Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow История христианства arrow Основы православного образования





Основы православного образования
Автор: Степанов Н.Ю.

Православные основы системы образования в русском зарубежье в 1920-1930г.

Русское Зарубежье было уникальным явлением. Оно начало складываться после рево-люции в октябре 1917 г. еще в ходе Гражданской войны. Его можно рассматривать как сво-его рода «Россию вне России», со всеми атрибутами жизни государства, кроме самого госу-дарства, полиции и тюрем. Были первое время даже русская армия и флот в изгнании, органы русской эмигрантской разведки и контрразведки (при Российском Общевоинском Союзе или РОВСе), русские эмигрантские промышленные предприятия, фермы (элемент сельского хо-зяйства), банки, акционерные общества, система образование, наука и культура, театр, балет, печать, издательства и литература.

Численно русское зарубежье составляло по разным дан-ным и в разные периоды от 1 до 1,5 млн. чел. Поэтому для нормального функционирования этой «Зарубежной России» необходимо было создать систему начального, среднего, среднего специального и высшего образования, и такая система в 1920х годах была создана. Расска-жем о православных основах начального и среднего светского образования в эмиграции.
Сохраняя духовную близость с Россией, русская эмиграция создала особый мир рус-ского зарубежья, и в нем первостепенную роль играла русская школа за границей. Особен-ное значение имела задача сохранить национальную культуру в иностранной среде, а именно «приучить детей любить все русское, воспитать подрастающее поколение для бу-дущей России, закалить волю, выработать твердый характер — вот основная задача эмиг-рантской школы» .
В 1923 г. в Праге было создано Педагогическое Бюро по делам средней и низшей рус-ской школы заграницей под председательством (до 1926 г.) выдающегося православного философа, историка философии, теоретика и практика педагогики, специалиста по детской психологии, профессора Василия Васильевича Зеньковского (1881–1962). Он написал важ-ные труды по проблемам педагогики с позиций православного христианина. Среди них можно отметить такие работы, как «Принцип индивидуальности в психологии и педагоги-ке» (1911), «Социальное воспитание, его задачи и пути» (1918), «О педагогическом интел-лектуализме» (1923), «Психология детства» (1924), «Педагогика и психология» (1925), «О психологии современной молодежи» (1927), «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (1934) и др. Важнейшей темой педагогики, по мнению Зеньковского, явля-ется начало свободы в человеке. Но одной свободы недостаточно — необходимо обеспе-чить связь свободы и добра. Согласовать идею личности с социальной средой возможно, по его убеждению, только через соборность — не только естественную, что означает возник-новение коллективного духовного начала, но, главным образом, через благодатную собор-ность, которой является Церковь. Сама тема детства есть развитие начала личности, ее ду-ховных сил — разума и свободы, творчества и саморегуляции. Главнейшим принципом педагогики Зеньковский признавал принцип индивидуальности, а воспитание индивиду-альности и есть подлинная цель педагогического воздействия. Для педагога нет ничего бо-лее важного, по его мнению, чем проникнуть в конкретную, неповторимую личность, душу ребенка, приобщиться к ней, помочь ей. И есть только один путь приближения к тайне ду-ши человека — путь любви к нему .
Кроме того, В. В. Зеньковский был крупным деятелем русского религиозного возрож-дения ХХ в. и одним из основателей Русского студенческого христианского движения, ис-тория которого в 1920е гг. была непростой. Так, Собор русских епископов в изгнании осу-дил протестантские организации, помогавшие Русскому студенческому движению, и в ию-не 1926 г. было обнародовано постановление, небезосновательно объявившее американ-ские интерконфессиональные организации, активно помогавшие движению, враждебными Православной Церкви и в основе своей масонскими . Тем не менее, деятели русского религиозного возрождения в зарубежье, не являвшиеся официальными представителями ни одной из Русских Православных Церквей, в деле создания и развития системы образования русского зарубежья могли сотрудничать как с протестантскими, так и с католическими за-рубежными и международными организациями, используя как финансовую, так и практи-ческую помощь с их стороны, перенимая опыт и методику проведения религиозновоспита-тельной работы. Таким образом, имело место внешнее сотрудничество с неправославными организациями и силами, но внутренняя работа системы образования эмиграции оставалась православной, что наблюдалось в подборе педагогического персонала, обязательном изу-чении Закона Божьего, посещении учащимися и педагогами церкви, служб, соблюдении исповеди, причащения, всех православных праздников, чтении православной литературы, православно ориентированной внеклассной работе.
