провал: факт поражения американского истребителя ракетой ПВО был запечатлен одним из очевидцев на видеокамеру и показан ведущими агентствами новостей. И хотя спецгруппа британской САС успела эвакуировать катапультировавшегося пилота, обломки самолета, показанные югославским телевидением, заставили командование НАТО признать потерю второго самолета чуть более, чем за сутки — реакция общественного мнения в странах Альянса была близка к шоку. Этому шоку суждено было еще усилиться 5 мая, когда к северозападу от албанской столицы в ходе учебного полета взорвался уже второй с 27 апреля ударный вертолет «Апач» из 24 машин такого класса, переброшенных в Албанию. На сей раз в авиакатастрофе погибли двое молодых американских пилотов — первые и пока единственные безвозвратные потери в личном составе, официально признанные НАТО на протяжении всего конфликта.
Надо отдать должное военному и политическому руководству Альянса: оно нашло в себе силы продолжать боевые действия даже после таких обескураживающих событий. Ресурсы югославских ПВО были уже на исходе, и в штабквартире Альянса в Брюсселе понимали это не хуже, чем в Белграде. Поэтому два фатальных для исхода войны решения были приняты в Белграде и Брюсселе даже на фоне этой удачной для Югославии недели войны. Командование Альянса решилось в очередной раз усилить удары по Югославии, а командование ЮНА приостановило боевую активность своих ЗРК, чтобы сохранить еще оставшиеся в его распоряжении зенитные ракеты для нескольких дней полноценного сопротивления в случае начала наземной операции. В этих условиях последняя достоверно выглядящая победа югославских ЗРК — вероятно, сбитый 6 мая в районе Ниша британский вертолет «Вестланд Линкс» со спецгруппой британской САС на борту — прошла почти незамеченной даже для Белграда. НАТО же, как и ранее, предпочел вообще умолчать о потере британского вертолета с десантниками, хотя имелись веские доказательства, попавшие в руки британского Парламента, отправившего 9 мая в Военное министерство официальный запрос по поводу гибели на Балканах «парней из САС». С 10х чисел мая в небе над Югославией осталась только одна реальная сила — авиация НАТО. Воздушная война превратилась в избиение с воздуха. Начинался третий, самый продолжительный и самый кровопролитный и разрушительный для Югославии этап войны. В этих условиях совершенно необъяснимым выглядит поступок командующего истребительной авиацией ВЮ генерала Бранислава Петровича, который 4 мая взлетел не перехват на одном из последних уцелевших МиГ29, был сбит американскими F16 и погиб. В условиях абсолютного господства в воздухе авиации противника такой поступок опытного пилота не может быть расценен иначе, как жест отчаяния.
Следует подвести итоги второго этапа. Главным из них, несомненно, является то, что авиации НАТО удалось, наконец, завоевать полное превосходство в воздухе. Мощный удар был нанесен по инфраструктуре и экономике СРЮ и таким образом — косвенно по ее военному потенциалу. Особенно ощутимыми для обороноспособности страны стали уничтожение НАТО значительной части запасов горючего Югославии и мощностей по его производству, а также выведение из строя подавляющего большинства стратегически важных мостов страны: все это уменьшало мобильность югославской армии, затрудняя столь необходимое в условиях бомбардировок маневрирование войсками с целью укрытия их от авиаударов. Важным успехом НАТО было практически полное уничтожение во второй половине апреля — начале мая системы ретрансляторов югославского телерадио, практически изолировавшее большую часть страны от основного источника информации и пропаганды — официального белградского телевидения и радио. Это не могло не сказаться отрицательно на боевом духе и патриотических настроениях значительной части населения СРЮ, однако практически не повлияло на готовность ВЮ сражаться до конца, как против войск НАТО и АОК, так и, при необходимости, против собственного народа: у югославских военных были собственные источники информации и своя система пропаганды, превращавшая армию в надежное орудие в руках правительства Слободана Милошевича. Так и происходило до тех пор, пока его политика устраивала генералов, а сам он был способен контролировать настроения военных и подавлять любую оппозицию в армии.
