Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow История христианства arrow Православие в Америке





Православие в Америке
Автор: Либеровский А. П.

Православная Церковь в Америке: святые и соборы. 

Автокефальная Православная Церковь в Америке получила свою автокефалию от МатериРусской Церкви в 1970 г. и как поместная Церковь является хранительницей истоков Православия на СевероАмериканском континенте. Истоки эти связаны с первыми миссионерами, приехавшими на Аляску в 1794 г. из России. В связи с этим наш доклад касается, главным образом, истории автокефальной Православной Церкви в Америке — поистине единственной Поместной Церкви среди всех православных Церквей на СевероАмериканском континенте.

Православного административного церковного единства в Америке нет. Кроме поместной Православной Церкви в Америке существуют различные епархии, подчиняющиеся своим МатерямЦерквям в Старом свете, т. е. Греческая подчиняется Константинопольскому патриарху, Антиохийская — Антиохийскому патриарху, Сербская — Сербскому и т. д.
В этой истории обращают на себя внимание два аспекта, которые в то же время видятся нам как два главных периода этой истории. Это период святых — примерно весь девятнадцатый век, и период Поместных Соборов — приблизительно весь двадцатый век.
СВЯТЫЕ
Преподобный Герман Аляскинский находился в составе группы первых православных миссионеров, прибывших на Аляску в 1794 г. по указу Святейшего Правительствующего Синода Российской Церкви. В это время Аляска находилась под ведомством российских промышленников. Главный промышленник Григорий Шелехов, рассказывая о том, что он уже крестил многих туземцев Аляски, просил о назначении туда священника для окормления их и русских промышленников. В результате Синод поручил митрополиту СанктПетербургскому Гавриилу (Петрову) заняться этим вопросом, и он направил на Аляску целую миссионерскую группу, состоящую, главным образом, из монахов Валаамского монастыря. После долгого путешествия, которое продолжалось десять месяцев, эта группа прибыла на место назначения — остров Кадьяк на Аляске. Там они сразу построили храм, стали крестить и просвещать туземцев, но миссионеров потрясло и огорчило жестокое и несправедливое отношение промышленников к местному населению. Архимандрит Иоасаф (Болотов), глава миссионерской группы, неоднократно направлял доклады об этом в Россию. Не получив никакого ответа на эти сообщения, отец Иоасаф с двумя другими монахами направился в Сибирь в 1798 г. для разрешения этого вопроса. Там он был хиротонисан во епископа Кадьякского с тем, чтобы, имея авторитет архиерея, он смог бы преодолеть препятствия к миссионерской работе на Аляске. Но на обратном пути на Аляску его корабль утонул, и владыка, и все его сопровождающие погибли.
Казалось бы, это была огромная потеря для еще младенческой Церкви на СевероАмериканском континенте. Но пути Господни неисповедимы, и по Его воле самым видным миссионером на Аляске становится преподобный Герман Аляскинский. В начале, можно сказать, он казался самым незначительным из миссионерской группы, потому что во главе группы стоял архимандрит Иоасаф, были также иеромонахи и иеродиаконы, а преподобный Герман был монахом без священного сана.
Миссионеры, когда они проповедовали Христа и крестили, чутко и уважительно относились к нехристианской культуре туземцев, а также всячески защищали их от промышленников. Преподобный Герман особенно был известен поотечески нежным и любящим отношением к местным жителям. Он предпочитал отшельническую жизнь и после 1808 г. переехал на маленький остров, находящийся недалеко от Кадьяка, который называется Еловый остров, где оставался до конца своей жизни. Здесь он воспитывал сирот, построил для них часовню, школу и приют. Он занимался строгим монашеским подвижничеством, не оставляя при этом и миссионерства. Он лечил и спасал местных жителей от болезней, чудесным образом избавил остров от наводнения, проповедовал и, поскольку неоднократно по смирению отказывался от рукоположения, проводил с ними общие молитвы и богослужения, насколько это было возможно без священника. Туземцы питали к нему безграничное доверие и обращались со всеми своими проблемами. Он же всегда им поотечески помогал. Они прозвали его «апа», т. е. «старец» или «отец». Преподобный Герман имел также дар прозорливости. Он предсказал свою кончину, говоря что не будет священника, чтобы его похоронить, все так и случилось. Скончался преп. Герман 13 декабря 1837 г. Его духовные дети похоронили его на Еловом острове, где его останки пребывали до его прославления в 1970 г. Теперь его святые мощи хранятся в Воскресенском храме городка Кадьяк.