Для координации религиознопедагогической работы в масштабах всего русского зару-бежья проводились Религиознопедагогические совещания. Первое из них состоялось в Па-риже 6–9 сентября 1927 г. по инициативе и под эгидой Русского Христианского студенче-ского движения за рубежом. Его целью было обсуждение вопросов религиозной работы Движения среди детей и подростков, а также совершенствование форм и методов внешко-льной религиознопедагогической работы. Работа этого совещания проходила на Сергиев-ском подворье в Париже (где успешно работал и работает знаменитый СвятоСергиевский Православный Институт — важнейшее конфессиональное высшее православное учебное заведение Зарубежья), в заседаниях приняло участие около 70 человек из русских колоний во Франции, Германии, Великобритании, Бельгии, Чехословакии, Болгарии, Эстонии и Польше.
Открывая совещание, В. В. Зеньковский обратился к собравшимся с речью, в которой подчеркнул, что главнейшей задачей педагогической мысли русского зарубежья является «ориентировать всю педагогику религиозно» и это, по его мнению, являлось «совершенно новым не только в жизни, но... и в самой педагогической мысли» . Далее он показал, что вся мировая педагогика того времени проникнута пережитками гуманизма, поэтому она в высшей степени вне религиозна, а иногда и явно атеистична. Внерелигиозной, по существу, была и старая система русского образования, поскольку Закон Божий являлся в большин-стве случаев всего только предметом — наравне с другими. Его, выражаясь современным учительским языком «проходили», наряду с другими предметами.
Поэтому, говорил Зеньковский, душа ребенка духовно голодала, несмотря на очень нужные, но явно недостаточные уроки Закона Божьего. Он подчеркивал, что «необходимо перестроить всю школу на церковных началах, видеть в религиозном воспитании задачу каждого педагога» . Кроме того, в перспективе, по его мнению, надо видеть необходимость заново обращать в христианство, в Православие сотни тысяч русских детей, живущих в Советской России, развращенных антирелигиозной коммунистической пропагандой, поскольку лучшие умы русского зарубежья всегда предполагали возможность возвращения на родину и обустройства жизни в России в соответствии с православными принципами после падения власти большевиков. С целью разработки принципов и направлений религиозного воспитания и образования эмиграции, объе-динения усилий ученых и педагогов при Богословском Институте в Париже с помощью Американской Ассоциации христианских молодых людей (ИМКА) был учрежден специальный «Религиознопедагогический кабинет».
Опыт в деле православного воспитания и образования русских детей в эмиграции был накоплен и воплощался в жизнь в различных странах русского рассеяния. Так, во Франции, где действовала система «воскресночетверговых» школ по внеклассному воспитанию и образованию русских детей, в воскресной школе в Париже с детьми проводились различ-ные беседы. Все дети и подростки от 3 до 19 лет (числом более 60) разделялись на 3 груп-пы по возрасту. С младшими беседовали о житиях святых, о русской истории и географии; с более старшими о Православии, о богослужении, о русской литературе, подчеркивая ре-лигиозные моменты; старшая группа образовывала «содружество». Для старших детей этой школы было характерно желание сделать Закон Божий содержанием не только уроков, но всей жизни. Правилом для вступления ребенка в содружество была ежедневная молитва о России и об этом содружестве, регулярное посещение школы и участие в её работе и начи-наниях. В младшей группе школы учились дети от 4 до 7 лет, разбитые на два отделения: 4–5 лет и 6–7 лет. Работа проводилась довольно успешно, поскольку была создана необхо-димая обстановка, все занятия проходили в атмосфере доброты, любви к детям. Методы работы представляли собой различные непринужденные игры, шарады, викторины, в ходе которых ребята усваивали основные религиозные понятия о добре и зле. Летом детей вози-ли на отдых в детскую колонию (типа детского летнего лагеря) в местечко Гарган, где вна-чале они были нервны и диковаты: ругались, дрались, царапались, даже кусались. Однако постепенно дети научились слушаться воспитателей и педагогов, зажили дружной, мирной семьей. Надо сказать, что такое первоначальное поведение детей было типично для всех стран русского зарубежья, потому что они прошли через ужасы гражданской войны в Рос-сии, было среди них много сирот, сказались также тяжелые условия эвакуации, неразбери-ха, большие материальные трудности в период обустройства на новом месте обитания.