Объективно оценивая информацию, следует признать, что на протяжении второго этапа войны силам НАТО не удалось нанести ВЮ значительных потерь. Система воздушного наблюдения и оповещения Югославии, несмотря на потерю еще нескольких радарных станций, продолжала функционировать без серьезных сбоев, с начала бомбардировок по конец апреля было уничтожено всего 16 ЗРК (менее 10 %), на земле было разбито несколько десятков югославских самолетов, но лишь меньшую часть из них составляли истребители МиГ, а штурмовики ЮНА, несмотря на серьезные потери, все еще продолжали регулярно атаковать с воздуха позиции АОК и приграничные районы Албании. Укрывая значительную часть дорогостоящей боевой техники в хорошо укрепленных и надежно замаскированных бункерах, югославское командование продолжало эффективно маневрировать полевыми войсками, умело используя для сокрытия их от сверхсовременных средств разведки и слежения НАТО гористый рельеф местности, лесные массивы и партизанские хитрости времен Второй мировой войны. 22 апреля начальник разведуправления Комитета начальников штабов ВС США Т. Уилсон был вынужден прямо заявить: «Сербские бронетанковые войска в Косово… еще практически не пострадали. Наша воздушная разведка зафиксировала уничтожение в период с 9 по 20 апреля всего 5 танков и 4 бронемашин». И всетаки тенденция к нанесению интенсивных ударов по группировке югославских сухопутных войск в Косово на протяжении второго этапа боевых действий появилась и начала расти с каждым новым днем бомбардировок. И если все начиналось с инициативы отдельных пилотов, выполнявших преимущественно разведывательные миссии над территорией края (первым атаковал и уничтожил югославскую бронемашину 7 апреля польский самолетразведчик МиГ23; следом 14 апреля «отличился» американский F16, который, пытаясь поразить БТР сербской полиции, сопровождавший колонну албанских беженцев, убил 65 и искалечил 40 мирных жителей), то к концу апреля авиация НАТО уже широко практиковала ковровые бомбардировки лесных и горных массивов в Косово в надежде поразить укрывающиеся там части ЮНА и МВД СРЮ.
Итогом первого периода боевых действий стало то, что, не сумев уничтожить истребительную авиацию ЮНА в воздухе, вооруженные силы Альянса «посадили» ее постоянными ударами по аэродромам. Итогом второго этапа стала такая же победа над ПВО Югославии: не сумев окончательно подавить югославские ЗРК, авиация НАТО, пользуясь своим подавляющим техническим и численным превосходством, заставила их исчерпать боевые ресурсы, сама не подвергаясь при этом особенному риску.
Третий этап боевых действий воздушной войны в Югославии
Основным объектом ракетнобомбовых ударов НАТО в этот период стала группировка югославских вооруженных сил в Косово. Это отнюдь не означало того, что интенсивность налетов на промышленные, транспортные и военные объекты на территории Сербии уменьшилась — отныне первоочередной задачей вооруженных сил Альянса стало уничтожение живой силы, боевой техники и материалов боевого обеспечения югославских воинских частей в Косово в преддверии наземной операции, начало которой планировалось стратегами НАТО на конец мая — начало июня. Оказывать сопротивление теперь могла только зенитная артиллерия ВЮ, а это сводило до минимума риск современных боевых самолетов быть пораженными, и летчики Альянса спокойно могли «работать» по наземным целям в наиболее эффективном режиме визуального контакта, на что до сих пор, как правило, осмеливались только отчаянные польские пилоты. Неизбежно возросла результативность ударов авиации НАТО, особенно против стационарных объектов ВЮ, а сухопутные силы югославов уже не могли маневрировать с прежней легкостью, как раньше, так как в небе над Косово постоянно находились на высоте, небольшой для авиации четвертого поколения, но недосягаемой для зенитной артиллерии, самолетыразведчики и штурмовики НАТО, которые вели наблюдение. С одной стороны, сокращение мобильности югославских войск увеличило их уязвимость с воздуха, а с другой — облегчило боевые действия отрядам АОК, так как сербы уже не могли перебрасывать свои войска на угрожаемые участки с прежней быстротой. Отнюдь не испытывая к своим европейским и американским союзникам большой симпатии, косовские бойцы, тем не менее, отплатили им более точной корректировкой авианалетов по радио, что ухудшило положение сербских сил в крае. Югославские войска в Косово, наконец, понесли от бомбардировок значительные потери. Самой ощутимой из них стала гибель в последнюю декаду мая при авианалете на один из командных пунктов в Косовской Митровице командующего войсками ПВО ЮНА генерала Спасо Смилянича, много сделавшего для организации воздушного сопротивления югославов и по праву заслужившего честь называться героем этой войны.