Как предсказывал сам преп. Герман: в течение тридцати лет после смерти он будет забыт, — так и случилось. Только в 1867 г. епископ Аляскинский Петр (Екатериновский) предпринял первое официальное исследование его жизни. После этого началось его почитание, которое привело к прославлению. В настоящее время почитание преп. Германа продолжает углубляться и распространяться среди православных в Америке и по всему миру. Можно сказать, что этот святой почитается в Америке с таким же благочестивым усердием, как преп. Серафим Саровский в России. И это не удивительно: в их подвижничестве действительно было много общего.
Святитель Иннокентий, митрополит Московский, просветитель Сибири и Америки. В 1824 г. молодой священник Иоанн Вениаминов — будущий святитель Иннокентий — согласно назначению Иркутской епархиальной власти прибыл со своей семьей в поселение Уналашка на Аляске. Первой его заботой было просвещение местного населения, и поэтому он сразу же приступил к постройке школы, в которой могли бы обучаться как дети, так и взрослые. В программу обучения входили не только основы православной веры, но и элементы местной, еще нехристианской культуры этих туземцев. Обучая алеутов строительным ремеслам, которыми он прекрасно владел, о. Иоанн смог с их помощью быстро осуществить постройку храма. В течение десяти лет будущий святитель просвещал туземцев Алеутских островов. Все это время он стремился к более глубокому познанию их культуры, мировоззрения, их строя мышления, чтобы найти точки соприкосновения их культурного наследия с православной верой. С пониманием этого наследия и строя их мышления он старался передать им основы Православия на более понятном им языке. Вместе с тем, он стремился как бы воцерковить их культуру, заботясь о том, чтобы это происходило самым естественным и натуральным образом. Этому миссионерскому подходу продолжала и продолжает следовать вся последующая миссионерская деятельность Православия в Северной Америке.
Важным элементом миссионерской деятельности святителя было изучение местных языков. Святитель Иннокентий настолько хорошо освоил алеутский язык, что создал алеутам письменность, которой у них до этого не было. Для этой цели он воспользовался церковнославянским алфавитом. Святитель переводил для них библейские, богослужебные и поучительные тексты. Его известнейшее произведение «Указание пути в Царство Небесное» было первоначально написано на алеутском языке.
После десятилетнего пребывания на Алеутских островах будущий епископ был направлен в Новоархангельск — теперь это называется Ситка, где он миссионерствовал среди тлингитского племени.
В 1838 г. ему представилась возможность съездить в Россию. Оставив в Иркутске свою семью, он со старшей дочерью совершил поистине кругосветное путешествие, направляясь в СанктПетербург, дабы доложить священноначалию о нуждах Церкви на Аляске. Тут его достигла весть о том, что его жена скончалась в Иркутске. Его духовный наставник святитель Московский Филарет (Дроздов) уговаривал его принять монашество. И в 1840 г. отец Иоанн Вениаминов был хиротонисан с монашеским именем Иннокентий во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского с кафедрой в Новоархангельске.
В своем архипастырском служении епископ Иннокентий продолжал такую же интенсивную и самоотверженную деятельность. Когда в 1867 г. Аляска была продана Российской империей государству США, в Русской Церкви шли разговоры о том, что, возможно, следует закрыть Аляскинскую миссию, но святитель Иннокентий увидел в этом новый импульс для православного миссионерства по всему СевероАмериканскому континенту. Он писал, что для распространения православной веры по всем Соединенным Штатам следует специально подготавливать пастырей, чтобы они хорошо владели английским языком, и таким образом Православие могло бы распространиться по всей Америке . Как следствие такой миссионерской политики, в 1872 г. епископская кафедра была переведена из Новоархангельска в СанФранциско. Вскоре после этих событий святитель Иннокентий — тогда уже архиепископ расширенной епархии, включающей Восточную Сибирь и Аляску, был назначен митрополитом Московским. Он прослужил на этой кафедре одиннадцать лет и продолжал всецело одобрять и поддерживать всякую миссионерскую деятельность.
Личность святителя Иннокентия не менее интересна. Параллельно могучей пастырской и архипастырской деятельности он также умело занимался слесарством, строительством, мастерил часы, мебель, музыкальные инструменты, был астрономом, метеорологом, геологом, ботаником, биологом и антропологом. Все эти знания он употреблял во славу Божию: они расширяли и углубляли его миссионерскую деятельность.
Святой праведный Иаков Нецветов, ученик и питомец миссионерской деятельности святителя Иннокентия, стал первым туземцем Аляски, рукоположенным в священный сан. Получив духовное образование в семинарии в Иркутске, который был родным городом его отца и его матушки, он в 1828 г. приступил к миссионерству и духовному окормлению Алеутских островов. Паства его располагалась на территории более трех тысяч километров. В труднейших обстоятельствах сурового климата он неутомимо путешествовал. Он также занимался переводами Священного Писания, находил и подготовлял ботанические экспонаты из Аляски для музеев СанктПетербурга. В 1836 г. его жена умерла, после чего он пожелал посвятить себя монашеской жизни в Иркутске, но никого другого не нашлось, чтобы заменить его в миссионерской деятельности. Поэтому отец Иаков оставался на этом месте служения еще восемь лет.
В 1844 г. святитель Иннокентий назначил отца Иакова в КускоквимскоЮконскую часть югозападной Аляски. Там обстоятельства жизни были еще более суровыми. Но несмотря на радость и удовлетворение отца Иакова в своем пастырском служении, неблагоприятные обстоятельства повредили его здоровье. Однако он не поддавался своим немощам, и просветительская работа его среди юпиков и атабасков продолжалась. Отец Иаков оставался на этом месте служения почти двадцать лет вплоть до 1862 г., когда он переехал в Ситку, где до конца жизни служил в часовне для тлингитского племени.
Значительность деятельности отца Иакова заключается в распространении Слова Божия среди отдаленных племен Аляски. Публикация его дневников , которые были ранее неизвестными и были обнаружены всего лишь двадцать лет тому назад, породила почитание его как святого подвижника и миссионера. Поэтому в 1994 г. Священным Синодом Православной Церкви в Америке он был причислен к лику святых как «просветитель народов Аляски».
Святитель Тихон, Патриарх и Исповедник Московский, Просветитель Североамериканский. Когда молодой епископ Тихон — будущий Патриарх Всероссийский — в 1898 г. вступил на Аляскинскую кафедру, он казался самым обыкновенным молодым архиереем. Ему было всего тридцать три года, но он сразу вызвал глубокое уважение и любовь своей новой паствы и даже инославных христиан, с которыми он имел контакт. Ему удалось достичь этого, прежде всего, благодаря личным достоинствам характера, смирению, простоте и доступности. Не изменяя своему спокойному отношению к делу, он незамедлительно стал принимать меры к устроению церковной жизни своей епархии.
В жизни епархии две черты потрясли его при вступлении на кафедру. Вопервых, в некоторых больших городах имелись только временные, да и то недостаточные храмовые помещения. Вовторых, многонациональный характер православной паствы в Северной Америке. Недостаточность храмов была преодолена строительством. В особенности следует отметить строительство двух храмов, настоятелями которых были виднейшие священники епархии. В НьюЙорке был построен Никольский собор, где служил о. Александр Хотовицкий, будущий священномученик Российский. Этот собор скоро стал кафедральным, так как епископская кафедра была переведена святителем Тихоном из СанФранциско в НьюЙорк. Другой замечательный храм — это СвятоТроицкий собор в Чикаго, построенный во время служения там будущего священномученика — отца Иоанна Кочурова.