Интересно была построена работа с детьми в кружкешколе Братства Св. Троицы в Па-риже. Характерным было то, что преподавателями там были не специалисты, а молодежь. Каждый урок разрабатывался предварительно по схематичной форме со старшей группой, члены которой проводили затем поочередно уроки в общем собрании детей, однако под наблюдением и с помощью руководителей. Уроки проводились применительно к кругу церковного богослужения. В основу клалось празднуемое событие, которое изучалось на основании соответствующих Евангельских текстов и истолковывалось в свете литургиче-ского его понимания (по Минее). К богословской части урока присоединялась литератур-ная и историческая, например, история Успенского Собора в уроке, посвященном Успе-нию; ТроицеСергиевой Лавры в день Св. Троицы. Жития святых изучались на фоне исто-рической обстановки соответствующей эпохи. Для работы с мальчиками, разбитыми на группы до 15 человек, назначался руководитель из числа преподавателей и выбирался старшина из числа самих ребят. Принимался специальный устав, религиозной работой ру-ководило духовное лицо. Для религиозной работы главным моментом было изучение жи-тий святых, также значительное место отводилось работе по развитию товарищеских свя-зей, работе по постройке временной церкви (типа войсковой походной) во время летнего отдыха в лагере, спортивным упражнениям и физкультуре. Летом дети на опыте познако-мились с основами церковной организации, стали в исключительно близких, доверитель-ных отношениях со священником.
Детский приютшкола при обители «Нечаянная Радость» (в Гаргане, во Франции) включал детей не только белой эмиграции, но и прибывших позднее из Советской России, и из некоторых католических пансионов. Почти у всех воспитанников первоначально от-мечалось понижение религиозного чувства. Для построения воспитательнообразовательно-го процесса там было важно рассмотрение уроков Закона Божия как дополнения к живой церковной действительности. Дети дважды в день посещали церковную службу (могли на-ходиться короткое время), поэтому они прекрасно знали и любили богослужение, церков-ную службу, любили читать Евангелие, хорошо знали его. По мнению педагогов, достиже-ния подобной церковной школы были большими, они заставляли считать церковное воспи-тание в закрытом учебном заведении подобного типа счастьем для попавших туда детей.
В других странах русского зарубежья по разному складывалась религиознопедагогиче-ская работа с детьми. Так, в Болгарии уроки Закона Божьего в учебных заведениях почти не удовлетворяли религиозных потребностей детей. Они зачастую становились жертвами господствовавшего тогда поверхностного, а иногда и враждебного отношения к религии. В лучшую сторону выделялась французскорусскоболгарская школа В. П. Кузьминой. Там проходили полный курс болгарской и русской гимназии, включая обязательный предмет Закон Божий, курс французских школ системы «Альянс Франсэз». Школа принимала детей всех национальностей в возрасте от 3 до 18 лет. Отличительными чертами этой школы бы-ли любовь к детям, большое религиозное влияние на их души, церковное воспитание, не-посредственное участие детей в церковной жизни (имелась своя церковь). Кроме того, пе-дагогов и руководителей этой школы отличали большая самоотверженность и энергия, бу-квально подвижнический труд, который приносил благодатные плоды. В целом для Болга-рии была характерна очень слабая религиозная работа с детьми, что было связано с увлече-нием социалистическими идеями и ориентацией в этом направлении тогдашнего болгар-ского общества. Всё религиозное систематически вытеснялось из местных школ, священ-ники не имели права преподавания, уроки Закона Божьего хотя и проводились, но не были систематическими и находились в руках малоподготовленных людей. Только русская эмиграция еще както способствовала осуществлению религиозной работы в деле воспита-ния и образования в Болгарии в те годы.
В Чехословакии, в целом очень благоприятной для проживания русской эмиграции, религиозное воспитание детей было не на должном уровне и испытывало, как и в Болгарии, значительные трудности. Это было связано со светской, либеральнодемократической ори-ентацией тогдашнего чехословацкого общества, увлечением и даже насаждением либе-ральных идей под эгидой демократии. В русской гимназии в Праге религиозное воспитание было поставлено хуже, в большой русской гимназии в Моравской Тршебове несколько лучше. Закон Божий преподавался здесь в составе прочих предметов в качестве обязатель-ного только до 5 класса, дальше он становился необязательным. Существовал прекрасный храм, который воспитанники всегда посещали. Одно, правда непродолжительное, время там существовал живой, деятельный религиозный кружок, который закрылся в связи с отъ-ездом его руководителя. Участники Русского студенческого христианского движения (РСХД) создали в 1926 г. в Праге другой небольшой кружок, который довольно успешно вел педагогическую работу с детьми.
В Польше положение русских детей было в те годы исключительно тяжелым. Русские школы и гимназии не имели соответствующих прав, одновременно с прохождением курса необходимо было готовиться к государственному экзамену на аттестат зрелости на поль-ском языке. Дети из русских школ были обязаны посещать католические службы. Русские школы, называвшиеся «русские школы в ликвидации», были ориентированы правительст-венными распоряжениями на католическую систему образования и воспитания. Интерес к религиозным проблемам существовал среди детей и молодежи русской эмиграции в Поль-ше, но время для этой работы практически не выделялось. Проводилась православнорели-гиозная работа среди студентов — в Ровно, Луцке, а также во Львове. В целом для русской эмиграции в Польше в деле религиозновоспитательной работы среди детей была очень ве-лика потребность в хороших руководителях, которых не хватало.
Система русского религиозноправославного образования и воспитания в эмиграции дей-ствовала не изолированно от других православных государств, предоставлявших убежище рус-ским беженцам. Значительную роль в объединении усилий по выработке правильного подхода к религиозному воспитанию молодежи играли в те годы международные религиознопедагоги-ческие конференции. Одна из них состоялась по инициативе Педагогической комиссии при комитете Стокгольмского съезда практического христианства с 4 по 7 ноября 1930 г. в Салони-ках (Греция), по приглашению митрополита Салоникского Геннадия . В организационный комитет конференции входили священники и деятели образования: епископ Ириней Карловац-кий (Югославия), профессора Аливизатос (Греция), О. Ст. Цанков (Болгария), В. В. Зеньков-ский (Россия), гжа Илиеску (Румыния). Секретарем комитета и одним из основных организато-ров был известный в то время христианский деятель из Швеции доктор Виссер Туфт.
В своем докладе на этой конференции известный деятель образования русской эмиг-рации, в то время секретарь Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Прибалтийских странах, Л. А. Зандер подчеркивал, что «первым, может быть, единствен-ным условием в устроении внешкольной работы с молодежью, в борьбе с улицей является целостное, увлеченное участие самой молодежи в этом противостоянии улице» . Надо было, по его мнению, чтобы это противостояние стало естественным состоянием участника, и проблема внешкольного воспитания в православном духе могла быть решена только самой же молодежью. Продолжая далее рассуждения о внешкольной работе, Л. А. Зандер подчеркнул, что лучшими или, вернее, единственными ее формами считаются различные «движения молодежи», являющиеся именно подобными организациями самовоспитания. Однако «только религиозное Движение, вдохновляющее молодежь «вечным началом» жизни, — есть истинное начало самовоспитания. Такое движение, ищущее вечных ответов, не сможет удовлетвориться никакой частной или преходящей задачей: только мировые цели — единение Бога и людей и преображение мира — могут зажечь душу подлинным религиозным огнем» .
Во время упомянутого съезда заседали три комиссии по школьному, внешкольному и домашнему воспитанию. Этими комиссиями был выработан ряд резолюций о необходимости укреплять религиозную работу среди православной молодежи, о церковном духе этой рабо-ты, о необходимости тесного сотрудничества между религиозными педагогами всего право-славного мира, о необходимости издания некоторых пособий для религиозного преподавания (например, руководства для родителей, сборников песнопений и молитв для детей, апологе-тических книг), необходимости создания в каждой православной стране при Церкви педаго-гического центра, на котором лежала бы задача изучения вопросов религиозного воспитания для более углубленной постановки всей педагогической работы Церкви. Эти резолюции бы-ли приняты съездом и представлены затем в высшие церковные управления всех православ-ных стран.
Таким образом, для создания и развития основ православно ориентированной системы образования русского зарубежья был характерен большой личный энтузиазм педагогов и преподавателей, их хорошая подготовка ещё в дореволюционные годы в прежней России, освоение и творческое применение опыта и методов религиозновоспитательной работы католиков и протестантов европейских стран и США, выработка своих новых методов ра-боты, опиравшихся на труды выдающихся философов, педагогов, богословов Русского За-рубежья. Среди них нужно отметить В. В. Зеньковского, Г. В. Флоровского, Л. А. Зандера, А. В. Карташева, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, Н. О. Лосского и В. Н. Лосского, С. И. Четверикова и ряд других выдающихся мыслителей и практиков в деле создания системы образования Русского Зарубежья, основные труды которых издаются и переиздаются те-перь в нашей стране, и мы можем изучать и применять на практике их замечательные мыс-ли и разработки.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >