Pravmisl.ru


ГЛАВНАЯ arrow История христианства arrow Церковное образование в селе Богословское













Церковное образование в селе Богословское
Автор: Аникеева Е. Н.

Саблеровский центр церковного образования в селе Богословском. 

В живописное село Богословское (ныне это Ясногорский район Тульской области) можно попасть, двигаясь от Москвы на юг по Каширскому направлению и переехав возле дивных Белых Песков через Оку, этот древний рубеж и «берег» Московского княжества (Оку в старину называли также «поясом Пресвятой Богородицы») и преодолев еще 15 верст от города Каширы на запад. Каширский помещик Владимир Карлович Саблер (Десятовский) в конце XIX–начале XX в.  владел здесь родовым имением, где провел детство и юность и где им был организован не имеющий аналогов в России центр церковного образования.

Из истории известна деятельность В. К. Саблера (1847–1929) . Обладая юридическими образованием и степенью, он был привлечен К. П. Победоносцевым в Священный Синод, где служил с 1873 по 1906 г., являлся товарищем оберпрокурора. В. К. Саблер пользовался большим доверием у царямученика, пожаловавшего ему звание статссекретаря Его Императорского Величества . Вступление В. К. Саблера на пост оберпрокурора Св. Синода в 1911 г. приветствовалось в общественных кругах. Его оберпрокурорство продолжалось до ухода на пенсию в 1915 г. В. К. Саблер любил духовенство и верующий народ, благоговел перед церковными службами, всемерно содействовал развитию новых приходов и строительству новых храмов и церковноприходских школ и по всей России, и в родной ему Тульской епархии. В широких кругах было хорошо известно также о его личной щедрой благотворительности. Так, в Кашире знали о его молитвенности и посещении служб в Никитском женском монастыре, которому Саблер пожертвовал немалые средства . Наше внимание будет посвящено именно этому аспекту его многогранной работы: благотворительности и милосердию, ибо во многом на его личные средства и был создан тот школьный центр, о котором пойдет речь.
Краткая история бывшего сельца Тетерки до знаменитого на всю Россию села Богословского такова. В Тетерках, граничащих с имением Саблера, не было никакой школы; поэтому Владимир Карлович организовал здесь школу грамоты для крестьянских детей; потом она выросла в церковноприходскую, поскольку здесь находился деревянный храм в честь св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Тогда же сельцо Тетерки было переименовано в село Богословское. Закладка нового, кирпичного, здания церковноприходской школы по совершении молебна состоялась в 1899 г. В. К. Саблер стал ее попечителем; выделил для нее из своего имения участок земли (10 десятин). Как говорилось в уставе, задача будущей школы — постоянное общение детей с Церковью Христовой, воспитание их в страхе Божием, вложение в юные сердца живого и деятельного благочестия; в школе должны были учить детей, как пользоваться дарами видимого мира, подражать примерам благочестия предков и как богоугодно устроить свою жизнь.
Впоследствии возникла необходимость в устроении учебных заведений более высокого уровня и статуса: одноклассную (первый уровень) церковноприходскую школу сменила второклассная (второй уровень), которая, в свою очередь, по определению Св. Синода в 1903 г. была переведена на более высокую ступень — в разряд церковноучительских. Причем, школы низших ступеней не закрывали, а сохраняли их в качестве образцовых (!). В результате Богословское стало настоящим питомником церковного просвещения: в пяти школах различного статуса к 1912 г. ежегодно обучалось более 400 человек. Таким именно образом здесь сформировался комплекс церковноприходских школ всех существовавших в то время типов, что и было уникальным явлением в церковной жизни. Почетным попечителем этих школ продолжал быть Саблер (взявший в период войны фамилию своей жены — Десятовский). Он вложил сюда не только материальные средства, но был вдохновителем всей системы образования, приглашал учителей и педагогов, снабжал книгами и т. д.; вследствие чего возрастало качество преподавания, и росла известность этих школ.