Личность святителя Тихона в устроении жизни многонациональной СевероАмериканской епархии даже и до наших дней оставила глубокий след на всех аспектах жизни Православия в Америке. Сущность его видения Православия в Америке, высказанная в отзыве по вопросу о церковной реформе в 1905 г. , состояла в организации в епархии викариатств разных национальностей. К тому времени в Америку прибыли эмигранты почти всех православных национальностей. Таким образом, владыка Тихон предполагал основание викариатств для арабов — православных антиохийцев, для сербов, для греков и т. д. И вот уже в 1904 г. к осуществлению этого плана была совершена первая архиерейская хиротония в Америке. Это была хиротония епископа Рафаила Бруклинского для окормления сироарабской паствы.
Святитель Тихон — к тому времени уже архиепископ — был намерен учредить и другие подобные викариатства. Он предполагал будущее развитие этих викариатств в епархии, объединенных в экзархат, который со временем сможет стать поместной автокефальной Церковью. Он также стремился к большей видимости Православия в американском обществе. У него образовались дружеские отношения с Епископальной церковью. Во всем церковном устроении для святителя Тихона самым важным было единство. С целью укрепления церковного единства владыка Тихон также привлекал мирян к деятельному участию на всех уровнях церковной жизни. Целый ряд епархиальных заседаний, состоявшихся в течение нескольких лет, привели Американскую Православную Церковь к общему сознанию того, что для осуществления истинно соборного правления епархии необходимо созвать церковный собор, состоящий из епископата, духовенства и мирян.
Накануне первого Собора архиепископ Тихон был переведен на Ярославскую кафедру. Но т. к. он еще не успел выехать из Америки, то по просьбе викарного епископа Иннокентия (Пустынского), тогда уже временно управляющего епархией, святитель Тихон возглавил обсуждения на Соборе.
Главным достижением святителя Тихона в его служении в Америке было осуществление единства и соборности в церковной жизни. Этого он достиг силой своих личных достоинств и, конечно, святости. В Америке он оставил яркую память о себе и глубокое почитание.
Святой праведный Алексий Товт, защитник и исповедник Православия в Северной Америке, приехал в Америку из Словакии, которая тогда была частью АвстроВенгерской империи, где уже несколько поколений бывших православных семей были униатами. Это было связано с тем, что в АвстроВенгрии государственной религией было римокатоличество. Священник Товт был назначен на униатский карпаторусинский приход в городе Миннеаполисе, штат Миннесота. Тогда в Америке еще не было униатской иерархии, и поэтому униатское духовенство подчинялось местному католическому епископу, к которому священник Товт должен был явиться, чтобы получить разрешение служить. В это время архиепископом Миннеапольским был Джон Айрленд, один из активнейших деятелей т.н. «американизирующего» движении Римокатолической церкви того времени. Поэтому когда священник Товт явился к этому иерарху, тот отказался дать ему право на служение, так как не признавал возможность восточных обрядов в Католической церкви. Их разговор дошел до крика, и они расстались.
Такой поворот событий возбудил в душе священника Товта мысль, которую он вынашивал уже долгое время: не следует ли вернуться в Церковь предков — к Православию? Он делегировал одного из своих миннеапольских прихожан к русскому православному епископу Владимиру (Соколовскому), проживающему в то время в СанФранциско. Епископ Владимир послал для храма иконы, и после обмена письмами священник Товт сам поехал к владыке Владимиру. После этого епископ Владимир посетил Миннеапольский приход и принял священника Товта вместе с его приходом в Православную Церковь. Это положило начало массовому возвращению униатов–грекокатоликов в Православие в Северной Америке. Своё миссионерство священник Алексий Товт не проводил в одиночестве, но надо признать, что главной движущей силой этой деятельности был он. В 1893 г. отец Алексий был переведен на служение в город ВилкесБарр, штат Пенсильвания, где проживало много карпаторусинов, выходцев из АвстроВенгрии.
Он много проповедовал и писал. Самое известное его произведение «Где искати (глядати) правду» . В 1905 г. он деятельно участвовал в основании СвятоТихоновского монастыря, находящегося недалеко от ВилкесБарра. В 1909 г. после краткой болезни святой праведный Алексий Товт скончался в возрасте пятидесяти пяти лет в сане митрофорного протоиерея. Похоронен он был на кладбище СвятоТихоновского монастыря. Православные верующие еще при жизни прозвали его «батька Американской Православной Руси». Через семь лет после его кончины, когда состоялось перезахоронение его тела на более видное место у главного монастырского храма, оно было обнаружено нетленным. С наплывом новых волн православных иммигрантов в Америку, он был на некоторое время забыт, но в последнюю треть двадцатого века почитание его возродилось. Его деятельность снова стала актуальной ввиду возобновления униатской проблемы в последние годы ХХ в. В 1994 г. гроб отца Алексея был еще раз открыт, и снова его тело нашли нетленным. В том же году он был причислен к лику святых как «исповедник и защитник Православия в Северной Америке». Его святые мощи хранятся теперь в раке у иконостаса в главном храме СвятоТихоновского монастыря, где множество паломников приезжает им поклониться.
Выше мы рассказали о главных святых православия в Америке. Еще можно упомянуть двух местночтимых святых Аляскинской епархии: это священномученик Ювеналий, который также был в первой группе православных миссионеров на Аляске. В 1796 г. география поездок миссионеров стала расширяться, захватывая не только острова, но и Аляскинский материк, куда направился иеромонах Ювеналий и где был зверски убит племенем юпиков, вероятно, потому что они боялись незнакомцев. Это произошло около озера Илиамна. Когда шаман, или колдун этого племени, после убийства священномученика Ювеналия надел на себя его крест, он уже не мог совершить языческого обряда. Тогда он сказал своему племени, что в будущем следует с уважением относиться и прислушиваться к тем, кто носит такой знак, т. е. крест. Впоследствии это племя стало глубоко верующими православными христианами.
Святой мученик отрок Петр Алеут. В 1812 г. РоссийскоАмериканская кампания, как тогда называлось колониальное управление Аляски, основала в северной Калифорнии свой посёлок, который был назван Форт Росс. Оттуда было возможно получать продукты: там выращивались овощи, зерно и скот для обеспечения питанием российских поселенцев на Аляске. В то время Калифорния была колонией Испании. Испанцы испугались, что Россия намерена завоевать их колонию и с подозрением относились к Форту Росс и ко всему, что там происходило. В 1815 г. к берегам Калифорнии подплыла группа алеутов на корабле. Испанцы напали на корабль и взяли всех алеутов в плен. Среди них был молодой отрок Петр Алеут. Над захваченными состоялся суд, и рано утром двух юношей алеутов вывели и заставляли отречься от православной веры. Когда они отказались, то одному юноше — Петру стали отрезать пальцы и другие части тела, пока он не умер. Он до конца исповедал православную веру. До того, как успели казнить второго юношу, пришел указ остановиться. В 1980 г. святой священномученик Ювеналий и святой мученик отрок Петр Алеут были прославлены как местночтимые святые Аляскинской епархии.
Необходимо также упомянуть двух российских священномучеников, о которых мы уже сказали несколько слов: это Иоанн Кочуров и Александр Хотовицкий. Оба они в 1895 г. были выпускниками СанктПетербургской Духовной Академии, будучи при этом близкими друзьями. Епископ Алеутский и Аляскинский Николай (Зиоров) привлек их к миссионерскому служению в Америке. Отец Александр был назначен в НьюЙорк, а отец Иоанн — в Чикаго. Под их умелым руководством в этих городах были выстроены соборы: свт. Николая в НьюЙорке, который теперь является представительством Патриарха Московского в Америке, и СвятоТроицкий в Чикаго, ныне являющийся кафедральным собором Среднезападной епархии Православной Церкви в Америке.
Отец Александр был также первым редактором «Американского Православного Вестника» и много писал. Во многом он был правой рукой святителя Тихона, а после него — архиепископа Платона. Отец Иоанн и отец Александр также способствовали основанию многих приходов в Америке и были поистине миссионерами.
Отец Иоанн Кочуров покинул Америку в 1907 г., а отец Александр Хотовицкий в 1914 г. Их мученическая кончина — отца Иоанна в 1917 г., отца Александра в 1937 г. — придала еще большую силу их миссионерским трудам в Америке, где началось их почитание. По представлению Священного Синода Православной Церкви в Америке Священному Синоду Русской Православной Церкви об их прославлении, они были прославлены в Москве в 1994 г.
В предстоящем году Православная Церковь в Америке собирается приступить к прославлению епископа Рафаила (Гававини) Бруклинского. Он был первым епископом, чья хиротония состоялась в Америке, куда он прибыл в 1895 г. Как викарий святителя Тихона он окормлял сироарабов, православных выходцев из Среднего Востока. Он был великим миссионерским деятелем и подвижником. Родился он в Сирии, духовное образование получал в Константинополе и в России. Скончался в 1915 г. В Америке его особо почитают православные арабы и все верующие Православной Церкви в Америке.
Очень кратко упомянем еще двух святых, которые формально не являются святыми Православной Церкви в Америке. Первый — святитель Иоанн (Максимович) Шанхайский (или СанФранцисский), который был прославлен в 1994 г. Русской Православной Зарубежной Церковью, второй — святитель Николай (Велемирович), местночтимый святой Сербской Церкви, который много лет подвизался и служил в Америке, в частности, как ректор СвятоТихоновской семинарии. На этом заканчивается наш обзор святых, а теперь перейдем ко второму аспекту исторического развития Православия в Америке.
СОБОРЫ
Главной чертой ХХ в. — второго века истории Православной Церкви в Америке — являются церковные поместные соборы. Самые волнующие и критические вопросы церковной жизни разрешались соборным решением Всеамериканских Соборов.
Первый Всеамериканский Собор был созван в 1907 г. свт. Тихоном. Приготовления к собору длились два года. Владыка Тихон хотел призвать именно мирян к ответственному служению и участию в церковной жизни и вот этот собор, на котором присутствовали и священники, и миряне, во главе с епископатом, он считал важным аспектом церковного управления. Тема Собора «Как развить и расширить миссию Церкви» обсуждалась в разных аспектах. Собором был принят приходской статут. Но его важнейшее значение — это прецедент, который он создал для созыва дальнейших соборов Православной Церкви в Америке.
Революция 1917 г. в России очень болезненно отозвалась на православной жизни в Америке. Накануне революции архиепископ Североамериканский Евдоким (Мещерский) и несколько священников уехали в Москву на Поместный собор 1917–1918 гг. Изза разыгравшихся в России событий архиепископ Евдоким не смог вернуться в Америку, и вскоре стал обновленцем. Регулярные сношения с Церковью в России стали невозможны. Более того, вся духовная и финансовая поддержка со стороны Российской Церкви по отношению к Североамериканской епархии мгновенно прекратилась. Епархия оказалась в очень затруднительном положении, что спровоцировало появление многих и весьма критических проблем.
С целью разрешения этих проблем было решено созвать Собор, второй по счету, что и осуществилось в 1919 г. На нем было принято решение избрать нового епархиального архиерея. После отъезда архиепископа Евдокима, епархией управлял его старший викарий — епископ Александр (Немоловский). Почти единогласно второй Всеамериканский Собор избрал его архиепископом Североамериканским, и избрание это было утверждено Святейшим Патриархом Тихоном.
После Собора и до того тяжелые проблемы Православия в Америке настолько осложнились и углубились, что их преодолеть архиепископ Александр не смог. В 1922 г. в Америку приезжает один из ведущих иерархов Российской Церкви митрополит Платон (Рождественский), бывший экзарх Грузии, управлявший также и многими другими епархиями. С 1907 по 1914 год он уже был архиепископом Американским. Архиепископ Александр предложил митрополиту Платону возглавить православных в Америке. К тому времени там уже появились живоцерковники во главе с лжеепископом Иоанном Кедровским. Архиепископ Александр, не справившись с трудностями, уехал в Европу.
На третьем Всеамериканском Соборе 1922 г. митрополит Платон был избран «митрополитом всея Америки и Канады». До русской революции 1917 г. Православие в Америке было структурно единым, находясь в подчинении епископу Российской Православной Церкви. Но революция вызвала раздробление: греки основали свою епархию, сербы — свою, арабы — свою и т. д. Таким образом, появилось совершенно не в соответствии с нормальным каноническим порядком существование параллельных юрисдикций на единой территории. Большой проблемой также были раскольникиживоцерковники.
В 1924 г. четвертый Всеамериканский Собор, ввиду нужды в крепком местном управлении Церковью, провозгласил временное самоуправление Церкви в Америке, имеющее существовать до того момента, когда возможно будет восстановить нормальные отношения с Церковью в России. Собор вновь подтвердил избрание митрополита Платона. Также собор постановил приступить к разработке постоянного, полного устава Американской Православной Церкви, но изза различных проблем и трудностей в организации в течение тридцати последующих лет употреблялись разные временные уставы, пока, наконец, не пришли к утверждению постоянного устава.
В 1934 г. скончался митрополит Платон. Снова был созван Собор, который опять сражался с проблемой разных юрисдикций, с живоцерковнической проблемой и т. д. В этой связи еще раз было подтверждено временное самоуправление Американской Церкви, а ее главой избран архиепископ Феофил (Пашковский). Он стал митрополитом всея Америки и Канады.
Вскоре после этого собора митрополит Феофил поехал в Сремские Карловцы (Сербия) на совещание с Синодом Русской Православной Зарубежной Церкви, куда из Парижа прибыл также митрополит Евлогий (Георгиевский). Там был заключен договор о временном положении Русской Православной Церкви заграницей, который подписал и митрополит Феофил. В 1937 г. был созван шестой собор. На этом Всеамериканском Соборе рассматривалось соглашение, подписанное митрополитом Феофилом в Сербии. Соглашение было утверждено, но также был подтвержден и статус самоуправления Американской Православной Церкви. Ввиду трудностей, возникших после революции, в 1923 г. единственная семинария в Америке была закрыта. Собор 1937 г. постановил открыть новую семинарию в НьюЙорке и пастырскую школу при СвятоТихоновском монастыре в Пенсильвании.
Изза Второй мировой войны было невозможно созвать следующий Собор до 1946 г. В этот период Православная Церковь в России обрела некоторую свободу. В 1943 г. состоялось избрание патриарха Сергия, а в 1945 г. — патриарха Алексия I. Церковь в Америке радовалась этому и искала примирения с МатерьюЦерковью, но с тем условием, чтобы ей был предоставлен статус автономии. Такое решение было принято в 1946 г. на седьмом Всеамериканском Соборе. Изза этого произошли дальнейшие разделения с зарубежной Церковью. То соглашение, которое достиг митрополит Феофил в 1935 г., полностью отменилось. Увы, переговоры с МатерьюЦерковью о восстановлении отношений и примирении не увенчались успехом.
На восьмом Всеамериканском Соборе 1950 г., состоявшемся после смерти митрополита Феофила, главой Американской Церкви был избран митрополит Леонтий (Туркевич). Он служил в Америке с самого начала века, был сотрудником свт. Тихона, делегатом на Поместном Соборе 1917–1918 гг. В 1955 г. собрался девятый Всеамериканский Собор, утвердивший постоянный статут Православной Церкви в Америке, который постепенно вырабатывался в течение тридцати предыдущих лет. В 1959 г. состоялся десятый Собор, внесший некоторые изменения в статут и подтвердивший необходимость регулярного созывания соборов. С 1955 г. по 1967 г. Всеамериканские Соборы собирались каждые четыре года. Одиннадцатый Собор (1963 г.) внёс некоторые изменения в структуру церковного управления. Во время этого Собора скончался архиепископ Вениамин (Басалыга), первый православный архипастырь, рожденный в Америке.
В 1965 г. после смерти митрополита Леонтия, на экстренном двенадцатом Всеамериканском Соборе главой Православной Церкви в Америке был избран митрополит Ириней (Бекиш). Надо сказать, что в 1960х годах произошло некоторое сближение всех Православных Церквей в Америке, связанное с основанием постоянной Конференции канонических православных епископов в Америке (SCOBA). Все архиереи, подчиняющиеся автокефальным поместным церквам, в том числе и представители Американской Митрополии (тогда еще временно самоуправляющаяся), участвовали в этой Конференции, и даже обсуждалось создание единой Американской Поместной Церкви, чего не произошло, поскольку материЦеркви, как, например, Константинопольская Церковь и другие, этого не допустили.
С течением времени СевероАмериканская Митрополия все более и более приходила к сознанию своей поместности, и на тринадцатом Всеамериканском Соборе 1967 г. был поставлен вопрос об официальной перемене наименования Церкви, которое тогда звучало: Русская Православная ГрекоКафолическая Церковь в Америке. Епископат запретил Собору принять решение по этому вопросу, так как считал его слишком преждевременным. После длительных прении по вопросу, архиереи всё же допустили неофициальное голосование. Голосование состоялось и подавляющее большинство выступило за переименование Церкви в Православную Церковь в Америке.
К концу 1960х годов вновь начались переговоры представителей Американской митрополии с Русской Православной Церковью, в результате которых в апреле 1970 г. Православной Церкви в Америке была дарована автокефалия. Этот новый статус Церкви был принят и подтверждён в октябре 1970 г. на четырнадцатом Всеамериканском Соборе, который стал первым Собором поместной автокефальной Православной Церкви в Америке.
В 1971 г. второй Всеамериканский Собор автокефальной Американской Православной Церкви утвердил новый статут Церкви, с внесением в прежний устав митрополии поправок и изменений, соответствующих новому автокефальному статусу церкви. Следующий, третий Собор 1973 г. занимался финансовыми вопросами и административной структурой высшего церковного управления. Начиная с четвёртого собора 1975 г., каждый собор посвящается определённой теме, которая всесторонне обсуждается на соборе, и делаются соответствующие постановления. Темой четвёртого Собора была «миссия», а пятого Собора 1977 г. — «Церковное домостроительство». На этом Соборе также был избран, после ухода на покой престарелого митрополита Иринея, первый предстоятель Американской Православной Церкви, который родился в Америке — это наш нынешний первосвятитель митрополит Феодосий (Лазор). Пятый Собор знаменателен еще и тем, что он единственный, который состоялся вне США, а именно в Канаде, в Монреале. В 1980 г. шестой Собор был посвящен теме «Православие, Америка и будущее», он принял постановления, призывающие всех православных в Северной Америке к объединению. Седьмой Собор 1983 г., на котором впервые, согласно постановлению предыдущего Собора, в качестве делегатов присутствовали женщины, и восьмой (1986 г.) были посвящены тесно связанным темам: «Рост Церкви» и «Евангелизация». Девятый Собор погрузился в самооценку темой «Православие в Америке: размышления о прошлом и планы на будущее». Десятый Собор 1992 г. имел задачей «распознание воли Божией, наша духовная жизнь и служение». В 1995 г., одиннадцатый Всеамериканский Собор был посвящен теме «собрание в общине», имея в виду церковную общину не только как местную приходскую общину, но и как Церковь в более широком смысле, т. е. поместную, территориальную Церковь как единую общину.
И, наконец, в 1999 г. состоялся двенадцатый поместный Собор Автокефальной Православной Церкви в Америке. Тема его была «О всех и за вся». На этом Соборе было введено новшество — на Соборе впервые читались лекции виднейшими богословами православного мира, дабы ввести участников в понимание обсуждаемой темы. Эти лекции читали епископ Каллист (Уер) из Англии и знаменитый историк Церкви Ярослав Пеликан, который хотя и был всю жизнь лютеранином, но его исторические воззрения всегда были православными — в 1998 г. он принял Православие.
Наш краткий обзор всех двадцати пяти поместных Соборов Американской Церкви может дать о них лишь поверхностное представление. Кроме предложенной темы, на каждом соборе затрагивались многие другие вопросы, принимались отчеты церковного управления, отделов, учреждений, и, по мере надобности, вносились изменения в церковный статут, ибо только Всеамериканский Собор имеет полномочие вносить изменения в этот устав.
В заключении следует сказать, что жизнь Православной Церкви в Америке проходит под небесным предстательством ее святых основателей и вдохновляется их благодатными подвигами.
Дух единства в церковной жизни осуществляется в соборности, а именно в регулярном созыве поместных Всеамериканских Соборов. Православная Церковь в Америке, набираясь сил от этой соборности и по молитвам святых угодников Божиих в Америке просиявших, стремится быть верной Христу Спасителю и Священному Преданию Святой Православной Церкви и достойно служить и свидетельствовать в трудных обстоятельствах неправославной культуры и часто антихристианских нравов современного мира.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >