Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow История христианства arrow Создание миссионерского общества





Создание миссионерского общества
Автор: Нестеров С. В.

Архимандрит Макарий (Глухарёв) и создание в России Миссионерского общества.

 История создания Миссионерского общества в России, которое было основано первоначально в Петербурге, не только скудно, но и весьма противоречиво освещена в литературе . В немногих публикациях, касающихся этого вопроса, приводится более или менее подробное описание добрых деяний барнаульского купца А. Г. Малькова на этом поприще и вовсе не упоминается главный инициатор и организатор учреждения Миссионерского общества — инспектор С.Петербургской Духовной Академии архимандрит Владимир (Петров), ставший впоследствии начальником Алтайской миссии и выдающимся миссионером.

Различные литературные источники содержат при этом очень разноречивые суждения относительно мотивов и результатов деятельности А. Г. Малькова: от однозначно хвалебных — к примеру, в работе «Алтайская Церковная миссия» , до сугубо отрицательных — в статье священника В. Гурьева «Поездка в Алтайскую миссию» .
На истинное положение дел в этом вопросе свет проливают материалы архива Св. Синода и архива Миссионерского общества , анализ которых был проведен И. И. Ястребовым  в магистерской диссертации «Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский», защищенной в 1897 г.
На основании исследования архивных и литературных источников можно утверждать о следующей последовательности событий, приведших к созданию в России Миссионерского общества.
Известно, что архимандрит Макарий Глухарев, основатель Алтайской Духовной миссии , первым высказал и обосновал идею о необходимости организации в стране Миссионерского общества . В своей работе «Мысли о способах к успешному распространению Христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской Державе», представленной на рассмотрение Св. Синода в 1839 г., он не только показал необходимость учреждения Миссионерского общества, но и подробно рассмотрел его функции .
При жизни автора идеи, блаженная кончина которого последовала в 1847 г., Миссионерское общество учреждено, как известно, не было. Очевидно, не без помощи молитв преподобного, содействовать его созданию вскоре вызвались лица, посвященные в замысел апостола Алтая. Это были уже упоминавшиеся выше барнаульский купец IIй гильдии Афанасий Григорьевич Мальков и инспектор Петербургской Академии архимандрит Владимир (Петров) .
В 1860 г. Афанасий Мальков, получив из Москвы копию с чудотворной иконы Божией Матери «Споручница грешных», услышал в Томске от известной юродивой Домны Карповны: «Эту икону Божией Матери увези в Мию на Алтае. Она будет там для них МатерьюВладычицей» . Решив, что речь идет об Алтайской миссии, он отправился туда.
Приехав в село Улалу , где находился главный стан Миссии, А. Мальков был удивлен крайней бедностью убранства улалинской церкви и в то же время богатством веры новокрещенных алтайцев, наглядно проявлявшейся во время богослужения. Начальник Миссии протоиерей Стефан Ландышев поведал ему о назревшей проблеме — необходимости создания на Алтае миссионерского монастыря и женской миссионерской общины, на что указывал и чего добивался еще основатель миссии — архимандрит Макарий . Но некому было хлопотать за это дело, да и средства необходимы были немалые. А. Мальков, заинтересовавшись открывшимся делом, решил помочь Миссии и стал собирать необходимые документы .
Подготовив все бумаги, А. Мальков в 1861 г. отправился в столицу. В Москве он побывал у давнего благодетеля и покровителя Алтайской миссии — митрополита Филарета (Дроздова), который снабдил его письмом к ОберПрокурору Св. Синода . Приехав в СанктПетербург, Мальков обратился за помощью к инспектору Академии архимандриту Владимиру, который, как он слышал, сочувственно относился к Алтайской миссии. Отец архимандрит радушно принял сибирского ходока и стал ему помогать: составлял необходимые прошения, письма и другие бумаги, указывал ему на лиц, к которым следовало обращаться за помощью; а также познакомил его с некоторыми высокопоставленными особами, известными своей благотворительностью и сочувствием к миссионерскому делу .
Вопрос об учреждении на Алтае миссионерских обителей был принят в столице весьма благосклонно, но изза встретившихся разного рода препятствий решение его затянулось, и А. Малькову пришлось вернуться в Сибирь. На улаживание и согласование различных вопросов ушло больше года. Усилия Алтайской миссии и ее благотворителя были небезуспешными, и в начале 1863 г. А. Мальков вновь приезжает в Петербург, имея уже все необходимые документы. Дело получило благоприятный ход: щедротами монаршими было даровано 9.400 десятин земли под миссионерский монастырь и женскую общину; вскоре после этого последовало решение Св. Синода об открытии женской общины в с. Улала  и Благовещенского миссионерского монастыря на берегу Телецкого озера .
На построение монастыря А. Мальков обязался перед Св. Синодом употребить 10 тысяч рублей собственных денег. Не имея средств, он стал хлопотать об устройстве в СанктПетербурге на Сенной площади миссионерской часовни, чтобы ее доходами поддерживать Алтайскую миссию. Все его усилия, однако, закончились полной неудачей .
В это время архимандрит Владимир предложил А. Малькову обратить свои силы и способности на продвижение идеи о таком благотворительном учреждении, которое надежно обеспечивало бы Алтайскую миссию, и не только ее одну, а именно — о Миссионерском обществе . Он обстоятельно познакомил А. Малькова с ходом дела и со своими планами , а немного позже сдал ему и проект устава Миссионерского общества. За собой архимандрит Владимир оставил только обязанность быть руководителем Малькова и его помощником .
Надежды архимандрита Владимира оправдались: те самые лица, к которым А. Мальков безуспешно обращался по делу о миссионерской часовне, стали охотно содействовать ему. Проект устава Общества, составленный архимандритом Владимиром, был очень благожелательно встречен многими высокопоставленными лицами, сочувствующими отечественному миссионерскому делу, в особенности же — известными благотворительницами, близко стоявшими ко двору — Т. Б. Потемкиной, супругой тайного советника А. М. Потемкина, и княгиней Е. А. Васильчиковой. Для продвижения дела несколько благотворителей обязались вносить ежегодно по 1500 руб. в его фонд.
В мае 1865 г. после совещания с архимандритом Владимиром городской голова Петербурга Н. И. Погребов, коммерции советник В. Ф. Громов, петербургский купец В. Ф. Соловьев, почетный гражданин города Н. С. Попов, Д. Е. Бенардаки, Г. М. Пермикин и красноярский купец М. К. Сидоров подали в Святейший Синод прошение , с приложением проекта устава, о разрешении им учредить православнорусское Миссионерское общество .
Св. Синод разрешил и благословил учреждение Общества, а Государыня Императрица Мария Александровна, по просьбе Т. Б. Потемкиной, приняла его под свое покровительство . Высочайшее утверждение Устава Миссионерского общества последовало 16 июля .
Наконец, 21 ноября 1865 г. в домовой церкви Потемкиных состоялось торжественное открытие Миссионерского общества. Перед началом молебна архимандрит Владимир произнес краткую речь . После богослужения состоялись выборы совета Общества . Профессор И. Т. Осинин кратко изложил основные сведения, необходимые для ознакомления с делом. Затем был рассмотрен круг вопросов, стоящих перед вновь созданным Обществом.
Таким образом, с разрешения Св. Синода в ноябре 1865 г. в России было создано Миссионерское общество, полное название которого — «Миссионерское общество для содействия распространению христианства между язычниками».
Начало благому делу было положено, и, казалось, все было заведено, устроено и пошло, как нельзя лучше. На деле же, надеждам учредителей Общества и алтайских миссионеров суждено было пройти через большие испытания и напасти, которые явились от совета Миссионерского общества и Афанасия Малькова.
Воспользовавшись отсутствием главных лиц, избранных в совет, противники участия духовенства в управлении Обществом 27 февраля 1866 г. на общем собрании Миссионерского общества предприняли открытое выступление против священнослужителей — членов Совета. Был затронут и Св. Синод. В результате выступлений генералмайора С. О. Бурачка и его сына — редактора журнала «Маяк» Е. С. Бурачка, выступивших с крайне оскорбительными заявлениями в адрес духовенства, страсти разгорелись до крайности . Архимандрит Герман и профессор И. Т. Осинин в этих условиях сочли невозможным свое пребывание в Совете Общества и вышли из него. Тут же был сформирован новый состав Совета, куда вошли одни лишь светские лица .
В апреле 1866 г. совет самовольно облек А. Малькова званием «Попечителя Алтайской миссии и непременного члена совета Миссионерского общества» , что поставило алтайских миссионеров в определенную зависимость от него. Вскоре руководство Общества потребовало от Алтайской миссии представить подробнейший отчет о ее деятельности, в т. ч. о миссионерском имуществе, приобретенном за последние 23 (!) года. До получения отчета совет Общества не находил возможным отпускать Миссии никаких средств, хотя по смете выделено было на Алтайскую миссию 10 тысяч рублей . На составление такого отчета необходимо было по меньшей мере пятьшесть месяцев кропотливого труда, а сроку было дано меньше месяца. Между тем, жить было нечем, средства совсем истощились . Алтайским миссионерам ничего не оставалось, как обнародовать «Заявление к покровителям и членамревнителям Миссионерского общества» , в котором они с горечью называли совет Общества «ввергшим их в невыносимо бедственное положение, отобравшим от Миссии все источники ее пособия и лишившим ее всяких пособий и со своей стороны», разоблачали А. Малькова как человека «действительно неблагонадежного, недобросовестного и вредного для миссионерского дела» и умоляли всех христолюбивых покровителей и ревнителей «не допустить разрушения святого дела на Алтае».
С этого времени противостояние совета Миссионерского общества и Алтайской миссии стало открытым. А. Мальков, грубо вмешиваясь в дела Миссии , распространял при этом повсюду клевету на ее сотрудников . Алтайские миссионеры на страницах «Православного Обозрения» и «Домашней Беседы» стали разоблачать лживость и зловредность А. Малькова и доверившегося ему совета Миссионерского общества; сторону совета Общества и А. Малькова приняла газета «Деятельность», редактируемая В. Л. Долинским. На страницах этих изданий развернулась настоящая война, длившаяся целых два с половиной года!
В июле 1867 г. совет Общества создал особую Комиссию «для рассмотрения дела об Алтайской миссии и для представления своего мнения о недеятельности начальника ее — архимандрита Владимира». Плодом полугодовой ее работы стал огромный обвинительный пасквиль на алтайских миссионеров . Смута в Миссионерском обществе все разрасталась ; вскоре вскрылись факты возмутительного расхищения почти всей казны Общества; страсти несколько поостыли лишь после того, как в дело вмешалась Т. Б. Потемкина, взявшая архимандрита Владимира под свое покровительство .
Примечательно, что в одной из бесед о судьбе Миссионерского общества Т. Б. Потемкина задала вопрос отцу архимандриту: «Не лучше ли для процветания Общества вручить его постоянному руководству вновь назначенного митрополита Московского Иннокентия?», на что тот ответил: «Что же может быть лучше, митрополит Иннокентий — патриарх отечественных миссионеров, кому, как не ему, доверить судьбу Миссионерского общества!». Благотворительница передала мнение начальника Алтайской миссии Государыне Императрице . В марте 1868 г. секретарь Её Величества сообщил князю Н. С. Голицину, что «Государыня Императрица, известясь с прискорбием о несогласиях, возникших в Миссионерском обществе, повелеть соизволила просить князя озаботиться приглашением всех находящихся в С.Петербурге членов Общества на годовое Общее собрание, для скорейшего избрания членов нового Совета Общества…». Вместе с тем Государыня выражала надежду, что при устранении возникших недоразумений, подобные несогласия, столь пагубные для богоугодной цели Общества, впредь не возобновятся .
18 марта 1868 г. был сформирован новый, четвертый совет Миссионерского общества (куда вошли прежние зачинщики беспорядков). В результате прискорбные несогласия не только не прекратились , но и стали сопровождаться публичными скандалами . В июле 1868 г., в самый разгар расходившихся страстей для рассмотрения обвинений, выдвинутых против алтайских миссионеров, по Высочайше утвержденному определению Св. Синода была учреждена особая Комиссия под председательством викария С.Петербургской епархии преосвященного Палладия (Раева) . Всесторонне рассмотрев дело, Комиссия пришла к выводу, что все обвинения против начальника Алтайской миссии архимандрита Владимира, о. Стефана Ландышева и других миссионеров оказались голословной клеветой .
Нестроения в Миссионерском обществе не утихали , и в августе 1868 г. Государыня Императрица через Синодального Оберпрокурора объявила Миссионерскому обществу, что «в видах правильного развития деятельности Общества она изволит признать необходимым, чтобы на будущее время главное управление Общества, находящееся ныне в С.Петербурге, перенесено было в Москву, под председательство тамошнего митрополита Иннокентия, близко знакомого по собственному опыту с миссионерским делом и с Сибирским краем» . При сем Государыня извещала, что «в случае несогласия на это Общества, Ее Величество не желает оставлять оное под Августейшим своим покровительством» .
Государь Император в апреле 1869 г. повелел упразднить совет Миссионерского общества, а Ее Величество разрешила митрополиту Московскому Иннокентию составить проект нового Устава Миссионерского общества . Владыка оказал архимандриту Владимиру свое доверие, поручив ему составить новый Устав (который был Высочайше утвержден 21 ноября 1869 г.) .
25 января 1870 г. после торжественной литургии в Успенском соборе Кремля в зале генералгубернаторского дома состоялось торжественное открытие, или, вернее, возобновление деятельности Миссионерского общества в России. С обращением к пастве выступил митрополит Иннокентий . Вся православная Россия с живым участием откликнулась на призыв прославленного миссионера, и уже через три дня в Обществе состояло 1700 человек при 30 тыс. рублей капитала.
С этого времени и началась настоящая деятельность Миссионерского общества в России. К концу XIX в. Православное Миссионерское общество насчитывало в своих рядах уже более 12.000 человек в 45 городах и располагало состоянием более 1,5 млн. рублей . Таким образом, через два десятилетия после кончины преподобного Макария Алтайского выдвинутый им проект о создании Миссионерского общества воплотился в жизнь.

Объявление:


Новости по теме:
 
< Предыдущая   Следующая >