Интересны история и значение женской церковноучительской школы в Богословском, которую прозвали «женской семинарией». Тогда вследствие открытия многих женских церковноприходских школ в Тульской губернии ощущался большой недостаток учителей, и Св. Синод, как уже было сказано, определил на базе действовавших в с. Богословском учебных заведений создать женскую церковноучительскую школу для подготовки учительниц для церковноприходских, земскоминистерских, второклассных церковных школ. В эту церковноучительскую школу в с. Богословском принимались ученицы не только из Тульской, но и из других епархий: Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Саратовской, Тамбовской. Поступали сюда и девушки даже изза границы: Галиции и Болгарии. Конкурс был большой: уже в первый (1903) год на 25 вакантных мест подали прошение 120 девочек. Это говорит о престиже школы, который она сохранила и приумножила в последующий период. Не поступившие барышни, хотя и лили слезы, но упорно добивались своего места на будущий год. В церковноучительской и в других школах вели преподавание по 13 предметам: Закон Божий, церковная история — общая и русская, церковное пение, русский язык, церковнославянский язык, отечественная история, география, естествознание, арифметика, геометрическое черчение и рисование, дидактика, гигиена, чистописание и рукоделие, сельскохозяйственные работы. Учениц, окончивших школу в с. Богословском, называли «богословками».
Местный питомник духовного просвещения был тщательно опекаем самой царской семьей. Так, когда деревянная церковь св. Иоанна Богослова пострадала во время пожара, то на строительство нового каменного храма в с. Богословском св. император Николай II пожертвовал 3 тысячи рублей серебром. Храм был построен по проекту петербургского архитектора М. Г. Преображенского и освящен 5 декабря 1908 г. Хотя сейчас и полуразрушенное, здание этого храма всетаки и ныне поражает своей красотой и величественностью. Заботливым вниманием пользовались просветительские учреждения в Богословском у св. императрицы Александры Федоровны, взявшей под свое попечение женские церковноучительские школы. Особенно славившийся своим церковным пением школьный хор с. Богословского был приглашен выступать даже в Царском Селе перед императором и его свитой. Об истории центра церковного просвещения в Богословском можно более подробно узнать из книги М. Руднева «Богословская женская церковноучительская школа» (Петроград, 1915).
Естественно, что учащиеся и учащие выражали ответные чувства благодарности и любви к своим попечителям. Много таких чувств, конечно, «досталось» Владимиру Карловичу, которого местные жители по его возвращении в Богословское выходили встречать на дорогу до села Иванькова. Любовь крестьян к Саблеру, думается, была связана не только с его христианским благочестием и милосердием, но и с его рачительным хозяйствованием. В Тульской губернии примером образцовой и интенсивной агротехники были некоторые помещичьи усадьбы, среди которых выделяется имение В. К. Саблера, сочетавшего таким образом в своем лице образцового хозяйственника и духовного просветителя. Это обстоятельство позволяет затронуть полузабытую в настоящее время тему почвенничества в единстве ее агрономических, экологических и духовных сторон. Отношения людей к природе, к земле — это не просто самодовлеющие первичные материальные потребности, как считают материалисты, но они определяются и питаются духовными истоками, залегают в религиозных отношениях и слагают особенную историческую традицию освоения и возделывания родной земли. Рассматривая отношение к земле в старой России, можно увидеть в нем любовь и к почве духовной, почувствовать ту духовнонравственной оседлость и экологическую гармонию, которую имел русский человек, живя с Богом, и которую к настоящему времени, к огорчению, почти утратил.
Несомненно, обладая такой оседлостью, В. К. Саблер устроил при церковноприходских школах земельный участок под садоогород, где учащиеся занимались сельхозработами, а также пчеловодством и животноводством в специально выстроенных корпусах. Напомним, что в перечень дисциплин церковных школ входили сельхозработы, а в уставе говорилось о необходимости воспитывать деятельное благочестие и уметь пользоваться Божьими дарами видимого мира. Иной аспект почвенничества в Богословском — эстетический. Не случайно стиль архитектуры каменного храма св. Иоанна Богослова, воздвигнутого М. Г. Преображенским, специалисты относят к «почвенничеству» как проявлению особого интереса к русскому зодчеству (тому же архитектору принадлежит, например, постройка в Москве Заиконоспасских торговых рядов — напротив ГУМа) . Такая архитектура храма, несомненно, диктовалась эстетическими и идейными симпатиями самого В. К. Саблера.
В годы советской власти духовное просвещение было уничтожено. В стенах церковных школ села Богословского с 1919 г. расположился сельскохозяйственный техникум им. В. И. Ленина. Поразительным фактом является то обстоятельство, что образцовое хозяйство саблеровских имений в течение длительного периода обеспечивало организованное здесь после революции «передовое» совхозное производство: Богословское с прилегающими к нему селами числились в передовиках коммунистического труда и получали высшие показатели в социалистическом соревновании.
В. К. Саблера, награжденного шестью орденами Российской империи, удостоенного иностранных наград, члена Государственного Совета, советская власть подвергла гонениям. Начиная с 1918 г. В. К. Саблера, которому было тогда более 70ти лет, три раза арестовывали, заключали в тюрьму. Последний арест — ноябрь 1925 г. — и приговор: ссылка в Тверь (Калинин). Там он был оставлен на медленную муку, жестоко голодал: плакал, когда ему подавали кусок хлеба, — и умер, по сути, пострадавшим за веру исповедником в 1929 г.  
Что представляет собой саблеровский центр сейчас? В старых и во вновь построенных корпусах ныне располагается организованный в 1986 г. совхозтехникум «Богословский», который представляет собой такой тип учебного заведения, где юноши и девушки одновременно с учебой занимаются производством сельхозпродукции (показатели этого производства, кстати, неплохие: урожайность зерновых — 26,6 ц/га). Приметы нашего непростого времени: унылопарадный внешний вид этого техникума контрастирует с его внутренней жизнью. Его педагоги, несмотря на сельскохозяйственный профиль (аграрный факультет и факультет механизации), используют богословские «предпосылки», если можно так сказать, этого учебного заведения. Вопервых, бережно сохранена его история, на которой воспитывается молодое поколение. Так, учащиеся трудятся в разоренном храме св. Иоанна Богослова, расчищая мусор. Вовторых, на добровольных началах и за счет самоотверженного труда педагогов и местных жителей создан и поддерживается музей по истории села Богословского, не имеющий никаких государственный дотаций. Половина экспозиции этого музея посвящена дореволюционному периоду и В. К. Саблеру . Эти добрые знаки подают надежду, что восстанавливается связь времен и поколений.
С 1996 г. совхозтехникум стал филиалом Российского Университета дружбы народов (аграрный факультет), и сейчас он с учетом его знаменательной истории называется не иначе, как «учебнообразовательнокультурный комплекс «Богословское». Данное учебное заведение получило серьезную материальную поддержку не без помощи тогдашнего ректора Университета, а ныне министра образования РФ В. М. Филиппова. Это обстоятельство вызвало к жизни поговорку богословцев: «РУДН — наш новый Саблер». Удивительным является тот факт, что педколлектив этого светского учебного заведения подавал прошение в Тульскую епархию о возобновлении церковной жизни в храме святого апостола Иоанна Богослова. 1–2 июня 1999 г. в с. Богословском проводилась под эгидой Тульского департамента образования, Тульской епархии и местной администрации секция «Образование и проблемы духовности русского села» (тема поистине почвенническая!) областной научнопрактической конференции «Образование и религия в повышении духовной культуры и нравственности учащейся и студенческой молодежи». Это заседание секции было приурочено к 2000летию христианства, 100летию села Богословского и 200летию ТульскоБелевской епархии. Девизом заседания, проходившего в актовом зале саблеровской школы, были выведенные на красочном плакате письмена: «В начале было Слово».
Наиболее сильным впечатлениям от конференции, конечно же, было посещение музея с. Богословского и ознакомление с его историей. Приятно поразила и вежливость учащихся, которые сопровождали гостей по территории комплекса и подготовили выставки. Сначала неожиданным, но потом вполне закономерным показалось появление двух монахинь СвятоТроицкого Белопесоцкого монастыря, специально приглашенных на заседание секции. Этот монастырь, куда была организована экскурсия для участников конференции, находится в 20 км от села Богословского.
 
< Предыдущая   Слудующая >