В условиях полного превосходства авиации НАТО зенитки ВЮ в Косово часто бездействовали, чтобы не выдать месторасположение воинских частей и военных объектов. Огонь открывался только тогда, когда появлялась реальная возможность сбить неприятельский самолет или когда требовалось прикрыть части, ведущие бой с албанскими боевиками. К сожалению, зенитным орудиям ЮНА так и не удалось записать на свой счет ни одного достоверно уничтоженного боевого самолета НАТО. Впрочем, потери беспилотных разведчиков НАТО над Косово оставались довольно высокими. 14 мая представитель Комитета начальников штабов США генералмайор Чарльз Уолд признал, что над Косово было потеряно сразу два БПЛА — американский «Предейтор» и французский «Кресерель». Бундесвер заявил, что 18 мая не вернулся из разведывательного полета один германский БПЛА, а 20 мая — другой. Последний беспилотный летательный аппарат НАТО был сбит в Косово (на сей раз представителем французского генштаба было недвусмысленно заявлено именно об уничтожении его огнем противника) 26 мая — еще один французский «Кресерель».
Принесло определенный «плоды» и применение ВВС США на территории автономного края низколетящих штурмовиков — истребителей танков А10 «Тандерболт». Им удалось нанести югославской бронетехнике ощутимые потери, однако при этом они неизбежно попадали в зону досягаемости подразделений ПВО сухопутных войск противника. 4 мая телевидение Сербии показало обломки такого штурмовика (были отчетливо видны бортовой номер и серия машины), по югославским данным сбитого средствами ПВО Приштинского корпуса, а еще 2 мая пресссекретарь Альянса Дж. Шеа признал, что еще один штурмовик А10 ВВС США совершил вынужденную посадку на аэродроме Скопье (Македония) с повреждениями, полученными от огня югославской противовоздушной обороны.
Действия югославских ПВО над территорией Сербии были менее успешны. Ствольная зенитная артиллерия ЮНА не могла реально противостоять реактивной авиации НАТО, зато могла ощутимо ослабить авиаудары, плотной сетью зенитного огня сбивая часть крылатых и самонаводящихся ракет противника на подлете к цели. Кроме того, близким разрывом зенитного снаряда лазерная головка наведения высокоточной ракеты НАТО или бомбы вполне могла быть «ослеплена» и ракета теряла цель. Югославские зенитчики активно практиковали такую тактику, избежав многих попаданий в прикрываемые ими объекты, что имело и негативные последствия: потерявшие цель ракеты и бомбы НАТО беспорядочно падали иногда на жилые кварталы сербских городов. Впрочем, югославской зенитной артиллерии удавалось на этом этапе кампании сбивать или отклонять от цели только незначительное меньшинство бомб и ракет НАТО.
Воздушная война была безнадежно проиграна Югославией, что стало очевидно еще в начале мая, а к началу лета очевидность приобрела характер обреченности. Последний и самый крупный в ходе войны самолет ВВС НАТО потерял уже после подписания Кумановского перемирия, 12 июня — тяжелый военнотранспортный самолет британских ВВС С130 «Геркулес», потерпевший аварию при взлете с одной из авиабаз Альянса в Македонии (1 член экипажа получил тяжелое, 11 — легкие ранения).
9 июня 1999 г., после признания СРЮ всех требований НАТО и подписания перемирия в Куманово, бомбардировки многострадальной Югославии были прекращены. Воздушная война продолжалась 79 дней.
Потери СРЮ в ходе воздушной войны
Даже нарушившие в ходе войны на Балканах все положения прав человека и, в частности, свободу слова и печати, страны НАТО признают, что ущерб, нанесенный в ходе массированных ракетнобомбовых ударов гражданским объектам Югославии, имел ужасающие размеры. По самым оптимистическим данным, разрушения инфраструктуры СРЮ составляют от одной трети до половины предвоенного уровня. В Сербии не осталось ни одного не выведенного из строя крупного моста, ни одного неповрежденного предприятия нефтехимической промышленности (в Черногории, правительство которой заняло по отношению к НАТО соглашательскую позицию, разрушения менее значительны). Ущерб, нанесенный экономическому потенциалу Югославии, измеряется по меньшей мере в 100–120 миллиардов долларов. В крупнейших городах страны: Белграде, Нови Саде, Нише — разрушения встречаются практически на каждом шагу. Многие города средней величины — такие, как столица Косово Приштина, сербские города Крагуевац, Сурдулица и другие фактически лежат в руинах, не говоря о десятках разрушенных сел и небольших городков, вся вина которых состояла в том, что они находились неподалеку от очередного объекта бомбардировок НАТО. Жертвы среди гражданского населения Югославии приблизились к цифре 2.000 чел., количество раненых граждан перевалило за отметку в 5.000 чел.
Потери Войска Югославии, по данным руководства НАТО, выглядят катастрофическими. Военные Альянса официально заявляют об уничтожении в ходе воздушной кампании более 100 самолетов, 120 танков, 203 единиц прочей бронетехники, 340 артиллерийских орудий и минометов, 64 % ЗРК, 38 % РЛС, 14 командных пунктов, 10 авиабаз, 50 % складированных боеприпасов и 41 % запасов горючего вооруженных сил Югославии. Людские потери противника определяются аналитиками НАТО примерно в 10 тыс. убитых и раненых военнослужащих и полицейских. У западного обывателя создается впечатление полного разгрома Войска Югославии. Однако «для служебного пользования» НАТО предпочитает использовать другие цифры. По данным начальника разведуправления Комитета начальников штабов США Т. Уилсона, просочившимся в газету «Los Angelos Times», вооруженным силам СРЮ удалось сохранить до 90 % бронетехники (таким образом, общие потери составили примерно до 230–250 единиц) и 80 % боеприпасов. Действительно, уничтожено более половины стационарных ЗРК Югославии и три четверти истребителей МиГ29, однако ВЮ удалось сохранить до 75 % мобильных ЗРК и более половины истребителей МиГ21. Насколько достоверны эти цифры, судить трудно, но очевидно, что вооруженные силы Югославии понесли в результате авиаударов НАТО несомненно значительные, но отнюдь не фатальные для их боеспособности потери.
С определенной долей достоверности можно судить только о некоторых категориях потерь югославских вооруженных сил. К примеру, в телеобращении президента СРЮ Слободана Милошевича к гражданам республики от 10 июня 1999 г. было официально объявлено о гибели в ходе агрессии НАТО 462 югославских военных и 114 полицейских. Эти данные примерно укладываются в приводимую западными независимыми источниками цифру потерь югославских вооруженных сил в результате воздушных ударов НАТО — до 1 800 убитых и раненых (примерно 1% личного состава), однако только в том случае, если в эту цифру не включены сербские солдаты и полицейские, погибшие за этот период в боях с АОК, бойцы которой уничтожили как минимум несколько сотен солдат и офицеров противника. Что же касается ВВС Югославии, то здесь достоверно можно подсчитать потери только по отдельным соединениям. Так, например, известно, что 127я истребительная эскадрилья из 15 МиГ29 достоверно потеряла в воздухе — 6 и на земле — 4 машины. Это, конечно, не три четверти от ее общего состава, но как минимум две трети, тем более, что точно неизвестно, сколько МиГ29 было повреждено и подлежат ли они восстановлению. Из состава 123й и 124й истребительных эскадрилий, дислоцированных на аэродроме Слатина (Приштина), по плану вывода югославских войск из Косово в Подгорицу смогло перелететь только 11 самолетов МиГ29 из 30, числившихся по состоянию на 24.03.1999, а из состава 242й штурмовой эскадрильи, имевшей в начале войны 18 «Супер Галебов», из Косово вернулось только 8 машин. Причина потери остальных самолетов не может быть определена с абсолютной точностью, и вполне реально предположить, что здесь имели место как боевые (воздушные и наземные, в результате действий авиации НАТО и албанских воинских формирований), так и аварийные потери, как уничтоженные, так и поврежденные и попросту брошенные самолеты. Столь высокий процент потерь характерен только для активно участвовавших в боевых действиях частей югославской авиации, тогда как значительная ее часть вовсе не была задействована и, повидимому, уцелела.
В то же время начальник генштаба ВЮ генерал армии Драголюб Ойданич привел 15 июня на торжественном заседании в Белграде по случаю Дня армии официальные сведения югославской стороны о потерях НАТО. Согласно им, в ходе 79дневной кампании авиация Альянса потеряла только в результате боевых действий 61 боевой самолет, 7 вертолетов, 30 БПЛА и 238 КР. Цифры совершенно фантастические, если учитывать то, что сам Альянс официально признал потерю в ходе боевых действий и начальной стадии миротворческой операции всего 3 боевых и 1 транспортного самолета, 2 боевых вертолетов и 9 БПЛА от противодействия югославской ПВО и в результате аварий, а так же повреждение нескольких боевых самолетов. Реальная цифра потерь авиации Альянса, скорее всего, несколько больше, но она гораздо ближе к этим цифрам, чем официальные югославские данные. Приблизительно отражают реальное положение вещей опубликованные в Софии 30 июня данные службы воздушного наблюдения и оповещения Болгарской армии, на протяжении всей кампании «сканировавшей» небо над Югославией своими радарами. Согласно этому отчету, за время кампании истребителям ВВС и средствам ПВО Войска Югославии удалось поразить (имеются в виду и случаи уничтожения, и случаи повреждения неприятельских летательных НАТО) до 17 боевых самолетов, до 7 вертолетов, 910 БПЛА и примерно 150–180 КР противника.
Неполной будет информация о действиях Войска Югославии и без довольно приблизительных, к сожалению, сведениях о результативности главных героев первого этапа войны: пилотов 127й истребительной эскадрильи «Витязи» югославских ВВС, сражавшихся на экссоветских истребителях МиГ29. За период с 24.03 по 5.04.1999 они заявили о девяти личных и групповых воздушных победах над боевыми самолетами противника. Впрочем, учитывая жесткие правила регистрации побед, командование ВВС официально засчитало им только три сбитых лично самолета противника, при чем два из них — одному летчику, капитану С. Страхиничу (претендует на три), ставшему таким образом самым результативным пилотом воздушной войны в Югославии. Самый удачливый пилот НАТО, капитан Дж. Фандорски из 15й эскадрильи ВМС США, летавший на A/F18, имеет на счету одну личную и одну групповую победу.
Список сокращений
 
СРЮ — Союзная республика Югославия
ВЮ — Войско Югославии
АОК — Армия освобождения Косово
ВВС — Военновоздушные силы
ВМС — Военноморские силы
ПВО — Противовоздушная оборона
ЗРК — зенитноракетный комплекс
ПЗРК — портативный зенитноракетный комплекс
РЛС — радиолокационная станция
ДРЛО — дальняя радиолокационная разведка
КР — крылатая ракета
БПЛА — беспилотный летательный аппарат
ВПП — взлетнопосадочная полоса
САС — специальная авиадесантная служба (Великобритания)

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >